Главный герой фильма “ Убить Дракона” , Ланселот, в ответ на рассказ Архивариуса о том, что Дракон запретил цыган, горячо возражал — мол, “ цыгане — милейшие люди” . А в середине фильма сын Бургомистра, опьяненный возможностями, открывшимися после поражения Дракона, даже задался вопросом “ Кажется, уже пора и цыган разрешать?..” Правда, во всем фильме ни одного цыгана так ни разу и не показали.
В отличие от цыган, члены группы С-14 “ Сич” — не очень милые люди. Во всяком случае, ни один положительный киногерой милыми их не называл, а у многих из тех, кому довелось общаться с ними, осталось гнетущее впечатление. Ничего удивительного в этом нет. Парамилитарная праворадикальная группировка, первоначально тесно связанная со “ Свободой” , и выросшая в 2009 году из среды футбольных фанатов киевского “ Динамо” , “ Металлиста Харьков” и “ Шахтера” , по самой своей сути и должна состоять из людей резких, грубых и склонных к насилию.
И вот, они встретились: цыгане и активисты С-14. Встреча произошла в парке на Лысой горе, где цыгане расположились табором. В итоге, жителей табора из парка выгнали, а их палатки сожгли. Координатор С-14 Сергей Мазур описал ход событий так: “ Вчера они не выполнили требование, (покинуть Лысую гору) лишь часть покинула лагерь в парке. Но после убедительных законных аргументов другие тоже решили уйти из запрещенной территории. Мы убрали за ними почти весь мусор, демонтировали палатки и безопасно сожгли. Осталось службам благоустройства вернуть территорию парка в прежнее состояние” .
Точку зрения ромов в полном объеме узнать возможности нет, поскольку у табора, изгнанного с Лысой горы нет ни своей страницы в ФБ, ни координатора, ни пресс-секретаря. Но кое-что все-таки просочилось. По утверждениям цыган, участники С-14 были вооружены ножами и пистолетами. В полиции на звонок цыган ответили, что им лучше уехать из Киева.
Украинский Хельсинский союз по правам человека отреагировал на погром, опубликовав заявление, в котором решительно осудил действия представителей С-14, “ так как разрушение поселения ромов является грубым нарушением прав человека” . “ Мы также считаем недопустимым преследование его жителей” , — говорится в заявлении. Представители УХСПЧ обратились к полиции с требованием расследовать действия С-14 и “ незамедлительно принять меры относительно разжигания межрасовой вражды” . В соцсетях тем временем проявился очередной общественный раскол на тех, кто согласен с правозащитниками, и тех, кто поддерживает радикалов.
Истина же, как водится, где-то посередине. Случившееся — типичная иллюстрация того, что бывает, когда дефицит силы права компенсируется избытком права силы. Потому что на закон обе стороны плевать хотели. Ну вот, для начала. Лагерь в не приспособленном для этого парке — чей угодно, не обязательно цыганский — означает, как минимум, загаженный парк. Точка. Однако уполномоченные органы этого странным образом не заметили. И, соответственно, ничего не предприняли. Совсем. Но “ уборщики” , естественно, нашлись — из активистов, полномочий не имеющих.
В то же время, называть никем не разрешенный бивак, уродовавший парк, “ поселением ромов” - пожалуй, чересчур. Потому что, прежде всего, это незаконное поселение. Что же до “ межрасовой вражды” — то здесь, можно было бы поинтересоваться у УХСПЧ, какими пособиями там пользуются при трактовке понятия расы. Но это детали, на суть принципиально не влияющие. Хотя было бы любопытно, что делала бы С-14, обоснуйся на Лысой горе, к примеру, представители российских неонацистов, которые вели бы себя так же, как ромы. Позволили бы им сорить как братьям, во-первых, идейным, а, во-вторых, по расе? Или все-таки тронули бы — если бы они “сносили туда краденое, там его перепрятывали, что-то металлическое разбивали, обжигали изоляцию украденных кабелей, а медь, что остается, сдавали бы в пункты” ? И это сопровождалось бы “наркотой, алкоголем и дурковатыми криками” ? Закавыченные цитаты — впечатления киевлян, живущих по соседству с “поселением ромов” на Лысой горе и рассказавших о происходящем в соцсетях. Не самые, к слову, сильные. Но, опять же, не будем искать крайностей.
Итак: да или нет? Возникни такая ситуация — я понимаю, что она фантастична, но, вот, допустим — выкинули бы боевики из С-14 пришлых коллег из парка — или отнеслись бы к ним по-братски? Признаюсь, готового ответа у меня нет. Потому, что, к примеру, 19 января нынешнего года члены С-14 помешали проведению акции памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой , убитых русскими неонацистами из группировки БОРН. По сути, выступили адвокатами российских нацистов, которые сначала отработали заказ ФСБ, а затем, сделав грязную работу, были слиты за ненадобностью и посажены.
Я пишу это к тому, что менее всего склонен видеть в боевиках С-14 рыцарей Добра и Света. Но, вместе с тем, я не готов видеть пострадавшую и нуждающуюся в защите сторону в цыганах, которых они выпнули из парка.
По версии вице-президента Ромского женского фонда “Чирикли” Золы Кондур, обитатели табора на Лысой горе приехали в Киев на поминальные дни и собирались уезжать домой в Мукачево в тот же вечер. Версия звучит неубедительно — она “не пляшет” ни по срокам существования лагеря, ни по смыслу. Кого цыгане из Мукачево могли поминать в Киеве целым табором? Впрочем, воспринимать сказанное буквально не следует — это, скорее, эвфемизм, означающий специфические, но традиционные, в общем, промыслы, приходящиеся на этот период. Вроде попрошайничества, сбора конфет и цветов. Не то, чтобы противозаконно — хоть и определенно нарушает представления большинства о морали. И зачастую сопутствует менее безобидным занятиям.
Полиция терпеть не может связываться с цыганами, поскольку хлопот с ними не оберешься, а правонарушение, как правило, мелкое, и ни на что серьезное не тянет. Но когда у вас по соседству живет такой табор, эти правонарушения ощущаются вами как мелкая сыпь по всему телу. И раса тут ни при чем. Или при чем? Боюсь, однозначен ответ лишь для того, кто не хочет видеть всей картины.
Украина вполне вписывается в европейские тренды по части взаимоотношений с ромами. Взаимоотношений, прямо, скажем, неважных. “Большая оломоуцкая стена” , которой жители чешского города отгородились от табора в конце девяностых, разрушение полусотни таборов и депортация без малого двадцати тысяч цыган из Франции во времена Саркози, цыганские палаты в роддомах Болгарии, погром, который венгерские ультраправые устроили в 2012-м в цыганском селе Девечере — лишь несколько нашумевших примеров этих отношений.
Ромы не встраиваются в общество — общество отторгает ромов. Зачарованный круг, выход из которого требует усилий с обеих сторон. И государства, готового защищать права своих граждан, невзирая на их происхождение и стиль жизни. Принцип коллективной ответственности, разумеется, неприемлем. В то же время, не принимать его — не означает “не вмешиваться” . Природа не терпит пустоты — то же относится и к вакууму власти, и к работе правоохранительных органов. И если их обязанности выполняют некие добровольцы с неопределенным правовым статусом — это прямая дорожка к диктатуре и карательному правосудию. Потому что сначала они принуждают к порядку смутьянов, а затем сами становятся порядком и решают, кого считать смутьянами.
В конце концов, безработица и социальная неустроенность — это проблема не только цыган. И не только они зарабатывают сдачей металлолома и сбором милостыни. Иное дело, что, коль скоро они это тоже делают, то выставлять их невинными жертвами произвола тоже неправильно. Любопытно, что после исчезновения табора на Лысой горе, куда-то исчез и другой табор, расположившийся на Центральном вокзале. Там сразу стало чище и спокойнее. И расовая ненависть тут совершенно ни при чем. Вопрос ведь был не в расе тех, кто по разным причинам находился на вокзале, а в их социальном поведении.
Подведем итог сказанному — он достаточно очевиден. Во-первых, не надо быть предвзятыми. Судить всех, от цыган до правых радикалов нужно по их поступкам. Ромская внешность и манера поведения не должна являться презумпцией невиновности. Принадлежность к С-14 или иной группировке, называемой экстремистской, не является презумпцией виновности.
И еще — урежьте, пожалуйста до минимума ссылки на “общемировую практику”. Во-первых, “общемировая практика” — она как Библия из которой можно извлечь что угодно и на все случаи жизни. Во-вторых, не все, что из нее можно извлечь стоит того, чтобы быть примером. Бывают и скверные практики, с отвратительными последствиями. Которые — например, озлобляют и радикализуют тех, кого назначили виновными, включая и искренних патриотов, и разлагают вечно-невиновных, превращая их уже окончательно в отбросы и уголовный сброд.
И последнее. Да, нам нужны такие законы и такая полиция, которые не требовали бы постоянного затыкания дыр силами активистов — неважно каких, правых, левых, серединных, верхних или нижних. Но таких законов у нас пока нет. И неизвестно, когда будут.