Планируется, что Виктор Янукович проведет переговоры с турецким президентом Абдуллой Гюлем, а после вместе с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом возглавит первое заседание Стратегического совета высокого уровня. Стороны должны подписать План действий по развитию двусторонних отношений между Украиной и Турцией на 2012-2013 гг., Межправительственное соглашение об условиях взаимных поездок граждан, Программу сотрудничества в области культуры на 2012-2014 гг. Будут подписаны и другие документы, усиливающие сотрудничество Украины и Турции в транспортной, агропромышленной и инвестиционной сферах.
Турция занимает второе место после России среди потребителей украинских экспортных товаров. Основными товарами украинского экспорта является стальной прокат, уголь, минеральные удобрения и другая продукция химической промышленности, а импорта из Турции — текстиль, продукция машиностроения, бытовая химия, сельскохозяйственная продукция. В прошлом году товарооборот между странами составил $5 млрд., однако Киев и Анкара в ближайшие пять лет планируют увеличить этот показатель до $20 млрд., а за десять лет довести его до $40 млрд.
Содействовать улучшению торгово-экономических отношений должна зона свободной торговли (ЗСТ). Подписать соответствующее соглашение стороны планировали еще до конца 2011 г. Насколько успешно проходят переговоры, станет понятнее по результатам визита украинского президента к южному соседу. “Переговоры еще продолжаются. Они очень ответственные, потому что речь идет о необходимости поиска баланса национальных экономических интересов с интересами наших турецких партнеров”,— сказал “Экономическим известиям” бывший премьер-министр Анатолий Кинах. По его словам, Украина желает не только использовать возможности Турции в реализации инфраструктурных проектов, но и создать условия для привлечения турецких инвестиций в свою экономику.
Турецкий бизнес реализовывает ряд инвестиционных проектов в Украине. Так, компания “Энка” в рекордно короткие сроки построила в Донецке самый современный футбольный стадион “Донбасс Арена”. Группа “Догуш” в рамках подготовки к Евро-2012 возводит терминал в главном аэропорту Украины, а компания “ОНУР” уже построила сотни километров современных автодорог. В свою очередь компании “Чукурова” и “Тюрксель” развивают сеть высокотехнологичной сотовой связи. В целом турецкие компании реализовали в Украине 128 крупных проектов на общую сумму более $3 млрд.
Украина и Турция заинтересованы в создании транснациональных транспортных коридоров, объединяющих Восточную и Северную Европу с Ближним Востоком и Средней Азией. Ранее турецкая сторона озвучила идею создать транспортный коридор Украина — Турция — Египет и второй — от Балтийского побережья до Красного моря, который пройдет через Литву, Беларусь, Украину, Сирию и Иорданию. Киев, в свою очередь, предложил Анкаре присоединиться к железнодорожному проекту по перевозке контейнеров “Викинг”, участниками которого, кроме Украины, являются Литва и Беларусь. Украинская компания “Укрферри” и руководство морского порта города Самсун начали реализовывать проект железнодорожно-паромных перевозок. Предполагается, что паромное сообщение Одесса — Самсун в дальнейшем будет включено в систему паромных сообщений между Украиной, Болгарией и Грузией. Это позволит создать новый транспортный коридор ЕС — Турция и с минимальными временными параметрами осуществлять перевозки в Турцию грузов не только из стран Балтии, Беларуси, Центральной Европы, а также их транзит в Иран, Ирак и другие страны Ближнего и Среднего Востока.
Между Киевом и Анкарой существует договоренность проводить совместную энергетическую политику в третьих странах. Хотя первую атомную электростанцию в Турции будут строить россияне, украинский потенциал в этой отрасли туркам также интересен. Ранее обе страны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и программу сотрудничества по вопросам атомной энергетики.
Однако на рынке транспортировки энергоносителей Украина и Турция являются конкурентами. Пока Украина остается крупнейшим транзитером российского газа в Европу. Но планируемое строительство подводного трубопровода “Южный поток” может отобрать у Киева львиную долю транзитных объемов. В то же время роль Турции на этом рынке возрастает в связи с планами российского “Газпрома” поставлять газ через Турцию в Израиль, а также стремлением Евросоюза построить газопровод “Набукко” для поставок газа из Каспийского региона в ЕС в обход России. Оба трубопровода должны пройти по территории Турции и будут снижать значение Украины как транзитера. Впрочем, обладая значительным опытом в сооружении и эксплуатации нефте- и газопроводов, а также имея все необходимые для этого мощности, Украина могла бы сделать свой вклад и получать выгоду, принимая активное участие в развитии и расширении этих газопроводов, а также нефтепровода Самсун — Джейхан.
Для Украины партнерство с Анкарой необходимо и как условие баланса сил в Черноморском бассейне, и гарантия безопасности на южных рубежах. “Турция обеспечивает силовой баланс в этом регионе именно в контексте взаимоотношений с Россией. Эти страны друг друга уравновешивают. Украина может рассчитывать, что этот баланс обеспечит мирное сосуществование государств в Черноморском бассейне, а также предотвратит усиление одной из сторон, что может создать международную напряженность”,— сказал “Экономическим известиям” директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. По его мнению, учитывать интересы России и Турции украинскому руководству следует осторожно, “поскольку Украина явно не стремится быть вовлеченной в их противоречия”.
Ксения ЛАЗОРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.