Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Триллер наших дней

[13:23 15 сентября 2010 года ] [ Slon.ru, 15 сентября 2010 ]

Властям Швеции проще всего закрыть глаза на происхождение денег Владимира Антонова и позволить ему вернуться в Saab.

Шведская земля отнюдь не оскудела литературными талантами. На прошлой неделе читающая публика могла познакомиться с двумя новыми произведениями, которые можно отнести к производственно-документальному жанру. Американцы, которые умеют делать деньги из воздуха, доказали, что и производственный роман может хорошо продаваться, если писать незанудно и закрутить лихой сюжет, а жизнь авиадиспетчера или риелтора может быть ничуть не менее интересной, чем у разведчика-нелегала. Шведы же убеждают нас в том, что невыдуманные сюжеты оказываются еще интереснее, а настоящие герои окружают нас и сегодня.

И это вам не “Колеса” какие-нибудь, а реальная борьба за сохранение национальной гордости — шведского автопрома. Оба автора, один из которых журналист газеты Svenska Dagbladet Юнас Фрёберг, а другой — заместитель министра промышленности Йоран Хэгглунд, — написали книги о местной “сделке века”: продаже американским гигантом General Motors (GM) компании Saab Automobile.

КОВАРНЫЕ ЗАМЫСЛЫ ЯНКИ

Как сообщается в пресс-релизе, действие книги “Борьба за Saab” Юнаса Фрёберга разворачивается и в Овальном кабинете Белого дома, и в штаб-квартире GM в Детройте, и на заводе Saab в Троллхэттане, где сотрудники обеспокоены планами закрытия предприятия. Фрёберг “следит за происходящим с ближайшего расстояния и с большим нервным напряжением пишет о главных персонажах — Викторе Мюллере, Кристиане фон Кёнигсегге, Мод Улофссон, Бобе Лутце и Владимире Антонове”.

Напомним читателям, что в начале 2009 года GM, председателем совета директоров которой тогда работал Боб Лутц, объявила о банкротстве завода Saab Automobile и намерении выставить его на продажу. После серии неудачных переговоров было объявлено, что владельцем предприятия станет шведский производитель спортивных автомобилей Koenigsegg, основатель которого — Кристиан фон Кёнигсегг. Однако сделка не состоялась, и на смену Koenigsegg пришла другая фирма, также выпускающая спортивные автомобили, — нидерландская Spyker Cars. Ее основными владельцами были голландец Виктор Мюллер и россиянин Владимир Антонов.

Однако и эта покупка чуть не сорвалась, причем в самый последний момент, незадолго до наступления нового 2010 года. Выяснилось, что Национальное долговое агентство Швеции (Riksgälden) провело расследование работы группы Антоновых, а полиция безопасности страны (Säpo) изучила деятельность собственников Spyker Cars. Отчет Säpo, как писала шведская газета Dagens Industri, содержал информацию о связях группы Антонова с отмыванием денег для криминальных структур. Материалы были высланы из Säpo в ФБР, а то, в свою очередь, дало General Motors указание заморозить переговоры со Spyker.

В результате, GM выдвинула Spyker требование о том, что Владимир Антонов должен полностью выйти из состава акционеров голландской компании до того, как переговоры о покупке Saab будут продолжены. Как рассказал сам Владимир Антонов, он отрицал обвинения в отмывании денег, но согласился выйти из состава акционеров Spyker из-за желания сохранить бренд Saab. К Антонову мы еще вернемся, а сейчас расскажем о маленьких сенсациях, которые содержатся в книге “Борьба за Saab”.

Как утверждает Фрёберг, GM приняла решение закрыть завод в Швеции задолго до того, как об этом стало известно широкой общественности. Прекратить выпуск автомобилей решили еще в августе 2008 года, то есть за пять месяцев до начала процедуры банкротства и за полгода до намерения выставить Saab на продажу. Как утверждает журналист Svenska Dagbladet, GM не собиралась подыскивать для предприятия нового владельца. Уже с начала 2009 года Saab был посажен на голодный финансовый паек, и кризисный бюджет позволял заводу продержаться лишь до лета нынешнего года.

Можно догадаться, что предприятие спаслось от злостных намерений янки именно благодаря усилиям Фрёберга, который первым из представителей СМИ оповестил общественность о риске потерять национальную марку. В дело вмешалось правительство в лице министра промышленности Мод Улофссон, и завод в Троллхэттене не закрылся. При этом формальный спаситель Saab — Виктор Мюллер — лишен ореола рыцаря на белом коне: по мнению шведа, это всего лишь проходная фигура, которая не способна решить стоящие перед предприятием масштабные проблемы. Главная из них — по-прежнему неясная ситуация с собственниками, а следствие — высокие проценты по кредиту, которые вынуждена платить Spyker.

ВНУТРЕННИЙ ОТЧЕТ

Автор книги “Сделка Saab изнутри” Йоран Хэгглунд представлен читательской аудитории в качестве “правой руки” Мод Улофссон и ключевой фигуры правительства в переговорах с GM, Koenigsegg, Spyker, а также другими потенциальными покупателями. Высокопоставленный чиновник делится собственными впечатлениями от “драматической истории с продажей Saab”, но предупреждает, что многие детали по-прежнему засекречены. Сделка, как сообщают шведские СМИ, скорее описывается “в экономической и финансовой перспективе”.

Напомним, что Spyker выкупила у GM все акции предприятия Saab Automobile за $74 млн. В новом предприятии Saab Spyker Automobiles GM стала собственником привилегированных акций на сумму в $326 млн. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставил Saab кредит на сумму в 4 млрд шведских крон (около $540 млн по тогдашнему курсу) под гарантии шведского правительства.

Много места в книге посвящено и политической борьбе, поскольку оппозиция в лице социал-демократов требовала национализации Saab. Книга вышла накануне парламентских выборов 19 сентября, и автор подчеркивает, что курс праволиберальных партий обеспечил выход страны из кризиса и позволил возобновить экономический рост. Ясно, что не какие-то журналисты, а эффективные государственные менеджеры сумели найти собственников, способных восстановить работу шведского автопрома. “Я думаю, они взвалили на себя огромные обязательства, но на их стороне недюжинная энергия и страстное желание достичь успеха и доказать миру, что они справятся с управлением Saab как независимый производитель”, — так охарактеризовал Spyker заместитель министра. Саму сделку чиновник охарактеризовал как документальный триллер.

Мавр в лице Хэгглунда сделал свое дело (по крайней мере, он сам так считает), но проблемы Saab пока далеки от разрешения, что еще раз показал отчет Spyker за I полугодие. В течение этого срока Saab продал 10 500 автомобилей, тогда как годом раньше находящееся в состоянии банкротства предприятие сумело продать 24 300 машин, а в рекордном 2006 году — 130 000.

Новый собственник вынужден пересмотреть годовой план продаж: планка снизилась с запланированных 50—60 тыс. штук до 45 тыс. “В последнее время мы были, кажется, слишком оптимистично настроены. Но теперь мы можем более точно оценить наши продажи”, — заявил руководитель Saab Ян Оке Юнссон. Он обещает, что в 2011 году Saab продаст 80 тыс. автомобилей, а в 2012 — 120 тыс., обеспечив тем самым прибыльность предприятия.

Виктор Мюллер объясняет неудачу ссылками на деятельность своих предшественников: “Когда мы купили компанию, она была мертва, здесь было пусто, и в производстве не было автомобилей”. Как утверждает голландец, в течение I полугодия Saab выпускала только лишь одну устаревшую модель — 9-3; а запуск “флагмана”, новой модели 9-5, позволит обеспечить продажи на уровне 35 тыс. штук. В этом году планируется начать выпуск модели 9-4х, а в следующем — 9-5 Sport Combi.

Финансовые результаты Spyker также не порадовали его акционеров: убытки в I полугодии составили 139 млн евро. Производственные расходы предприятия пока покрываются за счет средств акционеров, а также кредита Европейского инвестиционного банка.

ЧЬИ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Можно согласиться с Юнасом Фрёбергом, что основная проблема Saab Spyker — неурегулированные отношения между собственниками и акционерами. Как явствовало из заявлений Spyker, собственником 30%-го пакета акций Владимира Антонова стала принадлежащая Виктору Мюллеру компания Tenaci Capital. Кроме того, что также признал Виктор Мюллер, Антонов фактически финансировал покупку акций Saab у GM.

Мюллер очень надеялся, что Антонов сможет доказать шведскому правительству и GM свою непричастность к какой-либо противоправной деятельности и вернется в Saab Spyker в качестве акционера. “Антонов намерен представить убедительные доказательства того, что подозрения в его адрес были основаны на неверной информации. И он рассчитывает, что сможет вновь стать собственником компании, как только будут предъявлены доказательства”, — утверждал Мюллер в интервью Svenska Dagbladet в феврале этого года.

Однако Антонов не стал обнародовать результаты расследования, хотя пресс-служба “Конверс-групп” подтвердила Slon.ru, что соответствующие материалы были переданы заинтересованным сторонам. В апреле Виктор Мюллер послал в издание Svenska Dagbladet Næringsliv SMS, где утверждал, что расследование продвигается очень хорошо и отчет выглядит прекрасно. Позже, однако, Мюллер был менее словоохотлив: “Да, я знаком с результатом, но я не тот, кто должен его обнародовать, пусть он (Антонов) сам сделает это”.

Теперь на Мюллера свалилась новая напасть: как сообщает шведская печать, Владимир Антонов собирается потребовать возврата инвестиций в финансирование сделки Spyker — Saab. Речь идет о сумме в 100 млн долларов, которую Виктору Мюллеру придется брать взаймы из других источников. На этот шаг Антонов решится, если GM не согласится с результатами независимого расследования о его непричастности к криминальным структурам, писала Dagens Industri.

“Я не вижу, каким образом материалы смогут убедить GM, что их подозрения не имеют оснований”, — сказал газете неназванный источник в шведском правительстве. Американцы, в свою очередь, сообщили Slon.ru, что с их стороны, со стороны GM, сделка закрыта, и вопрос о допуске Антонова к акциям Saab находится исключительно в компетенции шведских властей.

Как видим, все пути снова привели в Стокгольм, где предстоит решить, как же поступать с Антоновым. По-прежнему не замечать его участия в управлении Saab (что может обернуться его уходом) или разрешить ему стать фактическим собственником завода? В случае ухода Антонова Мюллеру (а может быть и шведскому правительству) придется подыскивать новых инвесторов, которые, скорее всего, будут лишены европейского лоска. Активнее всего интерес к шведским активам пока проявляют индийская Mahindra Group и вездесущая китайская Beijing Automotive (BAIC). Они скорее заинтересованы в приобретении технологий, чем в развитии шведского автопрома.

В такой ситуации можно и забыть о якобы криминальном прошлом бывшего владельца Spyker. “Я не думаю, что он был абсолютно чист, но, возможно, не был столь серьезным правонарушителем, каким был описан сначала”, — сказал Хэгглунд все той же Dagens Industri. Хотелось бы, конечно, чтобы с отчетом о благонадежности Антонова ознакомили не только представителей “высоких договаривающихся сторон”, но и простых обывателей. Но здесь вся надежда не на бизнес и власти, а на Wikileaks.

     Павел ПРОХОРОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.