Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Углепром: схемы меняются

[10:46 07 июля 2021 года ] [ Остров, 6 июля 2021 ]

Намерения Минэнергоугля вернуть бюджетное субсидирование для госпредприятия “Угольная компания “Краснолиманская” означают отказ от прежних планов создать вертикально-интегрированную госкомпанию на базе государственного ПАО “Центрэнерго” и ряда госшахт.

Такое объединение рассматривалось как часть предпродажной подготовки “Центрэнерго”, включающей Углегорскую, Змеевскую и Трипольскую тепловые электростанции. 

Соответственно, приватизацию “Центрэнерго” тоже можно считать перенесенной на неопределенный срок. И есть основания полагать, что она не состоится. От слова “никогда”. 

Заместитель главы Фонда госимущества Украины Денис Кудин в конце февраля заявлял, что госкомпания, объединенная из “Центрэнерго” и госшахт может быть продана до конца 2021 г. 

Возвращение к прошлому 

На примере “Краснолиманской” можно проследить всю неприглядную историю развала украинского углепрома. 

Его нынешнее состояние вполне закономерно: ведь коррупционный “дерибан” на госшахтах продолжался при всех президентах и правительствах. 

“Краснолиманская-Глубокая” была одной из самых перспективных госшахт в Донецкой обл., ее промышленные запасы оценивались в 223 млн. т при расчетной рентабельности добычи 26,2%. 

Но в 2003 г. тогдашний президент Л.Кучма отдал ее угольные пласты в аренду донецкому бизнесмену И.Гуменюку. 

После этого “Краснолиманская” продолжила работать. Только теперь уже в интересах арендатора.

 

Шахтеры в г.Родинское продолжали каждый день спускаться в забой. Только выгоду от этого получало уже не государство. 

Добываемый уголь отдавался “частнику”, который и забирал всю прибыль. А госшахте лишь возмещались операционные расходы на добычу. 

В 2015 г. бизнесмен из Тореза В.Кропачев сменил И.Гуменюка в качестве выгодополучателя от этой схемы. В.Кропачева считали представителем бизнес-интересов И.Кононенко, ближайшего друга и бизнес-партнера П.Порошенко. 

Поэтому после ухода П.Порошенко с президентской должности началась операция по устранению В.Кропачева из “схемы”. Завершилась она в феврале т.г., когда Госгеонедр аннулировала лицензию ООО “Краснолиманская” на угледобычу. Это компания-арендатор, которая ранее находилась под контролем И.Гуменюка, а позднее — В.Кропачева. 

Устранение “прокладки”, паразитировавшей на госшахте 18(!) лет, выглядит логично. Но и аплодировать не приходится. Поскольку “доить” госшахты можно не только через “прокладки”, но и напрямую.

Когда стоимость закупаемого для госшахт оборудования, комплектующих и услуг завышается — при полном попустительстве силовых органов.

За счет этого раздувается себестоимость угледобычи. Далее для возмещения разницы между раздутой себестоимостью и установленной государством отпускной ценой угля из госбюджета выделяются дотации. 

Таким образом, “теневые” выгодополучатели, тесно связанные с высокопоставленными чиновниками, “обувают” государство (читай: его граждан-налогоплательщиков, наполняющих бюджет из своего кармана) дважды: сначала на закупках, потом на бюджетных дотациях. 

Возвращение госдотаций для “Краснолиманской” может означать переход к традиционной для госсектора углепрома схеме

О возможном возобновлении дотаций 23 июня сообщил замглавы Минэнергоугля А.Кураков. По его словам, ведется работа над тем, чтобы это сделать уже с 1 июля т.г. 

“Центрэнерго” навсегда 

Если предложения Минэнергоугля поддержит Кабмин, это также будет означать отказ от госхолдинга на базе “Центрэнерго”, объединения “Добропольеуголь” и ряда других госшахт, включая “Краснолиманскую”.Потому что тогда “Краснолиманская” дотировалась бы или за счет перекрестного субсидирования внутри холдинга, или из госбюджета — но снова-таки через холдинг, не напрямую. 

Что правда, шансы получить поддержку Кабмина выглядят как 50/50. Потому как, во-первых, категорически против возобновления дотаций “Краснолиманской” будет Минфин. А его мнение в таком вопросе является решающим. Чтобы Минфин снял возражения, либо чтобы продавить соответствующее решение вопреки позиции Минфина — нужна т.н. “политическая воля”. Т.е. нужно задействовать влияние на уровне премьера и руководства президентского офиса. Есть ли у угольных “баронов” такая поддержка — станет ясно в ближайшее время. 

Но уже сейчас можно отметить, что ранее принятое решение Кабмина о создании угольно-энергетического госхолдинга на базе “Центрэнерго” подозрительно забуксовало. 

План мер по созданию акционерного общества (АО) с участием государственных угледобывающих предприятий и ПАО “Центрэнерго” был утвержден кабминовским распоряжением № 1215 еще 5 октября 2020 г. 

В соответствии с ним проект постановления о создании АО Фонд госимущества должен был вынести на рассмотрение правительства до 31 марта т.г. Но вот уже благополучно завершился и II кв., а такого документа до сих пор не принято. 

Хотя на самом деле идея сделать вертикально-интегрированную компанию не лишена здравого смысла. Это прежде всего возможность снижать себестоимость электроэнергии — при условии прозрачной работы и отказа от “теневых” схем. 

Во-вторых, объединение угольщиков и энергетиков в одну компанию позволило бы прекратить конфликт интересов. Ведь по факту той же “Краснолиманской” некому продавать уголь, кроме как “Центрэнерго”.

И там это прекрасно знают. Отсюда и отношение по принципу “а куда вы денетесь”. 

В аудиторском отчете ГП “Краснолиманская” за 2020 г. отмечается, что на ее финансовое положение негативно повлияли в т.ч. значительные задержки с оплатой за отгруженный уголь со стороны “Центрэнерго”. 

Отсюда рост задолженности по зарплатам перед шахтерами. И перед госбюджетом по налоговым обязательствам. Ясно, что если бы оба предприятия находились в одной лодке, т.е. в холдинге — такой ситуации не возникло бы. 

Но теперь, с учетом заявления А.Куракова о планах возобновить прямую господдержку для “Краснолиманской” — похоже, что о госхолдинге можно забыть. 

Его создание невыгодно для выгодополучателей “теневых” схем в углепроме. Поскольку деятельность “Центрэнерго” с некоторых пор находится под пристальным вниманием силовиков. 

Уголовные производства по злоупотреблениям в этой госкомпании есть и в НАБУ, и в СБУ. “Пристегивать” к ней госшахты — означает заводить их махинации операции в поле зрения следствия. Конечно же, угольные “бароны” этого не хотят. 

Таким образом, “Центрэнерго” теряет последний шанс на продажу и идет по пути “Укртелекома”, украинского национального оператора проводной телефонной связи. 

Сейчас сложно поверить, что в 2005-2006 гг. его покупкой интересовались европейские гиганты Deutsche Telecom и France Telecom. Но тогда не срослось. А потом начался бум распространения мобильной телефонной связи и интернета. Проводная телефонная связь утратила былое значение. И у крупных зарубежных компаний пропал интерес к инвестициям в “Укртелеком”. 

Тоже самое с “Центрэнерго”. 

Еще в 2014-2015 гг. возможность ее покупки рассматривали американские инвесторы. Но вот прошло каких-то 5-6 лет — и все изменилось. 

США и ЕС, а вслед за ними и вся “Большая семерка” провозгласили курс на “озеленение” экономики, включая отказ от использования ископаемого топлива, угля и газа — в пользу возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов). 

И уже в т.г. ведущие мировые банки и инвестфонды сообщили о прекращении финансовой поддержки проектов, связанных с развитием угольной энергетики. 

Ясно, что при таких трендах в глобальной экономике покупка “Центрэнерго” уже не интересна крупным зарубежным игрокам. 

Для государства “Центрэнерго” успело превратиться в “чемодан без ручки”  

Более того, даже холдинг ДТЭК донецкого олигарха Р.Ахметова заявил о переориентации на “зеленую” энергетику и готовности продать все ранее полученные от государства тепловые электростанции и угольные шахты. 

И уже успел в 2020 г. “сплавить” обратно государству объединение “Добропольеуголь” — вместе с головной болью о его дальнейшей судьбе и судьбах тысяч шахтеров и членов их семей. 

В этих условиях возможное возвращение дотаций для “Краснолиманской” будет означать увеличение нагрузки на госбюджет — причем бессмысленное, без каких-либо дальнейших перспектив. 

Ведь так или иначе Украине вслед за ЕС придется взять на себя обязательства по сокращению парниковых выбросов, подразумевающие закрытие угольных шахт и электростанций.

Виталий КРЫМОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.