Целый день гендиректор TikTok Шу Цзи Чу провел в кулуарах Конгресса. Этот визит стал одним из шагов кампании, целью которого является убедить Конгресс и губернаторов штатов в том, что китайское приложение не является угрозой для национальной безопасности США, а обеспокоенность конфиденциальностью данных можно решить без общенационального запрета приложения.
Точно не скажешь, будет ли эта кампания иметь успех. Да, после встречи с сенатором-демократом Майклом Беннетом политик заявил, что ценит время Чу, но аргументы предпринимателя не показались ему убедительными. Сенатор утверждает, что TikTok — это “неоправданный риск для американской нацбезопасности” и приложение имеет “ядовитое влияние” на американских подростков.
“В этой стране более 100 миллионов голосов и будет очень жалко, если наши пользователи по всему миру не смогут их больше услышать, — сказал Чу в интервью The Washington Post, имея в виду количество американских пользователей приложения. — Я серьезно отношусь к этим
разговорам о запрете TikTok … Не думаю, что это чушь, на которую можно махнуть рукой”.
В TikTok сказали, что не согласны с такой оценкой Беннета и продолжат просветительскую работу с Конгрессом, а также и дальше будут пытаться завоевать доверие.
Крестовый поход против TikTok возглавляют республиканцы, но некоторые демократы его тоже поддерживают. Так, лидер демократического большинства в Сенате Чарльз Шумер, чья дочь работает в Facebook, сказал в воскресенье, что вопрос запрета TikTok “следует рассмотреть”.
На вопрос о том, были ли успехи на Капитолийском холме, представители TikTok сказали о небольшом прогрессе с демократом Кори Букером. Политик предложил небольшую поддержку тому, чтобы компания “работала с американской разведкой” над “соответствующими мерами предосторожности”.
“Мы понимаем, что работаем с дефицитом доверия, которое не завоевать одним шагом или жестом”, — говорит Чу.
Он также надеется, что Конгресс все же поймет, что
TikTok — это место для творчества и самовыражения, а решать проблему конфиденциальности данных или влияния на подростков следует регулированием политики на уровне индустрии, а не запретом одного-единственного приложения.
Чу рассказал, что вести дискуссию о его приложении приходится с людьми, никогда не пользовавшимися TikTok, зато они уверенно утверждают, что он является источником коварной угрозы.
В компании также возмущены несправедливым влиянием Meta на дискуссию вокруг TikTok. Материнская компания Facebook и Instagram финансирует рекламную кампанию, изображающую TikTok иностранной угрозой для американской молодежи.
“Мы должны конкурировать на уровне продукта и пользовательского опыта”, — сказал Чу.
Китайская угроза
Несмотря на то, что TikTok — это частная компания с большим количеством западных инвесторов и тысячами американских сотрудников, американских политиков больше всего беспокоит
материнская компания TikTok, ByteDance. Они утверждают, что ByteDance со своими китайскими основателями и центральным офисом в Пекине уязвима для авторитарного контроля китайского правительства.
Американское правительство не обнародовало доказательства того, что коммунистическая партия Китая пыталась завладеть данными американских граждан или использовать алгоритм приложения для продвижения собственных политических нарративов. Но именно эти два обвинения являются ключевыми в аргументах против работы приложения в США и причинами
его запрета в госучреждениях более 20 штатов.
Главным испытанием для Чу будет выступление перед Комитетом по энергетике и торговле при Палате представителей. Ожидается еще тот допрос о работе его компании.
Крис Кокс, директор продукта Meta, Нил Моган, директор продукта YouTube, Ванесса Папас, операционная директор TikTok и Джей Салливан, генеральный менеджер Bluebird в Twitter, дают присягу перед свидетельством в Капитолии о влиянии соцсетей на нацбезопасность. Фото Getty Images
Проект “Техас”
В TikTok говорят, что они потратили $1,5 млрд на создание плана корпоративной реструктуризации под названием Проект “Техас”. Согласно этому плану, компания будет под таким влиянием и надзором американского правительства, которому не подвергался ни один американский конкурент компании. Ожидается, что компания потратит еще $700 млн на этот план.
Американские операции TikTok планируют перенести в дочернюю компанию под названием TikTok US Data Security, руководителей которых будет одобрять американское правительство, а данные американских пользователей будут под пристальным наблюдением и защитой.
Некоторые мероприятия уже работают, например Oracle с прошлого месяца может проверять алгоритм и исходный код TikTok на потенциальные недостатки. TikTok не в восторге от таких мер, ведь они более характерны для контроля за
военными подрядчиками, а не за соцсетями.
Впрочем, Комитет иностранных инвестиций в США, три года ведущий переговоры между TikTok и американским правительством, до сих пор не принял предложенный компанией пакет реструктуризации и не заявил о претензиях к компании. Ответа нет еще с августа.
Многих в Вашингтоне беспокоит риск того, что китайские законы могут вынудить технокомпании передавать данные пользователей “национальной разведке”.
Чу говорит, что китайское правительство никогда не просило передать данные американских граждан. А если бы и просило, уверяет он, “мы не должны их передавать, потому что данные американских пользователей подпадают под американские законы”.
Шу Цзи Чу, гендиректор компании TikTok
Фото Getty Images
Факты победят
Но некоторых это не убеждает и они уверены, что единственной гарантией безопасности данных будет полный выход TikTok из-под власти Китая, ведь те, кто осмелится пойти против китайского правительства, просто вылетают из бизнеса.
ByteDance разбила этот аргумент в декабре, когда объявила об увольнении четырех сотрудников за попытку использовать данные TikTok для того, чтобы разыскать источники журналистов.
Чу рассказал, что этот случай вызывает беспокойство, но виновники действовали без разрешения компании. Он отметил, что лидер группы был американцем, а в компании началась реструктуризация внутренней аудиторской команды, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.
По словам Чу, являвшегося финдиректором ByteDance, а гендиректором TikTok ставшего в 2021-м, именно он принимает все стратегические решения по поводу TikTok. Если нужно, он выступает против решений ByteDance по TikTok, и такое уже приходилось делать, но привести конкретные примеры Чу отказался.
Эта кампания защиты TikTok в США разворачивается на фоне напряженных американо-китайских отношений, особенно в свете
появления китайского шпионского шара в воздушном пространстве США.
“Мы не можем не являться частью большей дискуссии. Но это действительно не наше дело…, — говорит Чу. — Мы не первая и не последняя компания, которую несправедливо обвиняют”.
Но Чу не теряет веры в то, что однажды законодатели поверят ему.
“Я всегда верил в то, что в итоге факты побеждают, — уверен он. — В конце концов, люди — рациональные создания. — Да, эта тема вызывает иногда дискомфорт, но думаю, что предоставить как можно больше фактов — это правильный подход”.