Государственные секретари — административная должность в министерствах, которую ввел новый закон о государственной службе, еще не назначены, но у них уже хотят отобрать часть полномочий. Что характерно: инициатива исходит от правительства Владимира Гройсмана. Госсекретари, которые, по идее, должны стать этакими аполитичными служаками-профи, независимыми от политических назначенцев-министров, могут лишиться права на самостоятельную кадровую политику в сфере управления министерств. В первую очередь, у них хотят отобрать право назначать руководителей госпредприятий, которые входят в сферу ответственности соответствующих ведомств и оставить это право за министрами, попадающими в правительство, как известно, по квотам тех или иных партий.
По большому счету, мало кто верит, что и госсекретари будут независимы от партий и политико-финансовых кланов. Однако, видимо, власти хотят не усложнять себе жизнь, устраивая новое распределение “пирога”, чреватое острыми конфликтами.
Взять и поделить
На прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5028 “Об определении кадровых полномочий министра”, инициатором которого указан премьер-министр Владимир Гройсман и который вносит изменения в закон о центральных органах исполнительной власти. В пояснительной записке к документу сказано, что проектом закона предусмотрено возвращение министрам права на назначение и увольнение руководителей предприятий, учреждений, организаций, подведомственных министерствам. Благодаря новой редакции закона о госслужбе, заработавшей 1 мая, сегодня эти полномочия принадлежат госсекретарям, что, по мнению инициаторов законопроекта, “несвойственно для функций последних”.
“Также указанный подход не согласуется с законодательством в сфере управления объектами государственной собственности”, — говорится в пояснении к законопроекту.
Отдельным пунктом в записке уточняется: в проекте закона отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений. Общественная антикоррупционная экспертиза законопроекта не проводилась.
Заминка вышла
Отметим, согласно действующему законодательству, госсекретари, назначение которых пройдет в рамках конкурса, должны забрать у министров (как и у их заместителей) рычаги управления аппаратами министерств. В частности, госсекретари берут на себя кадровую работу, в том числе назначают и увольняют, привлекают к дисциплинарной ответственности руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
По идее госсекретари должны были появиться в министерствах одновременно со вступлением в силу новой редакции закона о госслужбе. Однако конкурс по отбору кандидатур на эту позицию пока не был объявлен. Более того, даже ответственная за это комиссия высшего корпуса государственной службы впервые собралась (да и то не в полном составе) только в середине июля. В принципе закон позволяет нынешним руководителям аппарата выполнять функции госсекретарей до 1 января следующего года.
Кто кому коррупционер
На этом фоне появление законопроекта о возврате кадровых полномочий госсекретарей министрам, как считают эксперты “Страны”, не случайно.
По мнению эксперта Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, Кабмин воспользовался задержкой с назначением госсекретарей, чтобы вернуть былую самостоятельность в кадровых вопросах по линии министерств. “Власть несомненно заинтересована в том, чтобы сохранить свое влияние на деятельность министерств даже в том случае, если она таковой быть перестанет. Госсекретари же будут назначены на пять лет с правом переизбрания и с серьезной защитой от политических гонений. Не исключаю, что пауза в назначении конкурса на эти должности связана с поиском властью лояльных кандидатов. А ради перестраховки кадровые полномочия возьмут на себя министры, которым это выгодно. Правительство вообще заинтересовано, чтобы решать такие вопросы, как назначения и увольнения, как можно быстро и незаметно”, — утверждает Октисюк, настаивая, что передача даже части полномочий госсекретарей министрам нарушает сам принцип независимости первых, о которой так много говорилось при введении новой должности.
Ущемление прав госсекретарей видит и бывший замглавы секретариата президента, народный депутат Игорь Попов (Радикальная партия). “Правительственная инициатива (по части полномочий госсекретарей — Прим.Ред.) противоречит духу нового закона о госслужбе, который распределяет полномочия между министрами, как политическими фигурами, и госсекретарями, как администраторами”, — сказал депутат “Стране”. По его словам, раз в сфере ведения госсекретаря — деятельность аппарата министерства, то на нем и курирование “завязанных” предприятий.
“Логично, что государственные предприятия — это часть работы аппарата министерства. Там нет политических решений, но нужна стабильная работа и прибыль государству. Министры же хотят и дальше назначать по своему хотению или по указке свыше. И, получается: после выборов — новый Кабмин, и новые министры ставят своих смотрящих. Таким образом мы консервируем коррупцию…” — полагает Попов, который является заместителем главы парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.
Секретарь комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Алексей Гончаренко (БПП) это мнение не разделяет. Напротив, он называет “логичным” возвращение министрам указанных полномочий, не видя в этом коррупционных предпосылок. “Главная функция госсекретаря — наладить работу министерского аппарата, а не предприятий “под министерством”, с которыми лучше справится специалист, то есть министр. Да и к тому же, что, министр может быть коррупционером, а госсекретарь — нет? Отбор претендентов на руководство госпредприятий лучше проводить на конкурсной основе, что сейчас и пытаются внедрить”, — сказал Гончаренко “Стране”, приводя в качестве примера приход на должность главы ПАО “Укрзализныця” Войцеха Бальчуна.
Правда, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что госспредприятия по большей степени сегодня представляют собой акционерные компании, где решающую роль в выборе руководителя играют наблюдательные советы, где сходятся интересы не только государства (то бишь министерств), но и бизнеса. “Желанием одного министра поставить руководителя не получится”, — говорит эксперт. Впрочем, есть исключения, например, госпредприятие “Уголь Украины”, которое подчиняется напрямую министерству, а, стало быть, министру.
Запад может помешать
Как бы то ни было, судьба законопроекта, попади он в сессионный зал, будет благоприятной, считают депутаты-собеседники “Страны”. “Если власть захочет найти голоса под этот документ, он обратится к депутатским группам и внефракционным депутатам. Плохо для нее будет, если законопроект начнут критиковать на Западе, ведь сам закон “О госслужбе”, который тот меняет, писался вместе с международными экспертами”, — говорит радикал Попов.
Денис РАФАЛЬСКИЙ