Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Тарифы Укрзализныци: ближе к России, дальше от ЕС

[15:12 02 декабря 2020 года ] [ Бизнес Цензор, 2 декабря 2020 ]

Тарифы на грузовые перевозки Укрзализныци продолжают оставаться одними из самых низких в мире.

За последние три года тарифы на жд-перевозки в Украине немного повысились по отношению к тарифам стран СНГ. Они приблизились к уровню России.

В то же время, они стали еще дальше от базовых ставок ближайших соседей из стран Европейского Союза.

О том, почем возят основные грузы по железной дороге в разных странах, в материале БизнесЦензор.

БЦ уже сравнивал уровень железнодорожных тарифов в странах СНГ и Восточной Европы.

За основу брались данные по состоянию на 1 января 2017 года. Сегодня у нас в распоряжении есть информация Укрзализныци (УЗ) на 1 сентября 2020 года. Как изменились тарифы за прошедшие почти четыре года?

Попробуем сравнить цены за транспортировку одной тонны на расстояние 500 км, приведенные в доллары США по курсу Национального банка Украины.

Для этого из всего массива данных мы выбрали традиционно наиболее массовые для железной дороги грузы: уголь, щебень, руда, зерно.

В анализе представлены также более дорогая и “технологичная” продукция — светлые нефтепродукты, промышленные товары и др.

Внутренние перевозки и экспорт

Первое, что бросается в глаза, по сравнению с предыдущим обзором: тарифы УЗ во внутреннем сообщении увеличились.

Стоимость перевозки 1 т на расстояние 500 км выросла в среднем на 20%. Меньше всего изменилась стоимость транспортировки зерна и цемента, больше всего — щебня.

Изменения в тарифах на основные грузы Укрзализныци (долларов США за 1 тонну на 500 км)

Наименование груза 2020 2017 Разница Рост в %
Уголь 4,73 3,97 0,76 19,1
Нефтепродукты светлые 15,26 12,96 2,3 17,7
Руда железная 4,73 3,97 0,76 19,1
Черные металлы 10,59 8,72 1,87 21,4
Зерно и продукты помола 7,23 6,5 0,73 11,2
Минстройматериалы (щебень) 3,94 3,15 0,79 25
Цемент 5,01 4,55 0,46 10,1

Изменение стоимости соотносится с повышением тарифов, которое произошло за это время.

Напомним, что в рассматриваемый период тарифы УЗ поднимали два раза: на 15% в октябре 2017 года и на 14,2% в марте 2019 года.

Курс доллара к гривне за три года вырос незначительно. По состоянию на 1 января 2017 года он был равен 27,19 грн/$. В октябре текущего года курс достиг 28,31 грн/$. Рост — около 4%.

В то же время, в других странах СНГ тарифы на перевозку грузов по железной дороге во внутреннем сообщении, в долларовом эквиваленте, стали меньшими.

Если четыре года назад с Украиной мог конкурировать разве что Казахстан, то сегодня и в Беларуси расценки ниже, чем у нас.

Однако дело не в снижении тарифов в этих странах. В указанный период в Беларуси они также неоднократно повышались.

Но на этом фоне произошла более глубокая девальвация национальной валюты. Если вначале 2017 года за доллар давали 1,95 белорусских рублей, то сейчас — 2,62. Это на 34% больше. Аналогично упал и курс казахстанского тенге.

Тарифы на внутригосударственные перевозки в странах СНГ в 2020 году (долларов США за 1 тонну на 500 км)

Наименование груза Украина Россия Беларусь Казахстан
Уголь 4,73 5,15 4,48 2,26
Нефтепродукты светлые 15,26 13,75 10,58 8,49
Руда железная 4,73 6,08 3,88 2,53
Черные металлы 10,59 12,2 12,21 6,39
Зерно и продукты помола 7,23 8,36 5,6 2,77
Минстройматериалы (щебень) 3,94 4,36 2,68 3,15
Цемент 5,01 6,92 3,02 3,39
Промышленные товары 18,36 15,97 11,74 5,4

Все это привело к тому, что уровень расценок на железнодорожные перевозки в Украине вышел на второе место после России.

Более того, например, нефтепродукты и промышленные товары там даже дешевле перевозить, чем в Украине.

Однако надо принимать во внимание, что в РФ тарифы на внутригосударственные перевозки, в отличие от других постсоветских стран, отличаются от экспортных.

Последние более высокие. К примеру, если внутри страны тонну бензина можно перевезти за $13,75, то отправка на экспорт обойдется уже в $17,98. То же касается и массовых сырьевых грузов, таких как уголь, руда, древесина, нефть.

В Украине стоимость перевозок в пределах государства такая же низкая, как и на экспорт. При этом на данные перевозки приходится свыше 80% всех объемов транспортировки.

Транзит

Транзитные перевозки гораздо более выгодные. Они минимум в 2—3 раза дороже, чем в других типах сообщения. К тому же, это источник валютной выручки и гарантия финансовой стабильности.

Тарифы на транзит более рыночные, поскольку их устанавливает сама железнодорожная компания. В то же время, тарифы в других видах сообщения (внутренние, экспортные и импортные) регулируются государством.

Расценки УЗ в этом виде сообщения (за единичными исключениями) остаются самыми низкими. Однако это не влияет на привлечение транзита в нашу страну. Уже несколько лет транзитный поток сокращается. На сегодня доля транзитных грузов в общих объемах УЗ составляет менее 10%.

В то же время, свыше половины грузов в Беларуси транспортируются транзитом. Сильные позиции по транзиту и у Казахстана, за счет увеличения грузооборота между Китаем и европейскими странами.

Тарифы на транзит грузов по железной дороге в 2020 году (долларов США за 1 тонну на 500 км)

Наименование груза Украина Россия Беларусь Казахстан
Уголь 10,94 17,15 14,09 22,18
Нефтепродукты светлые 26,83 36,81 27,86 39,83
Руда железная 10,94 17,54 9,78 22,18
Черные металлы 17,33 29,19 20,56 22,18
Зерно и продукты помола 15,17 20,7 15,17 22,18
Минстройматериалы (щебень) 13,23 23,07 9,78 22,18
Цемент 13,23 23,07 11,93 22,18
Промышленные товары 38,69 46,39 32,18 34,62

Тарифы Евросоюза

Политика в отношении железной дороги в странах Евросоюза кардинально отличается от украинской.

Это накладывает отпечаток на формирование тарифов. За прошедшие 4 года базовые расценки национальных железнодорожных перевозчиков стран Восточной Европы, входящих в ЕС, на перевозки грузов заметно выросли.

Если польская PKP Cargo вначале 2017 года декларировала тариф на уровне $51,68 за перевозку 1 тонны на расстояние 500 км, то сегодня — $68,46. Рост — свыше 30%. В Словакии тарифы увеличились с $46 до $54, в Венгрии — с $59 од $71.

Таким образом, разница в стоимости перевозки 1 тонны угля по железным дорогам Украины и ближайших соседей по Евросоюзу может составлять от 10 до 15 раз (!).

Тарифы на железнодорожные перевозки в Украине и некоторых странах ЕС в 2020 году (долларов США за 1 тонну на 500 км)

Наименование груза Украина, внутр. перевозки Украина, транзит Польша, во всех сообщ-х Словакия, во всех сообщ-х Венрия, внутр. перевозки Румыния, во всех сообщ-х
Уголь 4,73 10,94 68,46 54,71 71,65 43,6
Нефтепродукты светлые 15,26 26,83 71,27 56,56 79,98 44,6
Руда железная 4,73 10,94 68,46 54,71 71,65 43,6
Черные металлы 10,59 17,33 68,46 54,71 71,65 43,6
Зерно и продукты помола 7,23 15,17 68,46 54,71 71,65 43,6
Минстройматериалы (щебень) 3,94 13,23 68,46 54,71 71,65 43,6
Цемент 5,01 13,23 68,46 54,71 71,65 43,6
Промышленные товары 18,36 38,69 81,69 63,43 83,78 48,3

В странах ЕС нет деления грузов на классы, как в Украине. По большому счету, им все равно, что везти — тонну угля, зерна или щебня.

Конечно, стоит отметить, что в условиях рыночного регулирования и конкуренции, уровень тарифов является коммерческой тайной.

При условии долгосрочных контрактов и гарантии больших объемов европейские железнодорожные компании могут предоставлять существенные скидки.

Выводы

Железнодорожные тарифы в Украине остаются на том уровне, который удовлетворяет интересы олигархов.

Наименьшая стоимость во внутренних перевозках остается на уголь и руду. Большинство угледобывающих и металлургических предприятий страны являются активами Рината Ахметова.

При этом тарифная политика поощряет экспорт дешевых сырьевых грузов, а не готовой продукции.

Об этом свидетельствует наибольший среди постсоветских стран разрыв между тарифами на уголь (руду) и промышленными товарами.

Кроме того, экспортные тарифы в Украине не отличаются от внутренних и импортных. Транзит по политическим причинам не может перекрыть недополучаемую выгоду от основных экспортных перевозок.

Стоит отметить, что государственные железнодорожные компании с низкими тарифами на внутренние грузовые перевозки получают поддержку государства на обновление подвижного состава и улучшение эффективности (Россия, Казахстан).

Беларусь, в свою очередь, является больше транзитной страной, поэтому вопрос внутренних тарифов тут не так актуален.

Если говорить о странах ЕС, где совершенно другой подход к тарифной политике, то можно увидеть, что цены здесь довольно высокие.

Это не смотря на то, что компаниям не приходится перекрестно субсидировать убыточные пассажирские перевозки, как это до сих пор происходит в Украине.

Николай КОПЫЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.