Чтобы не встретиться с пиратами, огибали Африку
В начале мая Украина получит одну из наиболее современных буровых установок.
Испытания и окончательная пусконаладка морской буровой платформы “Петр Годованец” завершатся в ближайшие дни — и платформа будет готова для транспортировки на месторождения нефти и газа, расположенные на украинском Черноморском шельфе.
Пока буровая платформа стоимостью 400 миллионов долларов находится в турецком порту Гиресун, неподалеку от Трабзона. Сюда она попала из Сингапура, где была построена на верфи Keppel Fels. Но чтобы доставить ее на Черное море, пришлось провести целую спецоперацию.
— Примерно в начале июня прошлого года мы достроили наконец платформу. И встал вопрос ее транспортировки на Черное море. Могли бы тянуть на буксире хоть до самого Крыма, но дело в том, что пролив Босфор и Дарданеллы перекрывают два моста и еще две линии ЛЭП. Под ними не прошли бы массивные “ноги” платформы, — рассказал Надар Радеш, представитель Keppel Fels, который руководил процессом перевозки и последующей сборки буровой.
Решено было “укоротить” три гигантские 150-метровые опоры, на которых стоит плавучая платформа. Для этого каждую из них отделили от готовой уже платформы, разрезали на пять частей и погрузили на специальное судно-тяжеловес Hansa (кстати, оно снималось в одной из серий научно-популярных передач “Самые большие корабли” на телеканале Discovery). Безопасность прежде всего — чтобы избежать неприятностей с сомалийскими пиратами, морякам пришлось огибать Африканский континент.
— Транспортировка буровой — это вообще уникальная операция. Подобных установок, способных работать на такой глубине в Черном море, раньше вообще не было. Их еще никто никогда сюда не поставлял. Разборка и сварка подобной платформы — это операция на уровне микрохирургии. Компаний, которые проводят такого рода сварку, в мире можно по пальцам пересчитать, — утверждает Василий Мельник, глава совета директоров “Рижской судоверфи” (эта компания поставит вторую буровую. — Прим. авт.).
— К концу ноября 2011-го довезли платформу до Босфора — и в момент ее прохождения по проливу снизили напряжение на проводах (154 тысячи киловатт) и ограничили движение других судов. Иначе платформа могла бы потерять управление и начать дрейфовать, столкнувшись с другими судами, — рассказывает Радеш.
Собирали воедино разрозненные части платформы и ее опоры в турецком порту Гиресун, недалеко от Грузии. Как пояснили наладчики из турецкой компании “Арас”, причина — в невозможности проведения подобных работ в Украине. Во-первых, море в районе Турции гораздо спокойнее. Во-вторых, в Гиресуне была возможность подготовить причал для проведения довольно сложных работ — в любом из украинских портов столкнулись бы с проблемой загруженности.
“Последние приготовления: три сотни человек работают 24 часа в сутки”
Над сборкой платформы в пиковый момент одновременно работали 330 человек — это рабочие из Малайзии, Сингапура, Азербайджана, Индонезии, Турции, а также европейцы — из Шотландии. Как пояснил “КП” один из руководителей компании “Арас” Сертан Юлдиж, персонал, который нанимали для проведения монтажных и наладочных работ, жил в окрестных отелях и гостиницах, поэтому можно точно узнать количество “человеко-дней” — за пять месяцев сборки мегаплатформы в местных гостиницах суммарно было арендовано 55 000 койко-мест.
— Пригнали четыре спецкрана — один кран на триста тонн, еще три — шестисоттонники. Работы такого объема здесь делали впервые. Например, один из гигантских кранов — плавучий, и его пришлось специально доставлять на Черное море, — поделился Надар Радеш.
Работы по “склейке” опор, поднятию платформы на три длинные “ноги” и настройке бурового оборудования завершились на днях. На сегодня “Петр Годованец” уже готов к транспортировке на украинскую часть Черноморского шельфа — как подчеркивают сотрудники компании “Черноморнефтегаз”, которая будет заниматься эксплуатацией платформы, это самая прогрессивная буровая во всем Черноморском регионе.
— Вообще сама платформа является океанической, то есть приспособлена для глубоководного бурения и разведывания ресурсов. Но она максимально адаптирована для работы в Черном море, под конкретные месторождения, — пояснил “КП” директор департамента коммерции “Черноморнефтегаза” Владимир Кудик. — На платформу установили большое количество дополнительного оборудования, которое сделало ее максимально эффективной и безопасной.
Купленный для работы на буровой вертолет Augusta-139 оборудован дополнительными системами безопасности — противооблединительной, которая очень важна в наших зимних условиях. А в случае экстренного приземления на воду (летать вертолету придется в основном над Черным морем) он выбросит буи и не потонет. Не исключено, что в экстренной ситуации это спасет жизнь людей.
Новая буровая постоянно связана с диспетчерским центром “Черноморнефтегаза” через канал спутниковой связи. И информация о процессе бурения, скорости движения бурового долота, прочих технологических процессах будет поступать на центральный пульт компании. Если вдруг соединение будет прервано, бурение приостановится.
Из дополнительного оборудования, установленного на “Годованце”, — усиленные системы бурения на глубину до 9500 метров, современная установка для подготовки и подачи бурового раствора, а также система для очистки взвеси, поднимаемой со дна моря. Новая буровая позволит Украине быстрее и эффективнее разрабатывать запасы шельфа.
— Экологическая безопасность была одним из ключевых требований украинской стороны. В Мексиканском заливе, Тихом океане, Желтом море пульпу, которую отсасывают насосы из скважины, просто выливают в море или океан. Но Черное море — внутреннее, оно имеет ограниченные выходы в Мировой океан, поэтому тут действуют специальные экологические стандарты, и просто так сливать отходы в море нельзя, — пояснил Василий Мельник (детальный репортаж с борта украинской платформы читайте в ближайших номерах “КП”).
Буровая окупится за два года
Безопасностью платформы серьезно занялись после позапрошлогоднего инцидента в Мексиканском заливе, когда из-за механического повреждения в море начали выливаться кубометры сырой нефти. На украинской буровой периодически проводятся учения, связанные с ликвидацией разлива нефти.
— Мы не можем допустить сегодня какие-то необоснованные риски в акватории Черного моря — это курорт, это наше достояние, это перспектива нашей добычи, и поэтому мы должны применить самые современные технологии, которые мы специально для этого докупили, — говорят представители “Черноморнефтегаза”. Конечно, покупка буровой платформы — удовольствие не из дешевых. Тем более для дочерней структуры “Нафтогаза”, которому приходится периодически проводить расчеты за дорогое импортное топливо.
— Но тем важнее для нас разрабатывать внутренние возможности. Исходя из нынешней стоимости импортного газа (Украина платит одну из самых высоких цен в Европе — 425 долларов за тысячу “кубов”. — Авт.) “Петр Годованец” окупится, как только с помощью этой платформы на Черноморском шельфе добудут 1 миллиард кубометров газа, — объясняет председатель правления “Черноморнефтегаза” Валерий Ясюк. — Это произойдет в ближайшие полтора года (как пояснили “КП”, речь идет о начале 2014 года. — Авт.) Таким образом реализуется задача, поставленная президентом, — за пять лет максимально отойти от импорта энергоносителей.
К слову, тенденция к переходу добычи газа и нефти на шельф (20-километровая зона вдоль берега богата полезными ископаемыми) характерна для всего мира. В 2010 году более половины всего мирового газа и нефти была добыта именно в море. И, по словам экспертов, в дальнейшем этот процент будет только расти. Черноморский шельф являет собой лакомый кусок — он освоен лишь на 5%, а глубоководные его залежи, на разработку которых и будут брошены силы новых буровых, еще мало изучены. Ожидается, что в следующем году в Украину доставят вторую установку, которая по своим характеристикам не уступает “Петру Годованцу”.
Наша справка
Платформа названа в честь легендарного украинского буровика, принимавшего участие в открытии всех известных месторождений на Черноморском и Азовском шельфе Украины. Придя в 1961 году простым рабочим, Петр Годованец со временем руководил буровыми платформами “Таврида” и “Сиваш”, отдал отрасли почти полвека. За время работы был награжден многочисленными орденами и медалями. В 2007 году ушел из жизни в результате скоротечной болезни, так и не оставив пост начальника буровой “Таврида”.
Золотое дно
Планы “Черномор- нефтегаза” по бурению скважин на шельфе
Год Скважин
2012/16
2013/19
2014/26
2015/16
ВСЕГО 77
Источники поступления газа в страну (миллиардов кубометров в год)
Дополнительная добыча “Черноморнефтегаза” после запуска двух новых буровых установок - 3
Собственная добыча в Украине - 20
Покупка у России в 2012 г - 27
Что скажете, Аноним?
[18:47 23 декабря]
[15:40 23 декабря]
[13:50 23 декабря]
00:40 24 декабря
19:00 23 декабря
18:50 23 декабря
18:00 23 декабря
17:30 23 декабря
17:20 23 декабря
17:10 23 декабря
17:00 23 декабря
16:40 23 декабря
16:30 23 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.