По данным агентства “Кредит-Рейтинг”, в течение последних лет фармацевтический рынок Украины в целом характеризовался высокими темпами роста — в среднем на 20-25% ежегодно. Однако уровень потребления лекарственных средств на душу населения остается низким. Так, затраты на медицинские препараты занимают 4-5-е место в расходах среднестатистического украинца. Таким образом, Украина занимает четвертую позицию по уровню расходов на лекарственные средства в расчете на душу населения среди стран СНГ после России, Беларуси и Казахстана.
А вот по объемам фармацевтический рынок Украины является вторым среди стран СНГ, после России. “В структуре продаж лекарственных средств в натуральном измерении на низкий и средний ценовые сегменты приходится до 85-90% общего объема реализации, что характерно для стран с низким уровнем развития медицины, в частности, системы диагностики, медицинского страхования”,— акцентирует начальник отдела корпоративных рейтингов агентства “Кредит-Рейтинг” Алексей Черноротов.
По оценкам аналитиков, объем фармацевтического рынка Украины по итогам 2010 г. составил 22,4 млрд. грн. в денежном выражении, что на 15,6% превышает аналогичный показатель 2009 г.
В общем объеме продаж фармацевтической продукции в Украине в натуральном измерении на лекарственные средства приходится около 63%, на изделия медицинского назначения — 32%, косметическую продукцию — около 3% от общего объема продаж. Удельный вес отечественных препаратов в натуральном выражении составил около 67% (наибольший показатель в СНГ), при этом темпы роста продаж отечественных препаратов составили в среднем 30%, иностранных — 15-20%. Однако в денежном измерении на отечественную продукцию приходится около 27% общих продаж, тогда как на импортную соответственно — 73%.
При этом на госпитальный сегмент рынка приходится всего около 7-10% от общего объема продаж в Украине. “Необходимо отметить, что госпитальный сегмент оказался наиболее чувствительным к сокращению спроса, что связано с зависимостью объемов закупок врачебно-профилактическими учреждениями Украины от государственного финансирования”,— отмечает Алексей Черноротов.
Внешняя торговля
Отечественный фармацевтический рынок остается импортозависимым. “Наблюдается постепенное восстановление и увеличение объемов импорта фармацевтической продукции в Украину, что связано с относительной стабилизацией валютных курсов, ростом реальной заработной платы населения и, соответственно, увеличением спроса на лекарственные средства”,— говорит Алексей Черноротов. Так, объем импорта готовых лекарственных средств за 12 месяцев 2010 г. вырос на 13%, до 17 млрд. грн., по сравнению с 2009 г. По данным инвестиционной компании Concorde Capital, по итогам января-апреля 2011 г. объем импорта готовых лекарственных средств увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 21% в денежном и на 18% в натуральном выражении и составил 5,7 млрд. грн. за 10,1 тыс. т.
Крупнейшей страной-поставщиком фармацевтической продукции в Украину традиционно остается Германия, а также такие как Индия, Франция, Венгрия, Словения и др.
В целом на десять стран, поставляющих лекарственные средства в Украину, приходится около 70% всего импорта.
Отечественными же производителями, по итогам 2010 г., было произведено готовой продукции на сумму 6,8 млрд. грн. “Рост — на 27% по сравнению с 2009 г. Активизация спроса со стороны населения была достигнута отчасти за счет существенного увеличения рекламных и маркетинговых расходов предприятий-производителей, связанных с продвижением продукции на рынок”,— отмечает Алексей Черноротов. Что же касается текущего года, то, по данным ИК Concorde Capital, первые четыре месяца производство выросло на 19,4% по сравнению с таким же периодом 2010 г.
В последние годы украинские производители фармацевтической продукции наращивали объемы экспортных поставок, не исключением стал и 2010 г. Так, экспорт готовых лекарственных средств отечественного производства вырос на 33%, до почти 1,4 млрд. грн. При этом в натуральном измерении экспорт вырос всего на 2%, до 12,7 тыс. т. То есть основным фактором увеличения украинского экспорта было повышение отпускных цен. В текущем году тенденция сохранилась. Объем экспорта готовых лекарственных средств увеличился за первые четыре месяца 2011 г. на 12% в денежном и сократился на 8% в натуральном выражении, составив в абсолютном значении 414,1 млн. грн. за 3,1 тыс. т.
География экспортных поставок традиционно представлена преимущественно странами СНГ: Узбекистан, Россия, Казахстан, Беларусь. Концентрация экспорта фармацевтической продукции украинского производства, в основном в страны СНГ, объясняется наличием жесткой системы контроля качества продукции на европейских рынках, а также наличия у производителей GMP сертификатов. Крупнейшими украинскими производителями, которые экспортируют свою продукцию, являются ОАО “Фармак” и “Корпорация “Артериум”.
Прогнозы
По исследованиям “Кредит-Рейтинга”, в 2011 г. на фармацевтическом рынке Украины сохранится постепенныvй рост объемов выручки от реализации отечественными предприятиями, что обусловлено отношением лекарственных средств в группу товаров с низкой эластичностью спроса. “То есть спрос на данную продукцию остается устойчивым даже при снижении покупательной способности или существенного повышения цен”,— объясняют аналитики “Кредит-Рейтинга”.
Кроме того, в среднесрочной перспективе возможно дальнейшее усиление государственного регулирования фармацевтической отрасли Украины.
По прогнозам аналитиков, в 2011 г. украинские фармацевтические компании могут столкнуться с аналогичными проблемами, которые были характерны для 2009 г., а именно: высокая стоимость и дефицит денежных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов и расширения производственных мощностей на фоне восстановления рынка. Сдерживающими факторами роста рынка остаются государственное регулирование отрасли, возможные валютные риски и пр.
Как отмечает аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Антонина Давиденко, одной из немаловажных проблем рынка является отсутствие программы национального медицинского страхования и низкая покупательная способность населения.
“Основным фактором, сдерживающим развитие украинского фармацевтического рынка, можно назвать отсутствие системы соплатежей государства и гражданина за лекарственные средства, иногда называемой “системой лекарственного страхования”. Без введения, в той или иной форме, системы соплатежей улучшение лекарственного обеспечения граждан в Украине маловероятно”,— говорит заместитель генерального директора по корпоративному развитию холдинга STADA CIS Иван Глушков.
Кроме того, аналитики и участники рынка считают, что предлагаемый запрет рекламы лекарств может только отрицательно повлиять на развитие рынка.
Напомним, что 6 июля 2011 г. на заседании комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения был рассмотрен законопроект, в случае принятия которого реклама лекарств (как рецептурных, так и безрецептурных) будет запрещена, а информация о лекарствах будет исключительно в специализированных изданиях. Члены комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения проголосовали за то, чтобы рекомендовать парламенту утвердить этот законопроект во втором чтении и в целом.
“Запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств, если он будет введен, будет роднить украинский фармацевтический рынок только с рынком Азербайджана. Подавляющее большинство рынков развитых стран таких запретов не имеют”,— считает Иван Глушков.
Анастасия АРАСЛАНОВА
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.