Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Традиции крепнут

[07:31 03 сентября 2010 года ] [ Экономические известия, № 147, 3 сентября 2010 ]

Приватизация тепловой генерации рискует оказаться выполненной под одного покупателя.

Правительство форсирует приватизацию тепловых генкомпаний на фоне полного отсутствия реформ в энергетической отрасли, а также миллиардных долгов тепловиков. Чтобы исправить ситуацию, властям понадобится не менее шести-восьми месяцев при наличии соответствующей воли и желания.

Кабмин поставил задачу до конца 2010 г. разблокировать процесс приватизации энергетических предприятий и подготовить к продажам контрольные пакеты тепловых энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний, пребывающих в собственности государства.

Как явствует из первоочередных мер на 2010 г. по реализации программы реформ президента Виктора Януковича, Минтопэнерго за это время также должно разработать план реформирования энергетической отрасли с указанием конкретных сроков, условий и способов приватизации энергопредприятий.

В настоящее время в собственности государства сохранились контрольные пакеты четырех из пяти тепловых энергогенерирующих и 14 из 27 энергопоставляющих компаний (облэнерго), которые находятся в управлении НАК “Энергетическая компания Украины”.

Как ранее сообщали “і”, программа экономических реформ на 2010-2014 гг., представленная президентом страны и утвержденная Кабмином в июне этого года, содержит подробный перечень реформ, которые необходимо реализовать в отраслях национальной экономики, включая энергетику, до конца 2014 г. Однако в документе отсутствуют конкретные сроки, этапы, а также план первоочередности мероприятий в проведении реформ. Впрочем, более детальный порядок осуществления реформ был подготовлен группой аналитиков при Администрации президента в проекте плана действий по реализации озвученной господином Януковичем пятилетней программы. Однако до настоящего времени подготовленный интеллектуалами план действий остался практически незамеченным.

К самому факту приватизации энергокомпаний в украинском обществе сегодня отношение скорее положительное — уж слишком безрадостными выглядят результаты 20-летнего государственного хозяйствования в отрасли.

Вопрос лишь заключается в тех самых способах, условиях, а также целях приватизации.

По мнению аналитиков, украинская энергетика, безусловно, нуждается в максимально скорейшем завершении приватизации, однако это не означает необходимости ее скорейшего форсирования любой ценой. И дело не столько в экономическом кризисе, сколько в полнейшей неподготовленности к приватизации самой отрасли. Так, на правительственном уровне до сих пор не утвержден официально четкий детальный план осуществления реформ, ничего не сделано чиновниками на практическом уровне. Речь прежде всего идет о повышении тарифов на киловатт-час для населения, ликвидации перекрестного субсидирования на энергорынке, разрешении проблемы миллиардных долгов генерации, ликвидации единого двухставочного тарифа для промышленности, запуске процесса создания конкурентного рынка электроэнергии.

Понятное дело, что в считанные месяцы выполнить необходимые реформы в энергетике невозможно. Однако для потенциальных инвесторов наиболее важно видеть хотя бы четкие системные и согласованные действия власти по реформированию сектора, а также способность правительства обеспечить гарантии возврата инвестиций.

Да и для полноценной подготовки самих приватизационных конкурсов необходимо как минимум шесть-восемь месяцев. По мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, при нормальном подготовительном процессе страна могла бы выйти на реальную приватизацию к середине следующего года.

Впрочем, приватизационный процесс в отечественной энергетике может пойти и по другому сценарию. Об этом, в частности, свидетельствует проект внесения изменений в Условия и правила деятельности по производству электроэнергии, который был опубликован на сайте НКРЭ в августе этого года. Цель этого документа — ограничить долю одного производителя на энергорынке до уровня 33% общей в стране выработки.

Проект вызывает два вопроса. Первый — означает ли это необходимость раздробления ГП “НАЭК “Энергоатом”, которое в 2009 г. произвело в Украине 48% электричества?

Второе: в том же 2009 г. пять отечественных тепловых генкомпаний выработали в общем итоге 41% электроэнергии, в том числе частная “Востокэнерго” около 8,5%. Не означает ли это, что в тепловой энергетике может быть создана монопольная структура, под которую подводится цифра 31%?

“Крайне важно в ходе приватизации избежать монополизации рынка. Монополия в украинских условиях означает деградацию. У нас предостаточно в отрасли старых проблем. Зачем нам плодить новые?” — считает господин Котко.

Олег КИЛЬНИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.