Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Уголь некуда девать

[11:16 21 октября 2015 года ] [ Insider, 21 октября 2015 ]

Украина диверсифицирует поставки угля. Но тем самым лишает заработка шахтеров на неподконтрольных территориях

 

Как стало известно INSIDER, 19 октября в порту Ричардс-Бей Южно-Африканской Республики стал под загрузку корабль, который в ноябре должен привезти в украинский порт “Южный” уголь для государственной генерации “Центрэнерго”.

Корабль типа “kapesize” должен принять на борт 160 тысяч тонн угля для Украины. У нас он классифицируется, как марка “Т” — тощий. Его относят к антрацитовой группе, на которой работают 7 из 14 украинских ТЭС.

Второй африканский

Этот вид топлива стал дефицитным в 2014 году — с началом войны на Донбассе. Шахты, которые его добывают, остались на неподконтрольной Украине территории.

Уголь из ЮАР для “Центрэнерго” везет международный трейдер Mercuria, интересы которого в Украине продвигает Андрей Фаворов, владелец трейдинговой компании “Энергетические ресурсы Украины”. До 2014 года Фаворов работал коммерческим директором компании ДТЭК Рината Ахметова.

Сам Фаворов о контракте между “Центрэнерго” и Mercuria говорить отказался. Как сообщил источник в “Центрэнерго”, всего компания планирует закупить у трейдера более 300 тысяч тонн южноафриканского топлива — два корабля по 160 тысяч тонн.

Цену никто из участников сделки не разглашает, аргументируя это коммерческой тайной. Собеседник INSIDER лишь уточнил, что цена будет привязана к индексу API 2, который отражает стоимость угля в Роттердаме. Плюс — стоимость доставки и маржа трейдера.

В связи с удешевлением нефти, мировые угольные индексы также пошли вниз. В порту “Южный” африканский уголь будет стоить $65-70 за тонну. К цене прибавится стоимость доставки угля из порта к станциям. В любом случае, продукция из ЮАР будет гораздо дороже угля, поставляемого сепаратистами.

Это второй контракт на закупку государственной генерацией южноафриканского угля. Первый был заключен в августе 2014 года между госкомпанией “Укринтерэнерго” и британской фирмой Steel Mont Trading индийца Раджеша Сарайа. Контракт был подписан на поставку миллиона тонн топлива. Однако после того, как в украинские порты зашли первые корабли с углем, разразился скандал.

Президент Петр Порошенко и тогдашний генпрокурор Виталий Ярема обвинили заказчика в закупке некачественного топлива по завышенным ценам. Было открыто уголовное производство в отношении руководителя “Укринтерэнерго” Владимира Зиневича, который долгое время находился под домашним арестом.

В результате, Украина завезла лишь половину из заявленного объема. Часть его пошла на “Центрэнерго”, которая управляет двумя “антрацитовыми” станциями. Часть выкупил ДТЭК, у которого три “антрацитовых” ТЭС.

Впоследствии весь уголь сгорел на украинских ТЭС. Однако эта история заставила задуматься менеджеров госкомпаний “Центрэнерго” и “Укринтереэнерго”. С того времени не было подписано ни одного контракта о поставках топлива из дальнего зарубежья. Госменеджеры боялись повторить судьбу Зиневича.

Что означает для Украины закупка 300 тысяч тонн угля в ЮАР? В первую очередь этот контракт заставит быть более сговорчивыми поставщиков из России и непризнанных республик — “ЛНР/ДНР”.

Кацман уголь не продает

Одновременно с началом поставок из ЮАР, активизировались и другие участники рынка. Дело в том, что до конца лета ситуация с накоплением угля на складах ТЭС была неопределенной. Поставки из “ЛНР/ДНР” часто срывались по разным причинам. В первую очередь — из-за разрушенной инфраструктуры.

Российские поставщики также не спешили продавать уголь. Частично это делалось по политическим причинам — нужно было заставить Украину покупать уголь из Донбасса. Частично — по экономическим. Поставив энергосистему Украины на порог кризиса, производители из РФ рассчитывали в последний момент продать уголь по завышенным ценам.

Однако после того, как в августе ДТЭК отремонтировал железнодорожный перегон Никитовка-Майорское, ситуация с поставками донбасского угля начала налаживаться.

В сентябре стало ясно, что украинские ТЭС успеют запасти минимально необходимый объем угля к началу отопительного сезона — около 2,5 млн тонн. С этого момента Украина начала покупать уголь и на альтернативных рынках.

30 сентября украинская госкомпания “Укринтерэнерго” подписала контракт с московской фирмой “Русснефтедобыча” на поставку 200 тысяч тонн угля антрацитовой группы из Российской Федерации.

В распоряжении INSIDER оказалась копия контракта с допсоглашением к нему. Документ составлен на русском и украинском языках. Согласно нему, первые 150 тысяч тонн “Русснефтедобыча” должна отправить на Змиевскую ТЭС “Центрэнерго”, которая находится в Харьковской области.

Со стороны покупателя контракт подписал заместитель главы “Укринтерэнерго” Александр Запара. Со стороны продавца — Манжи Ильясова, которая получила доверенность на представительство “Русснефтедобычи” за две недели до подписания договора.

Производитель угля — ШУ “Садкинское” из Ростовской области. Шахта входит в “Южную угольную компанию”. Примечательно, что она разрабатывает пласты Восточного Донбасса. Следовательно, если даже московская фирма будет продавать украинский уголь с неконтролируемых территорий, ни один эксперт не определит его точного происхождения. Все характеристики топлива из Ростовской области РФ и Донецкой области Украины будут одинаковы.

Это же подтверждает и низкая цена топлива в контракте — $60,5 за тонну без НДС. По нынешнему курсу НБУ, это около 1330 грн. Украинские госпредприятия продают “Центрэнерго” уголь по 1100 грн без НДС.

Компания “Русснефтедобыча” зарегистрирована летом 2014 года по адресу массовой регистрации юрлиц в Москве. Ее учредителем и директором стал Семен Кацман, который ранее никогда не работал на угольном рынке.

Кому принадлежит новосозданный российский трейдер? Собеседники на украинском угольном рынке утверждают, что импорт угля из России идет исключительно через Сергея Кузяру — бизнес-партнера Игоря Гуменюка, владеющего “Донбассэнерго”.

В августе “Укринтерэнерго” заключила контракт с гонкогской компанией Arida Global Limited, которая также не чужая для Сергея Кузяры. Стоит отметить, что большая часть угольных контрактов, заключенных украинскими госкомпаниями, не выполняется.

Кузяра не стал отвечать на вопросы INSIDER.

Кошмарный сон ДТЭК

Самым ярым противником импорта угля в Украину из РФ и дальнего зарубежья является компания ДТЭК Рината Ахметова. Холдинг — монополист на рынке тепловой генерации, который сосредоточил угледобывающие, генерирующие и дистрибуционные предприятия.

Компания надеется продать “Центрэнерго” уголь, который лежит на складах угледобывающих предприятий “ДТЭК Ровенькиантрацит” и “ДТЭК Свердловантрацит”. Оба они расположены на неподконтрольной Украине территории Луганской области. Из-за проблем с вывозом продукции, на их складах стабильно находится около 2,5 млн тонн антрацита.

“До войны мы продавали “Центрэнерго” около четырех миллионов тонн в год, — говорит представитель компании Ахметова, не пожелавший называть себя. — Сейчас нам нужно платить шахтерам зарплату, чтобы они не ушли в “ополчение”, нужно закладывать новые лавы, а средств на это нет”.

ДТЭК не может продать государству свой уголь из-за давнего конфликта с министром энергетики Владимиром Демчишиным, который поставил себе задачу лишить компанию сверхприбылей.

Не под запись в ДТЭК жалуются, что не могут продать 200 тысяч сортового антрацита — угля крупной фракции, который не используется в качестве топлива на ТЭС. Тепловые станции потребляют так называемый штыб — угольную пыль, которая примерно два раза дешевле сортовой продукции.

ДТЭК планирует экспортировать сортовой уголь за рубеж. Однако для этого компании необходимо преодолеть запрет Кабмина на вывоз антрацита из страны. В холдинге жалуются, что Владимир Демчишин блокирует выдачу лицензии на экспорт угля.

Если Украина начнет завозить ощутимые объемы из ЮАР и России, это еще больше ударит по финансовому состоянию ДТЭК.

Сергей ГОЛОВНЕВ

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2015-10-21 11:25:38] [ Аноним с адреса 109.188.128.* ]

Россия неохотно продавала уголь Украине по причине массового воровства вагонов.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.