Источников для импорта угля, который подходит для наших ТЭС, не так уж и много. Есть в России — он к нам ближе, а потому и дешевле. А есть уголь в ЮАР, Австралии и т.д. Этот уголь нужно везти кораблями, поэтому он стоит дороже, плюс пропускная способность украинских портов — ограничена.
Как профессионал энергетической отрасли, я был приятно удивлен конструктивностью дискуссии, которая возникла в медийном пространстве по этой теме. Журналисты и эксперты аргументировано объясняли скептикам и критикам разницу между энергетическими и коксующимися марками углей, чем отличаются марки угля Г, А и Т, какие подходят для украинских ТЭС, а какие нет, почему не подходит для закупок польский уголь и почему проблему дефицита угля нельзя решить, увеличив добычу на шахтах Львовщины или Волыни.
На фоне такого профессионального и дискуссионного обмена мнениями, вдруг появился блог с обвинениями в адрес ДТЭК. Содержание этого блога вызвало у меня некоторое недоумение.
Как руководитель коммерческой деятельности компании могу сказать, что ДТЭК сегодня является основным импортером дефицитного энергетического угля в Украину. Да, мы импортируем, а не экспортируем тот уголь, которого не хватает нашим тепловым станциям. И делать выводы о ситуации с дефицитом угля в стране сегодня, в ноябре, ссылаясь на августовский документ — недопустимо.
Судя по всему, тема импорта угля, а с ней и готовности тепловой генерации Украины к зиме, наконец-то действительно волнует многих.
Мы в ДТЭК говорим об этой проблеме еще с августа. К сожалению, целевая аудитория, а это чиновники и регуляторы энергетического сектора, нас по каким-то причинам не слышат.
Нет смысла искать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет. Достаточно обратить внимание на очевидные вещи.
Что сделала компания ДТЭК по экспорту угля?
Во-первых, с августа 2014 года ДТЭК приостановил экспорт угля марок А (сорта АШ обогащенный, АШ отсев и АСШ), которые подходят для украинских ТЭС и марок Т собственной добычи.
Во-вторых, ДТЭК не экспортировал данные сорта угля марки А сторонней добычи. Хочу обратить внимание, что только вышеперечисленные сорта угля марки А могут применяться на украинских теплоэлектростанциях, работающих на антрацитах, с которыми в Украине сейчас возник острый дефицит.
Чтобы было понятно — нельзя заправлять дизельным топливом автомобиль, двигатель которого рассчитан на 95-ый бензин. С углем для тепловой электростанции та же ситуация. Абсурдность обвинений в наш адрес как раз и состоит в том, что ДТЭК не экспортировал уголь, которого не хватает его же теплоэлектростанциям!
Мы создавали вертикально-интегрированную компанию для того, чтобы у наших шахт гарантировано был покупатель угля, а у наших ТЭС — гарантировано был уголь. Это делает нас конкурентноспособными.
Поэтому как только ситуация с дефицитом угля в тепловой генерации стала для нас очевидной, мы развернули на ТЭС те остатки угля, которые хранились в портах с целью экспорта. Весь уголь, который соответствовал параметрам сжигания на антрацитовых станциях — поехал на них.
В первой половине 2014 года угледобывающие предприятия Украины работали стабильно, полностью обеспечивая внутреннее потребление. Свободный ресурс, не востребованный на внутреннем рынке, мы экспортировали. Из-за активной фазы боевых действий на Востоке, в июле-августе много угольных предприятий в Луганской и Донецкой областях остановилось.
Вместо традиционного профицита угля в Украине образовался дефицит марок “А” и “Т” и мы сразу же пересмотрели свою экспортную программу. В настоящий момент, для обеспечения бесперебойной работы антрацитовых блоков ТЭС Украины, в осенне-зимний отопительный период требуется импортировать порядка 1.2 млн в месяц.
Именно на решение данной задачи мы направили свои усилия, понимая что без этого энергосистеме Украины не пройти через зиму.
С августа по октябрь ДТЭК привез в Украину более 1,2 млн тонн угля для отечественных ТЭС. Для сравнения, за этот же период, остальные участники рынка импортировали 95 тыс. тонн. Импортировать уголь в таких объемах за короткий срок непросто. Тепловой генерации нужны значительные финансовые ресурсы.
Импорт угля в Украину в сложившейся ситуации возможен на условиях предоплаты. К примеру, расходы ДТЭК на обеспечение импортных поставок угля составили около 1 млрд. грн.
При этом, долги государства в лице ГП “Энергорынок” перед генерирующими предприятиями за 2014 год составляют 2,3 млрд грн, из них перед станциями ДТЭК — 1,8 млрд грн. Такое финансовое неравенство может разорвать на части любою компанию — это вам скажет любой финансист.
Уголь марки “Г” в Украине добывается в достаточных количествах. На нем работает приблизительно половина тепловой генерации Украины. Наши угольные предприятия, “ДТЭК Павлоградуголь” и “ДТЭК Добропольеуголь”, находятся на территории, не охваченной военными действиями. Добыча угля марки “Г” там в целом стабильная. “ДТЭК Павлоградуголь” в этом году планирует добыть более 19 млн тонн.
В Украине есть также Львовско-Волынский бассейн, где добывается около 2 млн. тонн угля марки “Г” в год. Угля газовой группы сегодня достаточно для бесперебойной работы украинских ТЕС и поставок по внешним контрактам.
Газовые ТЭС ДТЭК имеют достаточный запас топлива и сейчас несут повышенную нагрузку по выработке электроэнергии, компенсируя мощности тех станций, которые испытывают дефицит антрацитовых углей.
До начала событий на востоке страны, ДТЭК получал антрацитовые марки угля (марки “А” и “Т”) со своих предприятий Ровенькиантрацит и Свердловантрацит в Луганской области.
На складах этих шахт и сейчас есть уголь. Но мы не можем вывезти этот уголь из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, из-за действий вооруженных формирований.
Мы ищем пути как доставить этот уголь на теплоэлектростанции. В первую очередь это Луганская ТЭС, которая является единственным источником электроэнергии для Луганской области. Практически каждый день мы общаемся с губернатором Луганщины Геннадием Москалем и решаем — как обеспечить электроэнергией людей, которые живут и работают в регионе.
Наша компания, как и вся страна — да и каждый из нас, — переживает наверное самый сложный период в жизни. Для ДТЭК задача номер один — сделать все возможное, чтобы этой зимой обеспечить каждый дом и квартиру светом и теплом. А еще — сохранить энергосистему Украины стабильной и независимой.
Возможно это тяжело сделать одной компании, даже такой большой как ДТЭК. Но я уверен, эта задача выполнима, если бизнес, государство и общество будут идти вместе в одном направлении.
Виталий БУТЕНКО, директор по коммерческой деятельности ДТЭК
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.