Украинская экономика уже сегодня вполне может получить не менее 40 млрд долл. безвозвратных инвестиций во все без исключения отрасли экономики и для социального обеспечения населения. Эти деньги лежат у нас с вами под ногами, по ним мы ежедневно ходим. Это — украинская земля. Надо только наклониться и поднять эти миллиарды.
Сейчас на весах судьба украинского крестьянина, который в случае запуска полноценного рынка земли или станет богатым и процветающим, или так и продолжит перебираться в крупные города-миллионники или уезжать на заработки в соседние страны. Все по-прежнему зависит исключительно от власти. Но многое зависит и от владельцев агробизнеса, которые в следующем цикле президентских и парламентских выборов 2019 г. будут играть одну из ключевых ролей.
В целом в Украине насчитывается около 42 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Относительно этих земель в стране действует мораторий на продажу. Учитывая нормативную денежную оценку, их общая стоимость составляет приблизительно 40 млрд долл. Около 68% “подмораторных” земель — это земельные паи, находящиеся в частной собственности почти
7 млн жителей Украины. Подавляющее большинство таких собственников живут в сельской местности. На первый взгляд, это мощный потенциал, который должен содействовать процветанию украинского села и притоку туда новых жителей вместе с инвестициями. Но, несмотря на это, в Украине системно уменьшаются количество сел и численность сельского населения.
По состоянию на 1 января 1991 г. в Украине насчитывалось 28845 сельских населенных пунктов, в которых проживали почти 17 млн человек. За годы независимости в стране исчезло 468 сел (см. рис. 1), и по состоянию на 1 января 2017-го их уже было 28377 с общей численностью населения 13 млн человек. В 2014 г., когда мы имели еще полную картину, включая Крым, в Украине насчитывалось 28397 сел с населением 14 млн человек.
Если же попытаться охарактеризовать современное украинское село, то я сказал бы следующим образом: вследствие непродуманной государственной политики в вопросе введения земельной реформы за все годы независимости для украинского села характерно взрывоопасное социальное и политико-экономическое неравенство, где крестьянина сознательно превратили в заложника собственного земельного пая, который ему тяжело нести и жаль потерять.
В чем же причина такого состояния дел? Во-первых, большинство крестьян не смогли добиться выделения земельных паев в натуре, а значит, оказались в полной зависимости от новоиспеченных арендаторов. Даже больше, абсолютное большинство владельцев паев фактически были лишены минимальных средств для самостоятельного их возделывания из-за отсутствия надлежащей государственной поддержки.
Во-вторых, отсутствие антимонопольной политики государства в сельскохозяйственном секторе, создание налоговых преференций и государственных дотаций для крупных агрохолдингов и экспортеров сельхозпродукции стали причиной уничтожения фермерских малых и средних хозяйств.
В-третьих, внедрение крупными игроками в сельском хозяйстве современных технологий существенно уменьшило количество наемных работников и стало причиной роста безработицы в селе.
В-четвертых, безоговорочный контроль над формированием местной политической элиты со стороны крупных агрохолдингов привел к тому, что местная власть в селах действует исключительно в интересах крупных агропроизводителей.
Конечно, этот перечень далеко не исчерпывающий, но четко указывает на тенденциозность развития агропромышленного сектора, в котором простому крестьянину не остается места. Он вынужден мигрировать в крупные города, инфраструктура сел приходит в упадок, что постепенно уничтожает села и ухудшает криминогенную ситуацию в них.
Станет ли отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения толчком к возрождению украинского села, зависит исключительно от того, какое законодательство примет парламент для этого.
Не стоит вспоминать, сколько раз народные избранники продлевали действие моратория. Сейчас в парламенте зарегистрирован как основной проект закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, который, собственно, и предлагают украинцам как дорожную карту рынка земли. Но этот законопроект содержит ряд существенных рисков. Поэтому его принятие крайне опасно. Основные замечания следующие:
— потеря земель при неурожае в течение одного года как залога под получение кредита;
— коррупционный выкуп земель государственной, коммунальной и частной собственности “своими” фирмами путем занижения оценочной стоимости;
— возможность выкупа земель, используемых малым и средним бизнесом, крупными агрохолдингами;
— принудительный выкуп крупными агрохолдингами у владельцев паев участков с долгосрочным договором аренды;
— запрет продажи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, что ограничит инвестиции и запустит коррупционную схему выкупа земель через подставные фирмы.
Конечно, есть и другие замечания, но и этих достаточно, чтобы понимать невозможность его принятия. Но непреодолимое желание освоить актив на 40 млрд долл. стало причиной заявления президента о “нетрезвости популистов”, являющихся противниками “дикого” рынка земли. В этом русле следует вспомнить собранные в прошлом году три миллиона подписей за продление моратория и широко анонсированный Аграрной партией Украины проект закона “Об Общегосударственной программе развития земельных отношений в Украине на период до 2025 года”. Этим документом предлагается дать полноценный старт рынка земли не ранее 2024 г. Но его так и не удалось зарегистрировать в парламенте.
Настроения самих владельцев паев относительно введения рынка земли довольно неоднозначны. Как показывает анализ влияния открытия рынка на экономическое благосостояние различных заинтересованных сторон, обнародованный Киевским международным институтом социологии в январе 2017 г., только треть опрошенных владельцев паев считают, что отмена моратория принесет выгоду экономике Украины. А это, в свою очередь, свидетельствует об огромном кризисе доверия к действующей власти в вопросе введения прозрачного рынка земли.
Впрочем, здесь есть и другая сторона медали, касающаяся стоимости аренды. Согласно исследованиям Экономического дискуссионного клуба, в странах Евросоюза самая дорогая аренда в Нидерландах (791 евро за гектар), самая дешевая — в Латвии (46 евро). В Украине еще меньше. В 2017 г. средний размер платы за аренду одного гектара сельскохозяйственной земли составлял 1369 грн (около 41 евро) за календарный год (см. рис. 2).
А теперь о стоимости — нормативной денежной оценке одного гектара. По данным Госгеокадастра, по состоянию на 1 января 2018 г. нормативная денежная оценка гектара пашни в среднем по стране составляла 27,5 тыс. грн, то есть около 840 евро.
Фактически многолетним мораторием на продажу земель сельхозназначения владельцев паев лишили права просто продать свой пай (размер которого в Украине достигает от 2 до 5 га) и получить от 2 до 5 тыс. евро. А с введением разумного и с прозрачными правилами рынка земли цена может вырасти в разы. Но для этого необходимо соответствующее законодательство, которое парламент упрямо не хочет принимать. И тогда суммы будут значительно большими и достигать десятков тысяч долларов. Большинство крестьян такие деньги видели разве что в воображении. Вместе с тем, как упоминалось выше, далеко не все владельцы паев будут готовы распрощаться со своей землей. Тем более не готовы говорить об этом политики, спекулируя на теме моратория. И заложником вновь оказывается украинское село, ставшее разменной монетой в отмене моратория на введение полноценного рынка земли.
Но в случае его запуска мы окажемся перед угрозой дальнейшего сокращения малого и среднего агробизнеса, массовой миграции сельского населения в города-миллионники, истощения земель для производства экспортоориентированной продукции с относительно низкой добавленной стоимостью и вывода капиталов в офшоры. И, несомненно, нас ждут дальнейший упадок социальной инфраструктуры на селе и вымирание этих самых сел.
Конечно, не хотят говорить об отмене моратория и владельцы агрохолдингов. Ситуация их вполне устраивает. Потому что рентабельность выращивания, например, подсолнечника, по данным Госстата, в 2016 г. составляла 63%, зерновых культур — почти 40.
Если позиция в Украине относительно земельной реформы разная, то международные финансовые институты, с которыми сотрудничает наша страна, вполне однозначны. Например, одним из условий получения очередного транша МВФ является запуск полноценного рынка земли. Еще в прошлом году соответствующее требование выдвигали правительству Гройсмана, но тогда удалось “замять” этот вопрос. В марте этого года представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман в интервью украинским СМИ четко указал: “Земельная реформа — один из ключевых элементов программы реформ, поддерживаемых Фондом”.
Всемирный банк также заявил о своей позиции относительно запуска рынка земли в Украине. Глава представительства Всемирного банка в Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахонен отметила, что их устраивает любой сценарий запуска рынка земли. В том числе и продажа земли ограниченным объемом (до 300 га) в одни руки только физическим лицам — гражданам Украины, ранее предлагаемая Минагрополитики.
Разговоры о возрождении украинского села перманентные и характерные для любой власти в Украине. В июле 2012 г. Кабинет министров Азарова создал государственный Госзембанк. На этот институт возлагались стратегические задачи кредитной поддержки предприятий АПК и внедрения соответствующих государственных программ в сельском хозяйстве. Но из-за отсутствия соответствующих изменений в законодательстве банк с момента получения банковской лицензии почти не проводил банковскую деятельность, предусмотренную уставом. Поэтому был ликвидирован 10 сентября 2014 г. правительством Яценюка. Причины ликвидации этого финансового учреждения в постановлении Кабмина не уточняются.
Защищает права крестьянина, как и каждого гражданина Украины, и действующая Конституция. Статья 41 Основного Закона гласит: “Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности”. По этому поводу в украинских СМИ приверженцы снятия моратория по-своему начали трактовать решение Европейского суда по правам человека, где говорится, что “абсолютный запрет на покупку и продажу земель сельскохозяйственного назначения стал непосильным бременем для заявителей”. По мнению ряда экспертов, таким образом нарушено конституционное право распоряжаться собственностью, а следовательно, мораторий должен быть немедленно отменен. Впрочем, само решение не обязывает украинскую власть сделать это безотлагательно.
В целом в Украине насчитывается почти 42 млн га земель сельхозназначения. Большинство из них — 27,7 млн га — это частные паи. Учитывая нормативную денежную оценку, ее общая стоимость составляет около 40 млрд долл., которые были бы существенным вливанием в экономику Украины. Для нас же основным инструментом возрождения и сохранения агропромышленного потенциала страны должно стать не производство зерновых, а создание сельскохозяйственного производства с высокой добавленной стоимостью. Условия для этого есть. Они на поверхности.
Валерий КЛОЧОК, политический эксперт, магистр государственной службы, руководитель частного предприятия
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
09:10 26 ноября
09:00 26 ноября
08:50 26 ноября
08:40 26 ноября
08:30 26 ноября
08:10 26 ноября
08:00 26 ноября
07:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.