Теперь правительство собирается достигать поставленных целей по принципу “только change и disrupt”, а помогать в этом будут приглашенные эксперты вроде Германа Грефа и Бориса Ковальчука.
Что случилось
Правительство с подачи Мишустина в очередной раз переупакует нацпроекты в новую стратегию социально-экономического развития, рассказал The Bell один из участников установочного совещания, которое прошло в субботу, 27 января, и подтвердил собеседник The Bell в правительстве. О новой стратегии также сообщили “Ведомости”, без ссылок на источник информации. Она, пишет издание, должна определить пути решения задач, поставленных в июльском указе Владимира Путина “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.
Разрабатывать стратегию поручено группам с многообещающими названиями: например, “новый общественный договор”, “клиентоориентированное государство”, “агрессивное развитие”, “новая высокотехнологичная экономика” и “национальная инновационная система” — они соответствуют пяти нацпроектам.
За каждое направление отвечает рабочая группа во главе с профильным вице-премьером. К штабам приписаны “топовые эксперты в стране”, следует из материалов совещания. Например, для “национальной инновационной системы” это глава Сбербанка Герман Греф, сооснователь IBS Сергей Мацоцкий и основатель Almaz Capital Partners Александр Галицкий.
Топовым экспертом по “новой высокотехнологичной экономике” неожиданно назван предправления “Интер РАО” Борис Ковальчук, сын совладельца банка “Россия” Юрия Ковальчука. В 2006 году Ковальчука уже назначали главой “департамента приоритетных нацпроектов” в правительстве, но спустя три года это подразделение расформировали.
В чем суть новой стратегии
Стратегия выглядит, по выражению одного из собеседников The Bell в правительстве, “очень модно”. В материалах, с которыми ознакомился The Bell (подлинность подтвердил один из участников), активно используется лексикон айтишников: установочное совещание в скобках названо kick off, работу над проектами предлагается строить по принципу as is (как есть), to be (как должно быть), action plan (дорожная карта). Ставить цели — по метрикам SMART, а достигать их — по принципу “только CHANGE и DISRUPT”. Каждое совещание рабочей группы должно длиться не больше двух часов, говорится в стратегии.
Сами проекты переупаковали, переименовали и разбили на составляющие. Вот три самых интересных блока:
Новый общественный договор предполагает внедрение универсального семейного пособия — не для всех, а только для “нуждающихся”, которых предстоит определить по принципу know your client (знай своего клиента).
Для “полной ликвидации монетарной бедности (когда нет денег на продуктовую корзину) 13,2% (уровень бедности за I полугодие 2020)” надо около 700 млрд рублей в год. Но из-за того, что нет адресных механизмов, необходимая сумма вырастает до 5 трлн рублей в год, говорится в материалах.
Составляющими нового общественного договора должны стать прямые выплаты и обеспечение малоимущих продуктами питания — на днях Минпромторг как раз предложил переводить деньги на еду.
Ни с какими другими категориями граждан, кроме малоимущих, “подписывать” новый общественный договор, судя по всему, не планируется, следует из материалов совещания.
Повышение доверия и улучшение делового климата планируется обеспечить за счет реформы правоохранительной и судебной системы, подходить к которой Владимир Путин еще в 2019 году призывал “аккуратно, без революций и не размахивая шашкой”. Насколько всерьез обсуждается такая реформа, непонятно. Один из собеседников The Bell предположил, что “ее включили просто так, чтобы занять каких-то экспертов”.
Также в этом разделе есть пункт о снижении доли государства в экономике — и одновременно об использовании потенциала госкомпаний для “ускорения цифрового развития”.
Все это ради амбициозной цели: “притяжение всех стартапов ЕврАзЭС” в Россию.
Национальная инновационная система — это развитие IT и инноваций, любимая тема премьера Михаила Мишустина. Среди прочего оно предполагает “уход от токсичных государственных денег через вовлечение компаний в повестку развития” и создание благоприятных условий “для работы кадров в инновациях и IT”.
Рядом с этим пунктом в материалах совещания упоминается “модель корейских чеболей” — видимо, на нее предлагается ориентироваться. Чеболи — это конгломераты фирм, которые находятся под единым финансовым контролем. В Корее чеболи управляются семьями.
Зачем это нужно
Осенью собеседник The Bell в правительстве участвовал в написании предыдущей версии стратегии. “Так и буду теперь в резюме писать: создаю на скорость стратегии социально-экономического развития. С двух рук”, — иронизирует он.
Старую стратегию правительство готовило по поручению президента, а в октябре Мишустин презентовал ее “заказчику”. Тогда для пяти национальных целей решили выставить 25 KPI, за которые члены правительства будут “нести персональную ответственность”. Подробно про этот план The Bell рассказывал здесь. При этом сам документ так и не был опубликован.
Другой собеседник The Bell в правительстве объясняет, что старая стратегия — это долгосрочный общий документ, а новая — план конкретных действий. “Это не взаимоисключающие вещи”, — говорит он. Идеологом новой стратегии он называет Мишустина, но и вице-премьер Белоусов “сразу прямо загорелся этой идеей”.
The Bell запросил комментарии в пресс-службе правительства.
Что с нацпроектами
Главный критик нацпроектов, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, постоянно озвучивает одни и те же претензии к ним: все идет медленно, деньги не успевают освоить. По последней оценке Счетной палаты на ноябрь 2020 года, к этому моменту годовые расходы на нацпроекты исполнили на 70,2%.
Хуже всего дела обстояли с “производительностью труда” (65%), “культурой” и “наукой” (по 67%) и “малым и средним предпринимательством” (75,7%). Лучше всего с исполнением бюджета было у нацпроекта “демография” (86,2%). Вот здесь можно посмотреть, как идут дела по отдельным ключевым показателям проектов.
Большинство нацпроектов, указ о которых Путин подписал в мае 2018 года, по факту запустили только с 1 января 2019 года, оценивал Кудрин в прошлом году. Планы реализации формулировали и уточняли до конца 2019 года, для инвестиционных объектов пришлось доделывать документацию, тендеры и торги затянулись, перечисляет он.
Общая стоимость реализации нацпроектов — 25,7 трлн рублей (сначала эта сумма была рассчитана до 2024 года, потом из-за коронавируса нацпроекты продлили до 2030 года). Основную долю, 13,2 трлн рублей, должен взять на себя федеральный бюджет. Остальное предлагается найти во внебюджетных источниках (7,5 трлн) и бюджетах регионов (4,9 трлн).
Анастасия СТОГНЕЙ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
16:00 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.