Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украина и реформа объединенной Европы

[11:45 12 мая 2011 года ] [ День, № 79, 12 мая 2011 ]

Торбйорн Ягланд: Наша цель — дать возможность СЕ действовать по-новому, когда придется столкнуться с вызовами, перед которыми стоит Европа

Путь Украины в направлении европейской интеграции начался именно со вступления нашей страны в Совет Европы шестнадцать лет тому назад. И хотя в 1995-ом было немало противников такого шага (политическая верхушка не очень стремилась принимать на себя связанные со вступлением обязательства и в то же время боялась мониторинга Парламентской Ассамблеи), соответствующие документы в Страсбурге подписал тогдашний премьер-министр Евгений Марчук. Сегодня трудно отрицать, что, невзирая на прошлые опасения и проблемы, с которыми столкнулось молодое государство в связи с отставанием от развитых европейских стран, со вступлением в Совет связан реальный прогресс в реформировании украинского законодательства, и в конечном итоге реальная возможность быть частью объединенной Европы.

Вчера Украина впервые за 16 лет членства в СЕ возглавила Комитет министров Совета Европы. Передача председательства от Турции к Украине состоялась в Стамбуле во время заседания глав МИД стран-членов Организации. Следовательно, на протяжении следующих шести месяцев Комитет министров Совета Европы будет возглавлять глава Министерства иностранных дел Украины Константин Грищенко.

“День” уже сообщал своим читателям о том, что Украина возглавит Совет Европы в особенно ответственный момент, поскольку сама Организация стала на путь основательных реформ. Чего ожидают от Украины в Совете Европы и каковы цели реформ этой организации? Об этом “Дню” — в эксклюзивном интервью Генерального секретаря Совета Европы Торбьерна ЯГЛАНДА.

— Совет Европы ожидает первого в истории председательства Украины в Комитете министров с мая по ноябрь 2011 года. Украина поставила три главных приоритета: защита прав детей; содействие правам человека и верховенство права в контексте демократии и стабильности в Европе; укрепление и развитие демократии на местах. Украина начнет председательство в Комитете министров только через несколько недель после того, как 27 апреля была принята “Измирская декларация” о будущем Европейского суда по правам человека. Украине будет нелегко приспособиться и поддерживать тот размах, которого набрал процесс реформирования наблюдательных механизмов, начатый Европейской конвенцией по правам человека, — процесс, который начался на конференции в Интерлакене в 2010 году.

Председательство Украины приходится также на то время, когда так называемая “группа выдающихся деятелей” Совета Европы выступит с докладом и рекомендациями в контексте пан-европейского проекта “Жить вместе в Европе ХХІ века”

— Еще эта помощь будет способствовать созданию такой Украины, которая изнутри будет безопаснее и стабильнее в плане демократии. Это чрезвычайно важно не только для Украины, но и для остальной Европы также, поскольку стабильная Украина, с сильными институтами и действующими демократическими практиками, также является гарантом стабильности в более широком регионе.

— Прошлой весной, во время своего первого визита в Страсбург, Президент Украины Виктор Янукович пообещал, что до апреля 2011 года Украина выполнит все обязательства, которые взяла на себя, вступая в Совет Европы. Как вы считаете, свидетельствуют ли тенденции, которые имели место на протяжении президентства Виктора Януковича, о последовательном выполнении этого обещания?

— Я приветствую недавний Указ, подписанный Президентом Януковичем, что заложил основы для работы над реформами, позволяющие Украине выполнить свои еще не выполненные обязательства перед нашей Организацией, как до, так и во время председательства. Это обещание показывает желание политической власти переступить через внутреннее несогласие для того, чтобы обеспечить потребности всего населения, помня и о благах, которые страна, несомненно, получит от широкого сотрудничества с Советом Европы и всеми важными игроками в Украине, пытаясь улучшить жизнь населения. Я приветствую возможности, которые даст шестимесячное председательство в Комитете министров Украине и Совету Европы для тесного сотрудничества ради поиска решений проблем, общих для целой Европы и ее граждан. Мы уже имеем хороший опыт сотрудничества с Украиной через План действий, который реализовываем с 2008 года, ради облегчения выполнения вашей страной обязательств перед Советом Европы.

Я не хочу сказать, что в Украине все настолько безоблачно. Совет Европы уже выражал обеспокоенность по поводу недавних заявлений об ограничении свободы СМИ; Украина обязалась придерживаться наивысших европейских стандартов свободы СМИ, и мы будем следить, чтобы эти стандарты были соблюдены.

То же касается и свободы собраний, и свободы слова в целом; гражданское общество (наличие которого Украина уже демонстрировала в прошлом) — необходимый источник критики и анализа для всех демократий и помогает обеспечить соблюдение прав человека, открытую дискуссию и свободу собраний и организаций.

Однако мы всегда готовы помочь в реформах, что дадут Украине возможность выполнить ее еще не выполненные обязательства перед Советом Европы, особенно в области законодательства, средств массовой информации и — вопрос, которому мы уделяем особенное внимание и который, насколько мне известно, является в Украине главным — борьба с коррупцией.

— Проправительственные украинские политики отмечают необходимость упразднить мониторинг Украины. Члены оппозиции наоборот предостерегают от такого шага. По вашему мнению, является ли мониторинг действенным инструментом для того, чтобы стимулировать власть к проведению реформ?

— Решения относительно договоренностей и обязанностей Украины лежат в компетенции Парламентской Ассамблеи. В своем докладе за 2010 год о функционировании демократических институтов в Украине комитет ПАСЕ по вопросам мониторинга сформулировал ряд рекомендаций, которые, по его мнению, необходимы для обеспечения соответствия реформ европейским стандартам и принципам. В частности, там отмечалось, что Украина не сможет провести реформы, необходимые для выполнения обязательств по вступлению, без предыдущей реформы Конституции.

Прогресс был достигнут благодаря рекомендациям, сделанным в ходе процедуры мониторинга и с учетом опыта Венецианской комиссии, а также контекста выполнения решений Суда, который остается для всех стран-членов главным механизмом мониторинга и гарантирует соблюдение Европейской конвенции по правам человека.

— Как было уже сказано, Совет Европы собирается провести системные реформы. Какой вы видите конечную цель процесса реформ? Каким будет место Совета Европы среди других европейских организаций?

— Цель реформы — дать возможность Совету Европы действовать по-новому, когда придется столкнуться с настоящими вызовами, перед которыми стоит Европа сегодня. А их очень много. Мир быстро изменяется, и Европа не отстает. Некоторые из этих изменений приходят извне, некоторые — внутренние, но все они требуют более быстрой реакции Совета Европы, большей сосредоточенности и конкретики, чем раньше.

В последние месяцы мы все наблюдали исторические изменения, которые происходили в непосредственной близости от европейских границ. Наша реакция была немедленной, уместной и ставила перед собой цель достичь конкретных результатов на месте. Как следствие, Венецианская комиссия, в настоящий время, работает с Тунисом и Марокко, и мы поддерживаем связь с властью Египта.

Я подготовил подробные предложения по политике добрососедства, которые были озвучены на встрече министров в Стамбуле 11 мая. Я еще раз хотел отметить критическую важность реформ Европейского суда по правам человека. Это решающий момент в целом процессе. Чрезвычайно важно, чтобы мы внедрили изменения, которые позволят Суду функционировать без того долга, который мы видим сегодня. Это необходимо не только для авторитета и жизнеспособности Суда, но и для доверия к Совету Европы и выживание системы, которая помогла отстаивать права человека и демократическую стабильность в Европе больше, чем шесть десятилетий.

Древний китайский философ Лао Цзы сказал когда-то, что “если не менять направление, можно в конечном итоге прийти туда, куда хочешь”. Совету Европы пришлось изменить направление. В настоящее время наша цель — более важная роль, меньше деятельности, но намного больше реальных дел.

— Во время встречи с украинскими журналистами генеральный директор Совета Европы по вопросам политической деятельности Жан-Луи Лоран подчеркнул, что Организация начнет работу в политической сфере. Имеет ли Совет Европы инструменты, которые позволили бы ей влиять и на страны Старой Европы и вынуждать их действовать в рамках европейских ценностей?

— Совет Европы — политическая организация и устанавливающая критерии. Ее цель — обеспечивать гармоничный и целостный ответ на все новые и новые вызовы, которые появляются перед нашими 47 странами-членами. Как старые, так и более новые демократии абсолютно равны в вопросе относительно необходимости придерживаться европейских ценностей и принципов. От начала моей работы на этом посту приоритетным вопросом стало укрепление роли и влияния Совета Европы на политической арене. Вот почему я регулярно контактирую с коллегами из других европейских институтов и ООН. Один из последних примеров — в прошлом году, в октябре, Совет Европы первым выступил с инициативой укрепить права ромов. Сделать Совет Европы важнее — значит изменить дело к лучшему на основе его главных ценностей и уникального опыта.

— Во время встречи с украинскими журналистами в Страсбурге вы отметили, что Беларусь должна быть членом европейских институтов. Имеет ли Совет Европы инструменты, которые позволят положительно влиять на Беларусь в плане развития гражданского общества и демократических институтов?

— Совет Европы быстро отреагировал на события после президентских выборов в Беларуси 19 декабря. Комитет министров призывал немедленно освободить арестованных кандидатов в президенты, журналистов и борцов за права человека. Он также заявил, что будет продолжать поддерживать установление более тесных взаимоотношений между Советом Европы и Беларусью лишь на основе соблюдения европейских ценностей и принципов. 27 января 2011 года Парламентская Ассамблея приняла резолюцию относительно положения в Беларуси в свете состоявшихся президентских выборов, В ней очерчено намерение Совета Европы крепить диалог с белорусскими демократическими силами, гражданским обществом, оппозиционными группировками, свободными СМИ и защитниками прав человека. Совет Европы предложил ряд действий с целью укрепить роль гражданского общества и независимых СМИ в Беларуси, чтобы обеспечить значительный и постоянный прогресс в области демократии, верховенства права и прав человека. В этом контексте проведенная Советом Европы конференция по вопросам деятельности международных неправительственных организаций играет значительную роль в поддержании и развитии контактов с неправительственными организациями в Беларуси. Кроме этой программы действий, я хотел бы еще сказать, что Беларусь также была участницей Европейской культурной конвенции с 1993 года, а в январе этого года присоединилась к Группе государств против коррупции. В настоящее время проходит обсуждение продолжения деятельности Информационного центра Совета Европы в Минске с Белорусским государственным университетом.

Виктория СКУБА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.