Начало трехсторонних стратегических консультаций между Соединенными Штатами Америки, Индией и Японией, а также их решение провести в текущем году совместные военно-морские учения свидетельствует об усилиях по созданию союза трех ведущих демократий Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти усилия, предпринимаемые в самом динамичном, в плане экономики, регионе мира, где предчувствие дисбаланса сил возросло до огромных размеров, также выдвигаются на передний план президентом Обамой, который подготовил новые стратегические директивы для Пентагона. В этой новой стратегии звучит призыв “сместить баланс в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона” и поддержать Индию как “региональный символ надежды в экономике и гаранта безопасности в зоне Индийского океана”.
В момент, когда Азия находится на этапе перехода и когда у нее возникает все больше проблем с безопасностью, США, Индия и Япония стремятся наладить более четкое стратегическое взаимопонимание в целях продвижения общих интересов. Их усилия вызывают воспоминания о созданном накануне Первой мировой войны Тройственном союзе Франции, Британии и России, чтобы противостоять угрозам со стороны быстро усиливавшейся и самоутверждавшейся Германии.
На сей раз толчком стала все более напористая внешняя политика Китая. Но, в отличие от Антанты, в составе Франции, России и Великобритании, которая столетие тому назад выступала против Германии, цель сейчас заключается не в сдерживании Китая. Цель американской политики — воспользоваться экономической взаимозависимостью и полным включением Китая в состав международных институтов, чтобы убедить его лидеров в нецелесообразности агрессивных устремлений к гегемонии в Азии.
В действительности намерение трех демократических держав состоит в создании “сердечного согласия” без его превращения в официальный военный альянс, который они считают контрпродуктивным. Однако такой тройственный союз может стать важным стратегическим инструментом, удерживающим усиливающийся Китай от сползания к высокомерной самонадеянности. Три партнера также стремятся внести свой вклад в формирование стабильного, либерального и основанного на правилах порядка в регионе.
После завершившегося недавно в Вашингтоне первого раунда стратегического диалога США, Япония и Индия проведут этой весной в Токио более конкретные обсуждения, нацеленные на укрепление трехстороннего взаимодействия. Со временем эта трехсторонняя инициатива может стать четырехсторонней, если к ней присоединится Австралия. Однако возникающая параллельно ось Австралия — Индия — США будет предшествовать созданию четырехстороннего партнерства, особенно в свете того, что ранее сформировать такую коалицию четырех не удалось.
Но для налаживания серьезного трехстороннего сотрудничества необходимы важные сдвиги в стратегических предпочтениях и политике Америки, Японии и Индии. Япония, являющаяся союзницей США по договору, наладила военное взаимодействие и оперативную совместимость только с американскими вооруженными силами. После прозвучавшего в 2008 году заявления о сотрудничестве в сфере безопасности с Нью-Дели Токио должно также наладить оперативное взаимодействие с индийскими ВМС, чтобы, как сказал бывший японский премьер-министр Синдзо Абэ, “ВМС Японии и Индии были эффективно взаимосвязаны”.
Американские и индийские войска в последние годы провели десятки военных учений, но некоторые аналитики из США жалуются, что Индия по-прежнему тяготеет к “неприсоединению” в силовой политике, оберегая свою стратегическую независимость. В действительности же Индия просто ведет себя более осторожно, потому что она не защищена от прямого китайского давления в рамках давнего и неразрешенного спора по поводу общей границы в Гималаях. Япония отделена от Китая морем, а Соединенные Штаты вообще находятся на большом географическом удалении. Но вот что касается Индии, то Китай в последние годы резко активизировал нарушения границы и прочие инциденты, усиливая давление на Нью-Дели. А Соединенные Штаты сохраняют молчаливый нейтралитет в китайско-индийском споре.
Но в условиях неблагоприятного финансового и бюджетного положения Америки администрация Обамы объявила о планах сокращения военных ассигнований с большей опорой на региональных союзников и партнеров. Эти планы предусматривают отказ США от системы времен холодной войны, в которой Америка была ступицей, а ее союзники — спицами в колесе безопасности. Такой механизм, основанный на принципе “покровитель — сателлит”, не подходит для создания новых альянсов. Индия, например, не может стать для США Японией. На самом деле Соединенные Штаты пытаются вовлечь Индию в “мягкий альянс”, в рамках которого не существует договорных обязательств.
Эта система ступицы и спиц больше подходит для сохранения Японии в качестве американского протектората, чем для обеспечения ее эффективного вклада в реализацию главной политической цели США в Азии: поддержания устойчивого баланса сил. Незаметный сдвиг в американской политике, помогающий Японии уменьшить свою чрезмерную зависимость от США и больше делать для собственной обороны, обеспечит более эффективный вклад в это уравнение.
Такой сдвиг, скорее всего, диктуется необходимостью дальнейшего сокращения военных расходов США, чтобы можно было сосредоточиться на решении комплексных задач внутренней модернизации, которая нужна для предотвращения ослабления американской мощи и влияния. Если США намерены меньше полагаться на свои силы передового базирования и чаще выступать в роли стабилизатора в международных делах, то им следует осуществить фундаментальные изменения в своей системе безопасности, созданной после 1945 года.
Тройка стран из состава новой Антанты также должна осознавать и видеть границы своего партнерства. Общее совпадение их стратегических целей в Азиатско-Тихоокеанском регионе не означает, что у них будет абсолютное согласие по всем вопросам. Задумайтесь, например, о резко отличающемся отношении к Бирме, которое существовало у данных стран ранее, или об их нынешних разногласиях по поводу нового плана сдерживания Ирана, выдвинутого администрацией Обамы, в который включены энергетические санкции.
Создать настоящее военное взаимодействие в рамках тройственного союза будет непросто, поскольку между США и Индией не существует договорных отношений, а также поскольку у их вооруженных сил разное оружие и системы боевой подготовки войск. Но поскольку никто к официальному трехстороннему альянсу не стремится, ограниченное взаимодействие и ограниченная оперативная совместимость вполне могут вписаться в политические цели этого “сердечного согласия”. На самом деле политическая целесообразность этого союза, скорее всего, превзойдет его военную ценность.
И, тем не менее, укрепление сотрудничества между Соединенными Штатами, Индией и Японией способно помочь укреплению безопасности на море в зоне Индийского и Тихого океанов, где проходят главные морские пути, а также создать здоровый и устойчивый баланс сил в Азии.
The Washington Times, 24 января 2012, перевод ИноСМИ.ru
Брахма ЧЕЛЛАНИ, профессор независимого Центра политических исследований из Нью-Дели
Что скажете, Аноним?
[07:00 28 ноября]
[17:10 27 ноября]
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
14:00 28 ноября
13:30 28 ноября
13:00 28 ноября
12:40 28 ноября
12:10 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.