Компания “Мирта” заказывает всю бытовую технику под одноименной торговой маркой в Китае и в Грузии. Но уже собирается стать конкурентом своим подрядчикам: владельцы “Мирты” собираются строить в Украине завод. 80% его мощностей “Мирта” хочет загрузить заказами глобальных компаний. Одна из приманок, на которую должны клюнуть условные Phillips и Siemens, — недорогая и квалифицированная рабочая сила в Украине.
Средняя зарплата в Украине — около $150 в месяц. В Китае — более $300. “За миску риса там уже никто не работает”, — уверяет Артем Лукашов, совладелец “Мирты”. За последние 12 месяцев об отказе от производства в КНР заявили Adidas, Panasonic, Swarovski, Microsoft.
Могут ли украинские предприятия “откусить” долю у Китая?
“Понятные люди”
Две недели назад немецкий производитель спортивной одежды и аксессуаров Adidas объявил о том, что сворачивает производство в Китае. От размещения заказа коллекции до появления коллекции в магазине проходит слишком много времени. Лукашов из “Мирты” уверяет, что производство в Украине сэкономит европейским компаниям около полутора месяцев. “У нас на все уходит 4 —5 месяцев. Из них месяц-полтора — это доставка”, — приводит он пример “Мирты”. В “высокий сезон”, например, перед новогодними праздниками, когда китайские предприятия загружены, срок может растянуться. “Китайцы — ушлые ребята, нередко берут заказов больше, чем могут выполнить, — рассказывает Лукашов. — В лучшем случае передадут на другие заводы, в худшем — отложат на потом”.
Еще одна проблема — трудности перевода. “У нас разный менталитет, разная понятийная база, очень трудно вести переговоры, — говорит Андрей Митченко, директор компании “Экософт” (крупный украинский производитель фильтров).
Митченко общался с китайцами четыре года, заказывая там комплектующие для фильтров. В 2009-м году “Экософт” отказалась от аутсорсинга в Китае. Тому было две причины. Первая — сложности в общении. Вторая — зарплаты украинцев в долларовом эквиваленте упали, в Китае вознаграждение, наоборот, начало расти. Себестоимость в родной стране выходила ниже. К тому же, по словам Митченко, в Украине более квалифицированные работники. “У нас рядовые сотрудники и инженеры технически более грамотны, чем в Китае”, — уверяет он. Правда, пришлось мириться с худшей производительностью труда: в Китае она в 6 раз выше.
Сейчас “Экософт” поставляет фильтры в Европу. По словам Митченко, бизнесмены из ЕС хорошо относятся к украинскому происхождению товара. Маркетолог Игорь Гут, партнер проекта Develop Your Business, считает, что лейбл made in Ukraine потребители воспринимают лучше, чем made in China.
План эвакуации
Два диджея — Андрей Бычковский и Максим Янкович — восемь лет назад основали компанию “Ленточка”. Она выпускает силиконовые браслеты-пропуски. В 2010-м году компаньоны построили фабрику в Житомире. Сейчас Бычковский об этом жалеет. Если бы начинал сначала, то не строил бы производство в Украине. “Наша следующая фабрика будет в Китае”, — говорит он. Сейчас компания ведет переговоры с инвесторами. Предприниматели хотят выполнять заказы европейских компаний.
“Да, рабочая сила здесь дешевая, — соглашается Бычковский, — но все остальные факторы это преимущество нивелируют”. Все остальные факторы — это, в первую очередь, плохие условия ведения бизнеса. Например, регулирование валютного рынка. “Мы сдаем 75% валютной выручки, по курсу НБУ, — рассказывает сооснователь компании, — а покупаем валюту для закупки сырья по коммерческому курсу”. По словам Бычковского, на каждых 10 000 евро “Ленточка” теряет около 20 000 гривен. В Китае он рассчитывает получать специальную дотацию в размере 3-5% от суммы экспортных операций. Плюс автоматический возврат НДС и не такой сложный бухучет.
Поддержка внешнеторговых операций в Китае — это государственная политика. Ее важный элемент — страхование экспортных операций государственной страховой компанией Sinosure. Китайские компании получают государственную гарантию оплаты, а иностранные заказчики — отсрочку платежа. “Это позволяет не вымывать эти деньги из оборота”, — объясняет Лукашов из “Мирты”. Объем гарантий, предоставленных Sinosure, ежегодно составляет 0,8-1,1% ВВП Китая.
Бычковский считает, что Украина уже упустила шанс стать “европейским Китаем”. “Таким для ЕС уже стала Польша, она своего не отдаст”, — считает он. По словам предпринимателя, зарплаты там не такие уж и высокие, а условия для бизнеса не сравнить с украинскими. Год назад он зарегистрировал в Польше компанию. Общаться с налоговой практически не нужно. “В конце года мы сдали документы, нам их подписали и все”, — рассказывает он. К тому же “Ленточка” может брать дешевые кредиты в польских банках. “У нас уже есть план эвакуации, мы его недалеко держим”, — говорит Бычковский.
Снижают привлекательность Украины и сами производители. Заводы зачастую не готовы подстраиваться под заказчика. “Мирта” пыталась наладить выпуск электромясорубок на львовском заводе “Электробытприбор”, но так и не смогла добиться нужного дизайна. В итоге продукт заказали в Китае. Похожая история у Людмилы Мазур, основателя компании по производству детского текстиля Cotton Living. Она заказывает ткани на фабриках в Европе, хотя поначалу стучалась к отечественным производителям. “Минимальная партия, которую готовы производить украинские фабрики в одном цвете, — 6 погонных километров, это очень много для небольшой компании — рассказывает она. — Это связано с тем, что производства огромные, еще советские, перенастраивать оборудование невыгодно”. А существующие в ассортименте ткани, по словам Мазур, ужасных несовременных расцветок.
Третий путь
Одна из самых востребованных у европейских заказчиков отраслей — швейная промышленность — за последний год потеряла половину своих заказов от европейских компаний. Это — подсчеты бизнесмена Ярослава Рущишина, совладельца компании “Троттола”. На своих девяти швейных фабриках она выполняет заказы по давальческим схемам для New Look и Inditex. Заказчики из ЕС опасаются из-за военных действий в стране. Неизвестно, будет ли выполнено все в срок. Такая уязвимость — не самый лучший стимул для бизнеса, репутацию в котором нарабатывали годами. Та же “Троттола” сотрудничает с европейскими брендами с середины 90-х.
Рущищин, компания которого шьет в Украине больше всех одежды для европейских фирм, считает, что лучший выход для украинских компаний — продавать Европе не дешевую рабочую силу, а товары с более высокой добавленной стоимостью. Самые перспективные отрасли, по его мнению, — IT и продовольствие. “Китай уже идет по этому пути”, — говорит он. Сам предприниматель в апреле-мае выводит на польский и румынский рынки свою торговую марку одежды Jhiva.
Екатерина ШАПОВАЛ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.