Приближение зимних холодов, на фоне обострившегося в очередной раз вооруженного противостояния на восточных границах Украины в сочетании с неоднозначной расстановкой политических сил по итогам выборов в местные органы власти, актуализировало проблему прохождения страной отопительного сезона. Среди прочего — в разрезе поступления в Украину угля и формирования достаточных его запасов на отечественных теплоэлектростанциях. А последние события на границе с аннексированным Крымом и прекращение поставок электроэнергии на полуостров делают эту проблему еще более острой.
Несмотря на все дипломатические и экономические потуги Минэнергоуглепрома, угля на осенне-зимний период однозначно накоплено меньше, чем необходимо. “Согласно подсчетам группы экспертов из США, Канады и ЕС, которые готовили план прохождения энергосистемой осенне-зимнего периода (ОЗП), нам необходимо 3,2 млн тонн, — рассказал Forbes руководитель Центра исследований энергетики Александр Харченко. — Сейчас на складах есть лишь 2,2 млн тонн. Дефицит в 1 млн тонн распределен следующим образом: 60% — марки А (антрацит) и Т (тощий), а 40% — марки Г (газовый)”.
Из всего накопленного в Украине угля на складах ТЭС ДТЭК по состоянию на 22 ноября 2015 года аккумулировано 1,656 млн тонн: 841 000 тонн марки Г и 815 000 тонн марки А. Это примерно на 40% больше, чем на эту же дату в прошлом году.
Однако опрошенные Forbes эксперты не спешат излучать оптимизм. “Пока запасов (2,2 млн тонн для ТЭС) хватает при поставках из “ДНР” и “ЛНР”. Но лучше было бы 3 млн. Тогда точно не будет проблем, — считает основатель Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. — А если сейчас Донбасс остановится или сократит поставки, боюсь, за месяц — до конца декабря — “съедим”, возможно, даже до 1,4-1,5 млн тонн”.
То есть на сегодняшний день недостатка антрацита нет. Но до конца зимы существующих запасов недостаточно. “Что касается дефицитного антрацита, на данный момент компания полностью покрывает производственные потребности в нем за счет собственного ресурса. Поставки угля из наших шахт в зоне НКТ (неконтролируемой территории) составляют около 600 000 тонн в месяц, — объяснила руководитель пресс-службы “ДТЭК Энерго” Ирина Милютина. — При условии ритмичных поставок угля из территорий, временно неподконтрольных украинской власти, дефицита топлива данной марки в осенне-зимний период не предвидится”.
Однако это условие уже не выполняется. Поставки угля с Донбасса были остановлены еще в пятницу, 20 ноября. А как надолго хватит Украине имеющихся уже запасов — зависит, помимо темпов подвоза, еще и от температуры за окном. “Хватит или не хватит — всегда зависит от погоды. То, что не хватит в целом — это однозначно, — считает координатор ОО “Экспертная Платформа по энергоэффективности” Игорь Черкашин. — Сколько не хватает, нужно будет исходить из того, какую температуру принесут зимние и весенние месяцы”.
Соответственно, благополучное прохождение ОЗП возможно только при условии аномально теплой зимы. “Если будет снова теплая зима, то выберем под 500-600 тыс. тонн на складах к концу марта, — прогнозирует Юрий Корольчук. — Без российского угля еще можно попробовать. Будем тогда брать электроэнергию в РФ”.
Что касается угля марки Г, то ДТЭК обещает незначительно, на 100 000 тонн, увеличить выработку своих шахт. А государственные шахты говорят о возможности нарастить добычу марки Г при условии улучшения финансирования. “А вот ликвидация дефицита угля марки А в планах Минэнерго предусмотрена сугубо закупкой в “ЛДНР” и РФ, — подчеркивает Александр Харченко. — В принципе, “ЛДНР” уголь продавать хотят, так как им нужны деньги. Но если в России будет принято политическое решение [Украине] уголь не продавать — вряд ли они воспротивятся”.
На международных рынках угля имеется достаточно, в том числе и необходимых Украине марок А и Т. Он дороже российского и донбасского, но ненамного. Однако покрыть этим углем дефицит проблематично, поскольку долгосрочные контракты не заключены, доставка производится со значительным временным лагом, а украинские порты имеют ограничения по объемам возможной переработки. Кроме того, иностранные продавцы требуют 100%-ную предоплату, на что у отечественных тепловиков попросту нет средств.
“Предложение на мировом рынке есть, трейдеры эти предложения нам присылают. Проблема в зазоре времени на доставку. Он составляет два месяца, — поясняет Александр Харченко. — То есть, если контракты будут заключены прямо сегодня, уголь прибудет в конце января. Так что наши переговорщики должны занять крайне энергичную позицию, летать по миру — в США, ЮАР, Вьетнам — и заключать договоры”.
Что же касается средств на закупку угля, то и с этим есть ряд проблем. “Сейчас ТЭС работают с отрицательной рентабельностью (-10,2% за 9 месяцев 2015 года) и в условиях колоссальных долгов. Только перед генерацией ДТЭК с учетом “Киевэнерго” на 1 ноября 2015 года эта цифра составляет 6,8 млрд гривен, — утверждает Ирина Милютина. — У генерации нет средств на импорт дорогостоящего топлива”.
Кроме того, следует учитывать и логистические нюансы: объемы грузов, которые могут принимать украинские порты, ограничены. Согласно квотам, выделенным под энергетический уголь, ежемесячная пропускная способность портов для импорта угля составляет не более 400 000 тонн.
Не последнюю роль в этом процессе играют и сроки поставки. Так, от момента выхода судна из порта отгрузки до прибытия угля на электростанции требуется около 45 дней. Получается, что уголь из дальнего зарубежья невозможно доставить быстро — в случае необходимости оперативно отреагировать на внезапно образовавшийся дефицит топлива.
Нужно учесть, что большая часть антрацита поставляется по долгосрочным контрактам. Поэтому в случае, если поставки угля с временно неконтролируемой территории окажутся заблокированными, резко возросший спрос будет проблематично покрыть в полной мере за счет импортного угля.
Что же касается непосредственно цены, то она непреодолимым препятствиям не является. “Уголь из дальних стран дороже донбасского и российского всего на 10-12%”, — указывает Александр Харченко. Хотя стоимость угля из дальнего зарубежья существенно зависит от текущего курса валюты, который в последнее время показывает активный рост. “Разница составляет примерно 400-600 гривен на тонне. Это если брать африканский (примерно $100 — 2300-2400 гривен) и российский ($80 — 1800-1900 гривен), — поясняет Юрий Корольчук. — Различные поставщики — разные цены”.
У донбасского угля преимущество в цене и качестве неоспоримо. “Нельзя сравнивать только цену, нужно анализировать и качество. Кроме того, к стоимости импортируемого угля следует добавлять стоимость транспортировки, — уверен Игорь Черкашин. — При условии, что на оккупированных территориях используется практически рабский труд за продпайки, этот уголь будет вне конкуренции по себестоимости”.
Таким образом, гипотетическую угольную блокаду со стороны РФ и “ЛДНР” Украина безболезненно перенесет при выполнении нескольких условий.
И, конечно же, поможет очень теплая погода.
Максим ГАРДУС
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.