Участники рынка усматривают в этом скорее не покушение на святая святых монополии, а желание отдельных бизнес-групп наверстать былые финансовые потери.
Как сообщила вчера пресс-служба Конституционного суда, 50 депутатов просят оценить на соответствие Конституции постановление Кабмина №893 от 11 июля 2007 г., в котором шла речь о передаче функций по формированию тарифной политики на грузоперевозки от Минтранссвязи “Укрзалізниці”. “Конституционное представление передано на рассмотрение в секретариат суда”,— сообщают в КС. Имена и фракционную принадлежность депутатов, подписавшихся под представлением, в КС не называют.
На первый взгляд такое обращение кажется попыткой посягательства на важнейшую часть полномочий Госадминистрации железнодорожного транспорта, коей является право инициировать и внедрять тарифную политику в этой отрасли. Указанное постановление Кабмина отняло право ведения такой политики у Минтранссвязи и передало его “Укрзалізниці” (у транспортного ведомства остались лишь функции согласования тарифов). В 2007 г. появление такого нормативного акта связывали с противостоянием между тогда еще главой Минтранса, социалистом Николаем Рудьковским и Кабмином, возглавляемым Виктором Януковичем. Централизация власти в ущерб полномочий транспортного министра осуществлялась тогда по всем фронтам.
Но для восстановления полной картины необходимо добавить, что железнодорожными тарифами Минтранссвязи руководило недолго. Такие функции были переданы ведомству от “Укрзалізниці” только 15 июня 2006 г. — Минтранссвязи получило полномочия администрации железнодорожного транспорта в части тарифной политики. Большинство экспертов тогда скептически расценивали такой шаг — регулирование тарифов, особенно транзитных, требует оперативной реакции на ситуацию на мировых рынках, а также участия в их формировании железнодорожных администраций других стран. Таким образом, “Укрзалізниця” была отстранена от “тарифного руля” лишь немногим больше года. И то лишь формально, поскольку на деле решения о тарифах по-прежнему де-факто принимались тарифным советом железнодорожной администрации.
Как объяснил “Экономическим известиям” нардеп Николай Ковзель (один из подписавшихся под представлением), парламентарии не возражают против того, что устанавливать цены на грузоперевозки должна “Укрзалізниця”. “Незаконным в данном постановлении было лишь одно: Кабмин не только вернул железным дорогам полномочия, но и признал законность всех принятых ею актов за то время, когда тарифные функции были у Минтранссвязи”,— говорит господин Ковзель. Лишь один из пунктов постановления — о признании всех тарифных предписаний “Укрзалізниці”, принятых с 15 июня 2006 г. — депутаты, по его словам, просят проверить на конституционность. “Закон не имеет обратной силы, и задним числом легитимизировать что-либо Кабмин не имел права”,— заключает народный избранник.
Отметим, для господина Ковзеля этот пункт имеет персональную важность: принадлежащая ему экспедиторская компания, ЗАО “Интертранс”, не первый год пытается оспорить в судах ряд решений “Укрзалізниці” именно за период 2006-2007 гг. Компания была создана в 2005 г., а уже до 2006 г. достигла ежегодных оборотов в 300-400 млн. грн. Очевидно, этого удалось достичь не без лояльности руководства железных дорог: позже КРУ установило, что в этот период “Укрзалізниця” предоставляла “Интертрансу” необоснованные скидки на пользование инфраструктурой иногда до уровня ниже себестоимости. Политическая конъюнктура в 2006-2007 гг. складывалась для “Интертранса” не так благоприятно: у руля железных дорог стал политический оппонент господина Ковзеля и конкурент по экспедиторскому бизнесу — представитель Партии регионов и экс-глава ООО “Лемтранс” Владимир Козак. Все скидки и другие эксклюзивные условия были отменены, в результате чего, по данным Центра криминологических исследований, обороты компании по итогам 2007 г. сократились до 150 млн. грн. В 2007 г. Владимир Козак оставил свой пост, и дела “Интертранса” снова пошли в гору. Но компания и поныне добивается от “Укрзалізниці” в судах возмещения 129,6 млн. грн. за отобранные скидки.
Выяснить мотивы остальных депутатов, обратившихся в КС, не удалось. Глава транспортного комитета ВР Михаил Мироненко заявил, что ему о представлении ничего не известно, однако он поддерживает законодательные новации, направленные на усиление госконтроля в отрасли. Глава подкомитета по железнодорожному транспорту, нардеп от ПР Артем Синица также сообщил, что ничего не направлял в КС, но предположил, что сужение полномочий “Укрзалізниці” могло быть инициировано с целью усиления централизации власти в рамках недавно вступивших в силу изменений в Конституции.
Екатерина ГРЕБЕНИК
Что скажете, Аноним?
[19:48 05 ноября]
Інтерв’ю із заступником глави місії МВФ в Україні Тревором Лессардом
[11:11 05 ноября]
18:50 05 ноября
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.