Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Топливные перекосы

[11:19 01 июля 2011 года ] [ День, № 112-113, 1 июля 2011 ]

Качественное импортное горючее продается дешевле, чем отечественный бензин А-92 из-за того, что большая его часть уходит в Россию.

В среду пресс-служба Минтопугля сообщила, что экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности 24 июня рекомендовала нефтетрейдерам снизить верхнюю границу ценового коридора на бензин А-95 до 9,90 грн./л и на дизельное топливо — до 9,50 грн./л. ЭАГ руководствовалась тенденцией к снижению цен на мировом нефтяном рынке и сделала вывод, что это позволяет снизить цены на нефтепродукты и в Украине.

Естественно, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, председательствовавший на заседании этой группы, отметил, что стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов удалось благодаря согласованному сотрудничеству между правительством, производителями и нефтетрейдерами. Благодушное настроение царило и среди рядовых членов группы. По ее оценкам, имеющиеся на рынке запасы топлива позволяют полностью обеспечить спрос на бензины всех марок и дизтопливо в Украине в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Между тем, как сообщали некоторые СМИ, со ссылкой на то же Минтопугля, запасы бензина на украинских нефтеперерабатывающих заводах снизились до критического уровня и, по состоянию на 20 июня, составили 34,5 тысячи тонн. Тогда как, по данным Госстата, потребление бензина в июне за последние два года составляет в среднем 400 тысяч тонн. Такие запасы — минимум за последние два года и в три раза меньше среднего уровня запасов с начала 2011 года.

Накануне упомянутого заседания ЭАГ пресс-служба ООО “ТНК-ВР Коммерс” (Киев) жаловалась, что Беларусь сократила экспорт нефтепродуктов в Украину в 16,5 раза (до 1,6 тысячи тонн) из-за девальвации национальной валюты и введения ограничений на экспорт топлива. “Танкисты” отмечали, что такая ситуация несет значительные риски для украинского рынка, который более чем наполовину зависит от импортных поставок. Они указывали, что “чрезмерная зависимость страны от импорта нефтепродуктов может приводить к перебоям с поставками горючего, возникновению дефицита топлива и неконтролируемому росту цен”. Как в воду глядели!

Украинский рынок нефтепродуктов действительно лихорадило из-за дефицита бензина марки А-92. Консалтинговая компания “А-95” (Киев) в мае — июне 2011 года выявила даже факты продаж импортного бензина А-95 под видом марки А-92. Причем импортный бензин европейского качества, по словам директора “А-95” Сергея Куюна, нередко продавался дешевле, чем украинский А-92. Как объяснил эксперт, дефицит возник из-за того, что основным источником поставок бензина А-92 на рынок были отечественные НПЗ. По его мнению, они “имели прекрасный шанс не на словах, а на деле доказать правительству и потребителям свою способность обеспечить рынок нефтепродуктами, особенно в период сезонного роста потребления. Однако вместо этого мы видим нехватку отдельных марок украинских нефтепродуктов”...

Комментируя такую ситуацию, президент объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук рассказал “Дню”, что цены на внешнем рынке и соотношение спроса и предложения на рынке Украины действительно позволяют несколько снизить границы ценового коридора. Но при этом он отметил, что “плясать” нужно было не от уровня, введенного ранее ЭАГ, а от существующей цены: была 10,55 (грн./л) — стала 10,45. “Это как бы возможно”, — сказал Косянчук. Вместе с тем он отметил, что 9,90 грн./л при сегодняшней налоговой нагрузке — “это абсурд”. “У нас ценовые коридоры формируются вообще непонятно по какому принципу, — продолжал эксперт. — Одновременно с рекомендациями снизить границу до 10 гривен, Минтопугля пытается свой ресурс продать в опте за 10,45”. “Кто чем занимается в этой жизни, — изумляется Косянчук, — непонятно”. И рассказывает еще одну удивительную историю. Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-ВР, по каким-то соображениям (они на это, конечно, имеют полное право, отмечает эксперт) до 90% производимого в Украине бензина экспортирует в Россию, получая на этом существенные убытки. “По нашим подсчетам, — говорит Косянчук, — у них выручка там примерно на 10 тысяч гривен на тонне меньше, чем при продаже в Украине”. Он приводит два варианта такого поведения: “То ли их материнская компания заставляет так поступать с учетом дефицита горючего в России, который возник из-за государственного регулирования цен, то ли они сами пытаются деструктировать рынок и продавить таким образом свою идею о введении пошлины на импортируемый в Украину бензин”. В результате сегодня, практически накануне жатвы, бензина А-92 в Украине недостаточно, констатирует эксперт.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.