Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украина — не Европа. Далеко ли нам до “кризиса” в вузах ЕС

[09:22 04 августа 2017 года ] [ Деловая столица, 3 августа 2017 ]

Европейцы жалуются на то, что качество образования не определяется профессорскими степенями, а зарплаты не всегда отвечают отдаче педагогов.

В Интернете часто дискутируют о кризисе высшего образования в Украине и о том, как нам надо стремиться реформировать систему по западным лекалам. Тем временем в Европе также считают, что их система образования требует новых идей и подходов — об этом свидетельствует опубликованный информационной сетью Eurydice доклад “Модернизация высшего образования в Европе: научно-педагогические работники”. Среди проблем, которые описывают европейцы, многие актуальны и для Украины. В документе рассмотрены системы высшего образования 35 стран Европы и уделено внимание вопросам квалификационных требований к научно-педагогических кадрам, условиям их труда качеству образования.

Женщин все еще не хватает

Несмотря на стремление достичь полного равноправия, европейцы разводят руками: гендерное равенство в системе высшего образования остается скорее стремлением, чем реальностью для большинства стран ЕС. Хотя за последние 15 лет произошло значительное увеличение доли женщин-преподавателей, по всей Европе они по-прежнему составляют лишь 40% от общей численности педагогов. В Украине ситуация не лучше, особенно — среди руководителей вузов (90% — мужчины). Чтобы как-то справиться с проблемой, МОН разработало стратегию “Образование: гендерное измерение 2020”, которая предполагает гендерную экспертизу систем образования на всех уровнях, просветительскую работу на тему скрытой дискриминации в школах и вузах и принятие ряда законов, которые помогут женщинам защитить свои права на преподавание и получение заслуженных должностей.

Качество: не развиваются и мало ездят

Недовольны европейцы и собственным качеством образования. Так, к примеру, авторы отчета отмечают: кандидаты наук необязательно находятся в постоянном развитии своих навыков преподавания. Лишь в немногих странах от них вообще требуется практика преподавания. Да и к науке многие из них по итогу не расположены. Речь идет о проблеме, схожей с украинской — когда научная степень нужна скорее для “галочки” и ради престижа, а вовсе не для развития самой сферы образования или науки. В Украине, к примеру, среди кандидатов множество политиков и бизнесменов. И если у того же Владимира Литвина можно найти в декларациях гонорары за преподавательскую деятельность, то у львиной доли защитившихся политиков такого опыта и близко не было.

По мнению европейцев, отсутствие непрерывного профессионального развития в сфере высшего образования — еще одна проблема, с которой сталкиваются вузы. Авторы доклада подчеркивают, что ученым нужно предоставлять больше возможностей для улучшения своих педагогических навыков. Больше всего инициатив в этой сфере исходит от самих вузов, но это и неудивительно, ведь их автономность за последние 10-15 лет сильно выросла.

Еще одна проблема, которая явно имеет общие тенденции с Украиной, — недостаточная мобильность преподавателей, отсутствие у них достаточного опыта посещения вузов в других странах. То есть нехватка обмена опытом влияет на качество преподавания. В то же время многие европейские вузы внедрили системы мониторинга мобильности своего персонала и вводят преподавание на иностранных языках внутри заведения.

Занятость: мы обогнали всех

На педагогов в вузах Европы давят как в вопросах преподавания, так и в научно-исследовательской деятельности. Схожие проблемы есть и Украине. К примеру, требования к обучению медиков в последние годы постоянно растут, однако, как рассказывали “Деловой столице” в НМУ им. Богомольца, государство вузы не обеспечивает ни пособиями, ни актуальной литературой. Студенты, сдававшие в этом году субтест, который базируется на вопросах американского экзамена UMSLE, вынуждены были готовиться либо по российским переводам старых тестов, либо по волонтерским переводам самих преподавателей. На фоне постоянно повышающихся требований зарплата медиков при этот растет вовсе не такими быстрыми темпами.

Что касается занятости, европейцы констатируют: все больше преподавателей занимают внештатные должности, финансируемые за счет внешних проектов. 

Нормы же по часам в разных странах разные: от расписанных по часам в неделю до стандартизированной годовой нагрузки. Общей тенденцией авторы доклада называют минимальные нормы для работников на высоких должностях. Для сравнения приводится 384 часа в года для преподавателя школы во Франции и 128-192 часа в год для профессора. В Венгрии профессора обязаны отработать не менее 8 часов в неделю, тогда как доценты — от 10 часов, работники низших рангов, включая ассистентов профессора — от 12 часов. Та же схема в Польше, Румынии и Словении. А вот в Германии и Хорватии ситуация обратная: профессора должны выкладываться по крайней мере на 8 учебных “единичек” в неделю, младшие профессора — на 4-6 “единиц” в неделю. В Хорватии профессора отрабатывают 300 часов в год, ассистенты — 150 часов. Максимальное количество часов, до которого в нагрузке на преподавателей вузов дошли страны Европы — 540 часов в Польше (минимум — 120 часов).

Украина в этом смысле явно “обогнала” продвинутую Европу, так как нормы часов для преподавателей у нас не так давно уменьшились до...675 часов (на 2017-2018 учебный год). Еще в 2015 году они составляли 825 часов, в 2016 — 750 часов. Через год их снизят до 600 часов в год. При этом это не значит, что в целом европейские преподаватели работают мало. Опрос EUROAC показал, что наибольшая рабочая неделя в Ирландии, Италии и Польши — от 45 до 47 часов, наименьшая — в Норвегии (33 часа) и Нидерландах (38 часов).

Летняя зарплата в 17 000 евро

Соразмерить ситуации в ЕС и Украине сложно из-за разницы в оплате труда, хотя этот пункт по формулировке может показаться знакомым. В докладе отмечается, что карьера научно-педагогического работника требует огромных затрат времени и усилий, а оплата труда “не компенсирует подобную личную самоотдачу и целеустремленность”.

Но такой “кризис” заработков нам пока не грозит: больше всего получают профессора университетов в Швейцарии (около 90 000 евро в год), неплохо зарабатывают профессора Германии, Португалии, Нидерландов и Австрии (66-67 тысяч евро). В Италии, Финляндии, Великобритании и Норвегии средний годовой доход университетских профессоров колеблется в пределах 40 000-55 000 евро. А самый низкий средний доход университетских профессоров — в Польше (примерно 30 000 евро в год). Профессор с 20-летним стажем в Украине получает чуть меньше 4200 евро (10 700 грн в месяц). Ближе всего к этой сумме — летняя средняя заработная плата преподавателя технического вуза в Польше...примерно 17000 евро.

Больше свободы вузам

В последние годы сектор высшего образования в Европе под влиянием национальных и международных событий подвергся глубоким изменениям, — заверяют авторы текста. Наряду с ростом числа учащихся и их разнообразия сектор становится все более дифференцированным, включая разницу в программах. По всей Европе в последние десятилетия сложилась общая тенденция к увеличению автономии высших учебных заведений во многих областях их деятельности. И, хотя государственные органы сохраняют центральную роль в регулировании системы, наблюдается постепенный переход от жесткого контроля.

Структурным изменениям значительно способствовал Болонский процесс — это позитивно повлияло на качество образования и мобильность студентов. Были выработаны также новые способы получения финансирования (большинство вузов давно учатся зарабатывать самостоятельно — в том числе, за счет разработок и программ обмена).

Следуя этой общей тенденции появилось множество национальных моделей управления высшим образованием. Они сочетают элементы центрального контроля, автономии вузов и участия в процессе заинтересованных сторон. Очевидно, что на пути к реформе системы высшего образования Украине стоило бы не просто слепо копировать европейские подходы, но также выработать свои. Хотя для общего развития не помешало бы достичь хотя бы минимального уровня доходов педагогов Польши.

Если же в целом рассуждать о кризисе системы образования в мире, как уже писала “ДС”, он обусловлен еще и миром стремительно меняющихся технологий. Ввиду чего уже лет через 7-10 у нас появится целый ряд новых профессий, на что уже сейчас не помешало бы ориентироваться вузам как на Западе, так и в Украине. Но это подразумевает и изменение подходов к образованию, где со школы и до выпуска из вуза зубрежка знаний больше не потребуется. А вот гибкость мышления и мультимедийный подход к любой работе станут необходимым базисом для освоения специальности.

Александра ЗАХАРОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.