Исторически важное решение Европейского Совета об открытии европейской перспективы и предоставлении Украине статуса кандидата на членство в Европейском Союзе подвело черту под первым формальным этапом процесса вступления нашего государства в ЕС. Украина стала рекордсменом в политике расширения, добившись уникального результата в сверхсложных условиях войны, — преодолела путь от заявки до статуса кандидата за 116 дней!
В чем же заключались основные причины этого “украинского феномена”?
Во-первых, турборежим первого этапа и собственно результат стоит рассматривать как символ и четкий сигнал всему миру о мощной солидарности и единстве западного демократического сообщества с украинским народом в его борьбе с российским агрессором за независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Ибо что отличает Украину образца 23 февраля и Украину 23 июня, с точки зрения соответствия Копенгагенским критериям членства — состояния демократических институтов, рыночной экономики и приближения к законодательству ЕС? Это практически та же Украина. Решающим фактором, который изменил все и создал формулу успеха, стала самоотверженная борьба украинского народа за свою государственность и европейские демократические ценности.
А решение Евросовета стало логичным, справедливым и абсолютно искренним проявлением глубокого уважения со стороны лидеров Евросоюза к жертвенности и преданности украинских военных, волонтеров, добровольцев, рядовых граждан, а также данью памяти десяткам тысяч украинцев, погибших вследствие российского вторжения и военных преступлений путинского режима.
Во-вторых, глубокая эмпатия к украинской борьбе со стороны граждан абсолютно всех стран ЕС, которая нашла подтверждение во многих опросах общественного мнения, побуждала руководство государств к адекватному ответу в поддержку украинских устремлений и стала мощным аргументом для украинской дипломатии в работе с европейскими правительствами.
В-третьих, важное значение для успешного быстрого прохождения “украинского файла” по бюрократическим коридорам Брюсселя имели личная политическая воля и позиция лидеров институций Евросоюза — президента Европейского Совета Шарля Мишеля, президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, президента Европейского парламента Роберты Мецолы, Высокого представителя ЕС по иностранным делам и безопасностной политике Жозепа Борреля. Вопрос заявки Украины на членство объединил все институции ЕС и стал делом чести и принципа для его руководства. Фактически для Украины применили уникальную ускоренную процедуру рассмотрения заявки и предоставления статуса кандидата, которая для других стран длилась годами (например, для Албании пять лет, для Сербии и Черногории два года). Особенно важную роль такая политическая позиция сыграла именно на завершающем этапе согласования решения Европейского Совета с отдельными лидерами государств — членов ЕС, которые традиционно скептически относятся к расширению Союза.
В этом контексте стоит высоко отметить вклад президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца, фактически изменивших ход этой сложной для Украины игры.
В-четвертых, следует отметить правильное и смелое решение украинской власти максимально использовать окно возможностей и формально подать заявку на членство в ЕС уже через несколько дней после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Важной стала и дальнейшая ускоренная работа правительственной команды по заполнению опросника Еврокомиссии, что способствовало сохранению темпа положительного решения вопроса.
В-пятых, бесспорно, благоприятную основу для конструктивной позиции Еврокомиссии создала фундаментальная подготовительная работа Украины, продолжавшаяся с 2014 года, и прогресс, достигнутый в процессах политической ассоциации, экономической интеграции и правового сближения с Евросоюзом в рамках Соглашения об ассоциации, безвизового режима, углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и секторальной интеграции. Нужно напомнить, что сейчас Украина уже достигла существенного уровня интеграции в отдельных секторальных политиках ЕС — авиационной, энергетической, цифровой, транспортной, “зеленой” и т.п.
Если скептикам вообще сложно объяснить добавочную стоимость статуса кандидата для Украины, потому что в таких кругах риторически вопрошают: “а где обещанное ускоренное членство в ЕС?”, то для рациональной и патриотичной аудитории следует выделить такие преимущества Украины со статусом по сравнению с Украиной без статуса.
Во-первых, решение Европейского Совета от 23 июня существенно меняет геополитическую карту Европейского континента.
Это решение в первую очередь стало ломкой стереотипов для старой Европы, которая до последнего момента рассматривала ситуацию в нашем регионе сквозь призму российских интересов и перспектив.
И это — едва ли не самое главное — первое зафиксированное поражение путинского режима. Не секрет, что развязанная война имела целью заставить нашу страну отказаться от прозападного курса, а применение силы против Украины — стать уроком для других стран региона. В итоге Россия получила обратный результат, что, безусловно, ударит по путинскому режиму, какой бы позитив он ни излучал. Российские элиты заплатили слишком высокую цену за путинскую ошибку, а выстроенная авторитарная система таких ошибок не прощает.
Украина, Молдова и Грузия получают от Евросоюза четкую европейскую перспективу и обоюдный консенсус по долгосрочной стратегической цели развития отношений — обретении полноправного членства в ЕС согласно статье 49 Договора о ЕС.
Учитывая общий безопасностный и геополитический контекст, есть все основания считать, что такой консенсус поддерживается и освящен и странами “группы семи”, и НАТО. А значит, будет получать всестороннее содействие в реализации поставленных задач.
В понимании европейской бюрократии и политической элиты Украина больше не является “серой зоной” между развитым Западом и “диким российским полем”.
Это решение также является индикатором того, что западные элиты меняют свое восприятие Украины, Молдовы и Грузии, а в дальнейшем и всех участников “Восточного партнерства” и готовы углублять отношения вплоть до интеграции региона без “страха перед Кремлем”.
Само российское вторжение в Украину 24 февраля 2022 года нивелировало те силы в Европе, которые старались сохранить баланс сил и интересов в регионе.
Очевидно, статус кандидата на членство в ЕС создает также более благоприятный фон на Западе для продвижения евроатлантической интеграции Украины.
Еще с 2014 года постоянно повторял, что Европейский Союз является гарантией национальной безопасности Украины, поскольку последовательная реализация европейского курса, с одной стороны, усилит устойчивость нашего государства, а с другой — поддержка ЕС была бы гарантией, что Украина выстоит в войне на истощение, которую Россия развязала еще в 2014 году.
Во-вторых, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности, которую на себя берет Европейский Союз, за поддержку Украины в политической, безопасностной, финансово-экономической, социальной и гуманитарной плоскостях. Фактически, открывая перед Украиной европейскую перспективу и предоставляя статус кандидата, Евросоюз берет наше государство под своеобразную опеку, помогая стране восстановить экономику после войны и достичь высоких критериев членства.
Под этим углом зрения новое дыхание должен получить и Фонд солидарности с Украиной, запущенный под патронатом президента Европейского Совета и президента Европейской комиссии. Кроме содействия в послевоенном восстановлении Украины, фонд может быть эффективно использован и для достижения целей предвступительных переговоров.
Также европейская перспектива и статус кандидата на членство в ЕС — это и мощный потенциальный сигнал для международных инвесторов о целесообразности увеличить инвестиции в экономическое и технологическое развитие Украины, по крайней мере в регионы, которые не страдают от активной фазы боевых действий.
В-третьих, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности украинской власти и ее подотчетность украинскому обществу. В украинской внутриполитической плоскости будет происходить существенное улучшение динамики и целенаправленности правительственной деятельности, законотворческой работы и внедрения законов. Отныне скорость движения Украины в ЕС будет зависеть большей частью от скорости и качества внедрения реформ и достижения стандартов и критериев членства. Соответственно будет усиливаться и бремя ответственности власти перед обществом по реализации европейской повестки дня.
Кроме этого, отныне политическая дискуссия в Украине, и в первую очередь во время выборов, будет сосредоточиваться вокруг членства в Евросоюзе. Основная борьба будет разворачиваться вокруг проевропейских идей и программ, как быстрее и качественнее выполнить евроинтеграционные задачи и обрести членство.
Статус кандидата также положительно повлияет на возвращение украинцев из-за рубежа в Украину.
В-четвертых, следует ожидать усиления противодействия России динамике вступления Украины в ЕС с задействованием всех рычагов влияния, в том числе в европейских странах.
Несомненно, что этот первый раунд режим Путина проиграл. Не стоит верить словам российского диктатора, что Россия ничего не имеет против вступления Украины в Евросоюз. Путин не может позволить признать, что он проиграл борьбу за кандидатство, и потому просто лукавит. Целью Кремля остается уничтожение украинской независимости и восстановление российского контроля над нашими землями.
В-пятых, предоставление Украине статуса кандидата открывает перед нами новый пласт задач — выполнение определенных Еврокомиссией предпосылок и начало предвступительных переговоров по 35 разделам правовых наработок ЕС.
Факторы, которые будут определять скорость движения к членству в Евросоюзе
Уже сейчас из многих европейских столиц и европейских институций все чаще звучат сигналы, что не стоит рассчитывать на турборежим и ускоренную процедуру при вступлении Украины в ЕС. Говорят о долгих годах переговоров и реформ, приводя в пример другие страны, в частности Черногорию, Сербию и Северную Македонию, которые десятилетиями прокладывают свой путь в Евросоюз.
Первоочередная задача для Украины — быстрое и надлежащее выполнение семи предпосылок, которые определены в Выводе Европейской комиссии от 17 июня и подтверждены решением Европейского Совета от 23 июня. При этом в случае их выполнения до конца 2022 года Еврокомиссия подтверждает формальную готовность рассмотрения возможности дальнейших действий на пути к членству в ЕС. Это будет означать рекомендацию начать переговоры о вступлении.
В то же время вполне очевидно, что для таких переговоров необходимо понимание исходных позиций Украины: состояния экономики и инфраструктуры, численности населения, уровня восстановления территориальной целостности. Поэтому прекращение войны и установление продолжительного мира — обязательное условие дальнейшего движения к членству. Соответственно, понимая это, Кремль будет пытаться максимально затягивать военные действия, используя стратегию контролируемой войны на истощение и дестабилизацию ситуации в Украине. При таких условиях и Киеву, и нашим лоббистам в Евросоюзе будет очень сложно обеспечить консенсус или квалифицированное большинство (в случае реформирования системы принятия решений) при рассмотрении государствами — членами ЕС перспективы перехода на следующие этапы обретения членства.
Отдельным проблемным вопросом и значимым фактором при определении длительности процесса интеграции Украины в ЕС являются внутренние реформы и абсорбционная способность самого Евросоюза, о чем говорили в последнее время и президент Франции, и канцлер Германии.
Проблемных рифов с потенциальным присоединением Украины возникает много: это и огромные нагрузки на Общую сельскохозяйственную политику Евросоюза, в частности размеры выплат украинским фермерам, это и объем выделенных Украине средств из структурных фондов ЕС, учитывая самый низкий уровень ВВП на одного человека в Украине среди потенциальных государств — членов ЕС, это и представительское участие Украины в институциях ЕС, в частности в Еврокомиссии и Европарламенте (при нынешних условиях наше государство могло бы рассчитывать на 50—60 депутатских мандатов). Речь идет и о необходимости отказаться от принципа единогласности при принятии внешнеполитических решений и перейти к принципу квалифицированного большинства. А самым чувствительным вопросом для многих стран Западной Европы, возникающим в контексте потенциального членства Украины в ЕС, является дальнейшее усиление позиций центрально- и восточноевропейского блока государств новой Европы в процессе формирования и принятия решений в ЕС.
Четвертый фактор, который следует учитывать Украине при планировании последующих действий, — избирательные периоды и смена руководящего состава в Евросоюзе.
Очевидно, действующее руководство учреждений Евросоюза — и Шарль Мишель, и Урсула фон дер Ляйен, и Роберта Мецола — искренне преданны поддержке нашего государства и в борьбе с российским агрессором, и в сближении с Евросоюзом. Также максимально конструктивен сейчас и действующий состав Европарламента.
Следующий избирательный цикл в Евросоюзе запланирован на 2024 год. Аналогичные процессы будут происходить и в Украине. Поэтому представляется логичным приложить все силы и Киеву, и Брюсселю, чтобы своевременно сделать еще один стратегически важный шаг в обретении членства в ЕС и одобрить решение о начале предвступительных переговоров к следующему избирательному циклу в Украине и ЕС в 2024 году.
Также при стратегическом планировании следует учитывать и возможность финансового обеспечения процесса расширения со стороны ЕС. Речь идет о рамках многолетней макрофинансовой перспективы Евросоюза. Сейчас действует семилетняя перспектива 2021—2027 годов, не предусматривающая достаточных финансовых ресурсов для ускоренного решения вопроса вступления Украины в ЕС.
И последним ключевым фактором, который будет влиять на динамику сближения Украины и ЕС, станет способность украинской власти продолжать эффективную реализацию Соглашения об ассоциации, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. С локализацией боевых действий и постепенным возвращением к мирной жизни важной задачей для власти будет обеспечение верховенства права и предотвращение возврата к старым политическим закулисным играм. Внутренний раздор — именно то, чего ожидают друзья Кремля для дискредитации и торможения нашего европейского выбора.
Принципы и механизмы, заложенные в Соглашении, уже позволяют при наличии политической воли в Украине и Еврокомиссии двигаться к достижению критериев членства и приближению украинского законодательства к европейским правовым наработкам.
В связи с этим нужно максимально эффективно использовать продолжающийся процесс пересмотра Соглашения и его обновления для осуществления “квазискрининга” украинского законодательства. Это значительно сократит продолжительность соответствующих процедур в рамках предвступительных переговоров.
Получение статуса кандидата стало исторической стратегической победой Украины, что начало формальный процесс вступления нашего государства в Евросоюз. Скорость и темпы нашего движения зависят не только от способности обойти внешние рифы, но и в первую очередь от способности украинской власти и общества сохранить национальное единство, победить в войне с путинским режимом и внедрять системные целенаправленные реформы. Окно возможностей для украинской евроинтеграции будет оставаться открытым как минимум до 2024 года. Поэтому наша общая задача — максимально использовать для эффективности украинской государственности.
Константин ЕЛИСЕЕВ, председатель ОО “Центр новых решений”
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
09:30 26 ноября
09:10 26 ноября
09:00 26 ноября
08:50 26 ноября
08:40 26 ноября
08:30 26 ноября
08:10 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.