Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Торговые и бюджетные призраки ассоциации с ЕС

[10:38 17 августа 2013 года ] [ Зеркало недели, № 29, 16 августа 2013 ]

Фактическая блокада украинского экспорта — не что иное, как силовая попытка Кремля удержать официальный Киев от подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

И понятно, что в дальнейшем, с приближением саммита в Вильнюсе, силовое давление будет усиливаться. Учитывая нрав северо-восточного партнера/друга/брата (кому что ближе), среди инструментов такого давления может оказаться все, что угодно.

Из-за такого жесткого принуждения к интеграции с Таможенным союзом на Банковой и Грушевского обязаны отбросить малейшие сомнения по поводу подписания Соглашения об ассоциации. Если сотрудничество с Евросоюзом в
ноябре заморозится, в российский плен придется сдаваться на весьма скверных условиях. Тогда дело одной ГТС вряд ли ограничится.

Да, ассоциация с ЕС не гарантирует, что как рукой снимет все “болячки” Украины. Более того, изменения могут оказаться и довольно неприятными и болезненными, но в итоге дадут в том числе и отечественной экономике шанс на структурное выздоровление. И здесь хоть какое-то, но есть право выбора. В “евробольницу” Киев дубиной не загоняют. В отличие от “восточного госпиталя”.

Критики идеи ассоциации с Евросоюзом довольно часто рисуют черными красками экономические перспективы Украины, если соглашение в ноябре таки будет подписано и после этого реализовано (в т.ч. тот его вариант, проект которого на текущей неделе обнародовал Кабмин). Мол, из-за создания зоны свободной торговли (ЗСТ) погибнет немало отечественных отраслей, а наш рынок “затопит” поток более конкурентоспособных европейских товаров. Отсюда еще дюжина рисков (о пользе для потребителей — снижении цен — как всегда, не говорится), в частности, для госбюджета (уменьшение доходов из-за снижения, а то и полного “обнуления” пошлин и т.п.) и платежного баланса (рост отрицательного сальдо торговли товарами и т.п.). Но “евронедоброжелатели” систематически замалчивают несколько важных вещей.

Во-первых, речь идет об объективно существующих краткосрочных рисках. И, несмотря на свой “углубленный и всеохватывающий” характер, ЗСТ не начнет действовать молниеносно — для ряда секторов переходной период растянут до десяти лет (если говорить, скажем, об АПК, автомобилестроении). То есть времени на адаптацию — под завязку, может, даже многовато, было бы желание им воспользоваться.

“Конкурентоспособные предприятия сразу же смогут воспользоваться преимуществами Соглашения об ассоциации, в то время как прибыльность других предприятий на первом этапе может снизиться из-за усиления конкуренции. Но после его завершения и приспособления к новым правилам рынка такие предприятия тоже смогут воспользоваться преимуществами соглашения”, — считает директор департамента внешней политики Международного центра перспективных исследований Елена Захарова.

В качестве примера специалист рассматривает ситуацию в пищевой промышленности. Конкуренция на рынке может стать более острой из-за снижения ввозной пошлины на пищевую продукцию в среднем с 9,7 до 3,6% на протяжении десяти лет. Это при том, что у предприятий появятся затраты для осуществления перехода на европейские стандарты и дальнейшее их соблюдение. Но уже вскоре станут ощутимы преимущества нулевых ввозных пошлин в ЕС почти на все товары, не охваченные тарифными квотами (а это около 85% тарифных линий), введения тарифных квот с нулевой ставкой в пределах квоты для экспорта в ЕС сахара, сиропов, соков, других пищевых продуктов.

Во-вторых, на самом деле не так страшен черт — снижение именно таможенных доходов бюджета, как его часто рисуют, убежден директор департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудик.

“Поступления от ввозной и вывозной пошлин составляют 13—14 млрд грн в год. Это только примерно 3% всех доходов. При этом доля платежей с европейских товаров — почти 40% указанной суммы. А отмена пошлин произойдет не по всем статьям и не моментально. Следует также учитывать, что пошлина является не столько фискальным, сколько регулирующим/ограничительным/протекционистским инструментом. Если мы от него отказываемся, это шаг вперед для всей экономики. Мой прогноз: если падение таможенных поступлений и будет, то оно будет незначительным и перекроется оживлением торговли и улучшением общей экономической ситуации в Украине”, — констатирует эксперт.

Недополучение таможенных платежей может компенсироваться увеличением акцизных доходов, налога на прибыль, налога с доходов физических лиц и т.п. — за счет только роста объемов импорта и расширения бизнеса импортеров в Украине. Кроме того, украинские фискальные органы получат возможность больше средств перечислять в госбюджет благодаря хотя бы более тесному сотрудничеству с европейскими коллегами. Это должно не только способствовать эффективной реализации недавно принятого закона о трансфертном ценообразовании, но и в принципе искоренить такое довольно “странное” явление во внешней торговле, когда европейские таможни фиксируют одни объемы импорта в Украину, а отечественные — другие (в проекте соглашения есть отдельный раздел, посвященный борьбе с уклонением от налогообложения).

“К конкретным оценкам итогового бюджетного сальдо следует относиться очень осторожно, поскольку сделать качественные расчеты сложно, учитывая зависимость от огромного количества факторов и сценариев. Если говорить о тех же пошлинах, то ожидать апокалипсических сценариев не стоит, хотя бы учитывая их размер (относительно незначительный. — Ред.), который был установлен на большинство европейских товаров после вступления Украины в ВТО. Апокалипсис в украинской экономике наступит, если вообще ничего не делать в государстве”, — подчеркивает руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Если же продолжить линию государственного бюджета Украины, но уже в контексте его расходов, следует учитывать ожидаемое повышение прозрачности государственных закупок благодаря имплементации Соглашения об ассоциации, оптимизации системы госпомощи для нежизнеспособных отраслей и отдельных предприятий, на которые тратятся миллиарды, а эффект как для экономики, так и для граждан практически нулевой (но на этом обогащаются избранные). С учетом этого даже гипотетическая корректировка доходной части бюджета в “минусовую” сторону (если она состоится) не будет иметь критического значения, потому что не будет потребности в искусственно раздутых и неэффективных расходах. Напомним, что перераспределение ВВП через госбюджет в Украине и так слишком большое, как для развивающейся экономики.

“Эффект от практической реализации Соглашения об ассоциации может быть ощутим для бюджетной сферы. Но это будет зависеть прежде всего от результативности борьбы с коррупцией. Украина уже не первый год гармонизирует собственное законодательство с европейским. Показательным здесь является правительственный законопроект “О государственной помощи субъектам хозяйствования” (№2749 от 5 апреля 2013 г.), который, несмотря на прогрессивность и стремление привести наши законодательные нормы в соответствие с европейскими стандартами, содержит некоторые корупциогенные нормы, а именно: критерии предоставления государственной помощи”, — отмечает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

В-третьих, если анализировать перспективы платежного баланса, было бы странным не учитывать то обстоятельство, что даже если состояние торговли товарами ухудшится, его может с лихвой перекрыть профицит финансового счета, который возрастет благодаря увеличению иностранных инвестиций вследствие последовательной имплементации Соглашения об ассоциации. В результате украинской продукции станет больше и на третьих рынках, а торговый баланс постепенно выровняется. Главное — адекватные темпы реформирования.

К тому же не следует недооценивать украинских экспортеров. Хотя многим отраслям до евроуровня еще расти и расти, все более уверенное проникновение даже отечественной агропродукции (и это в Европу с ее многомиллиардными дотациями для АПК) сигнализирует, что не такая уж Украина беспомощная и бессильная, как некоторым хотелось бы. В условиях же обострения конкуренции на отечественном рынке инстинкт самосохранения и настойчивость должны только усилить нашу экономику.

Среди рисков и для госбюджета, и для платежного баланса часто называют возможную негативную реакцию стран Таможенного союза на ассоциирование Украины с ЕС. Нужно признать, что у восточных партнеров объективно существует потребность защитить свои рынки от реэкспорта из Украины европейских товаров. Но А.Рудик призывает не драматизировать возможные последствия. “В бюджетном измерении теоретически речь может идти об уменьшении поступлений от вывозной пошлины. Однако она применяется к ограниченной группе товаров — подсолнечное масло, кожа животных, лом металлов и т.п. Эта сумма незначительна — 100—200 млн грн. То есть для бюджета она не играет заметной роли. Если же мы говорим в целом об ухудшении и даже замораживании отношений, импорта, то это, конечно, может ударить. Но следует понимать, что торговые войны невыгодны самой России. Мне кажется, никто не пойдет на то, чтобы заморозить поставки в Украину”, — отмечает эксперт.

Более того, можно добавить, что интенсификация процессов интеграции Украины с Евросоюзом повысит привлекательность отечественной экономики для россиян с точки зрения не только сбыта товаров, но и инвестиций. Это подтверждает, в частности, опыт стран Балтии.

Об этом уже неоднократно говорилось, однако не лишним будет еще раз подчеркнуть.

Соглашение об ассоциации с ЕС (или, если хотите, выбор между ним и Таможенным союзом) — вопрос цивилизационного выбора для Украины. Подходить к этому вопросу только с сугубо экономическими подсчетами не совсем уместно, хотя бы учитывая призрачную точность различных прогнозов. Каждый считает по-своему. И у каждого может быть своя правда и даже истина.

Тут можно вспомнить хотя бы результаты исследования, проведенного под эгидой Евразийского банка развития, в котором принимали участие в том числе Институт экономики и прогнозирования НАН Украины и Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. По их оценкам, интеграционный эффект от сближения с Таможенным союзом для Украины в перспективе может составлять 6%, тогда как ассоциация с ЕС может уменьшить украинский ВВП на 1,5% из-за снижения торгового оборота с россиянами, белорусами, казахами.

Вместе с тем согласно исследованию Института экономических исследований и политических консультаций (поддерживалось Всемирным банком и Фондом “Відродження”), вступление Украины в Таможенный союз приведет к сокращению благосостояния в Украине на 0,5% в среднесрочной и на 3,7% — в долгосрочной перспективе. Простая зона свободной торговли с ЕС будет способствовать повышению благосостояния на 1,3% в среднесрочной и на 4,6% — в долгосрочной перспективе. Глубокая и всеобъемлющая ЗСТ может повысить благосостояние на 4,3% в среднесрочной и на значительные 11,8% — в долгосрочной перспективе.

Учитывая хотя бы статус указанных учреждений, ставить под сомнение качество их анализа странно. Кто, что и как считает да еще и прогнозирует — вещь довольно субъективная. Особенно в стране (странах), где даже статистика — штука довольно гибкая. Большое значение в контексте внешних интеграционных процессов имеет не только результат, но и сам процесс. Следует учитывать, что со стороны ЕС в переговорах с Украиной меркантильные интересы лоббируются пусть и с некоторыми ухищрениями и латентным давлением, но без “ударов дубиной по голове”. Рамки пристойности хоть какие-то, но соблюдаются. Чего не скажешь о Таможенном союзе.

Оценки нынешних действий Кремля от высших должностных лиц наподобие “не следует сейчас эти проблемы искусственно раздувать и искусственно преувеличивать” вызывают и удивление, и смятение, и смех, и гнев, и… любопытство. Потому что дальше должно быть только интереснее.

Василий ПАСОЧНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.