Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Цена “альтернативных” промедлений

[14:36 23 февраля 2010 года ] [ День, №31, 23 февраля 2010 ]

Сергей Ермилов: Неприятие государственной программы по энергоэффективности угрожает Украине потерей части суверенитета...

На прошлой неделе Счетная палата обнародовала информацию, что в Украине отсутствует единая государственная политика в сфере энергосбережения. Конечно, наше государство еще не может похвастаться значительными достижениями в этом направлении, как остальные европейские страны. Однако иностранные инвесторы все больше интересуются украинскими энергосберегающими проектами и готовы вкладывать в их развитие достаточно большие средства. Поэтому, как страна двигается путем энергетической бережливости и какие меры нужно принять, чтобы ускорить этот процесс, “Дню” рассказал глава Национального агентства Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР) Сергей Ермилов.

— Как прокомментируете заявление Счетной палаты о том, что в Украине отсутствует единая государственная политика относительно энергосбережения и энергоэффективности?

— Политика в этой сфере долгое время действительно была несовершенна и требовала кардинального улучшения. Такое состояние возникло потому, что за годы независимости подходы в ее проведении несколько раз изменялись: в том числе и наше ведомство ликвидировали, потом восстанавливали, передавали в подчинение от одного министерства к другому. То есть имела место некая бессистемность в важнейшем вопросе. И только в последнее время политика энергоэффективности и энергосбережения начала приобретать формы, которые смогут привести наше государство к крайне необходимому результату.

В частности, сегодня уже на 90% построено законодательное и нормативное поле, которое одновременно адаптируется к европейскому законодательству. На стадии завершения разработки или уже приняты 56 региональных и отраслевых программ, которые формируют многосложную государственную программу по энергоэффективности на 2010—2015 годы. Реализация этой программы позволит уменьшить энергоемкость ВВП на 20% и в пять раз увеличить часть восстанавливаемых источников. Кроме этого, НАЭР разрабатывает целевые программы развития ветроэнергетики, биотоплива, метана и синтетического газа. В поданном же в парламент проекте бюджета предлагается создать общенациональный фонд энергосохранения. Проводится немалая работа по созданию дополнительных экономических стимулов для привлечения необходимых инвестиций. Также ведутся переговоры со всеми международными финансовыми организациями.

Что касается заявления Счетной палаты. На мой взгляд, распространенная ею публичная информация довольно примитивна, чтобы обращать на нее серьезное внимание, а сама проверка имела довольно поверхностный характер, ее официальные выводы не воспроизводят глубины проблематики, да еще и отличаются от публичных комментариев. Конституционный орган такого уровня, если он за это взялся, должен был бы действительно полноценно раскрыть проблему, дать соответствующие выводы и конструктивные профессиональные рекомендации, а не пугать инвесторов несуществующим беспорядком.

Так произошло, что одновременно с проверкой Счетной палаты Агентство проводило собственную плановую. В результате мы действительно нашли нарушения в сфере нашей деятельности, в том числе и с признаками коррупции и разного рода других нарушений буквы закона. Все эти факты уже направлены в Генеральную прокуратуру Украины и Службу безопасности Украины. Кроме того, есть обращение к правительству с представлением на увольнение некоторых руководителей, которые продолжают оставаться на своих должностях.

Также мы пригласили представителей Счетной палаты принять участие в работе нашей коллегии, которая состоится 26 февраля 2010 года, где будут подниматься именно эти вопросы.

— Как вы оцениваете перспективы принятия Государственной программы по энергоэффективности на 2010—2015 годы в ближайшее время?

— Промедление с принятием Государственной программы по энергоэффективности угрожает Украине потерей части суверенитета. По приоритетности выполнения эта программа должна стоять на уровне с социальными. Энергоемкость ВВП Украины втрое хуже, чем в среднем по европейским странам, а часть альтернативной энергетики в общей структуре потребления энергоносителей (без гидроэнергетики) составляет менее 1%. Государственной же программой до 2015 года определено увеличение части возобновляемых источников энергии до 5% и улучшение энергоэффективности на 20%. Чтобы эти прогнозы воплотились в реальность на протяжении шести последующих лет, необходимо привлечь 30—35 миллиардов дол. инвестиций. За счет бюджета будут финансироваться энергоэффективные меры преимущественно государственных учреждений, и, возможно, часть коммунальных программ. Большую же часть инвестиций будем находить благодаря эффективным механизмам привлечения средств.

— Какие меры следует принять, чтобы привлечь инвесторов?

— На высшем государственном уровне нужно четко и убедительно задекларировать приоритетность и неизменность политики энергоэффективности и энергосохранения в Украине. Инвесторы должны быть уверенны на все 100%, что государство внезапно не изменит свои подходы в данном вопросе. Следующий этап — создать привлекательное законодательное поле. И последний этап — четко продумать систему стимуляционных механизмов. Например, освобождение предприятия от налогообложения на десять лет при внедрении энергоэффективных технологий, стимулировании завоза энергосберегающего оборудования, которое не производится у нас, и тому подобное.

Кстати, Агентство разработало специальный перечень энергосберегающего оборудования, которое сегодня входит в список “критического импорта” (вообще не производится в стране), с тем, чтобы стимулировать его производство в Украине по льготному налогообложению. Речь идет об освобождении такого отечественного предприятия от налога на прибыль на несколько лет. Соответствующее правительственное постановление появится в ближайшее время. Эффект от такого нововведения очевиден.

В настоящий момент, например, солнечные коллекторы завозятся из Китая или других стран Европы. То есть миллионы гривен выходят из украинской экономики и направляются на поддержание других. В ближайшие годы Украине нужно реализовать энергоэффективных программ на 250 миллиардов гривен. Половина из этих средств пойдет на выполнение услуг отечественных специалистов. Вторая половина — на оборудование и материалы, которые сегодня закупаются за рубежом. Следовательно, в перспективе 120 миллиардов гривен будут выведены за границу. Если бы хоть половину из необходимого оборудования производилось в Украине, то нам удалось бы на 60 миллиардов гривен увеличить собственное машиностроение! А это очень существенный вклад в улучшение финансового состояния государства и его экономики.

Поэтому время положить начало собственным производствам энергосберегающего оборудования. Тем более что Украина может без проблем изготовлять, например, те же солнечные коллекторы и фотопанели, ветроагрегаты, высокоэффективные котлы или когенерационные установки. Наши специалисты в состоянии все это освоить в кратчайшие сроки. Нужно только как можно быстрее выстроить правильную политику привлечения инвесторов, обеспечить защиту их вкладов и быструю окупаемость инвестиций.

— Возвращаясь к вопросу сотрудничества с инвесторами, расскажите о результатах подписанного в 2009 году соглашения с компанией НЕФКО, которая обещала предоставлять гривневые кредиты под 3% годовых для модернизации небольших жилищно-коммунальных и промышленных предприятий?

— Агентство и правительство сделали все возможно, чтобы подписать это соглашение. Но финансирование по ее условиям еще не началось, потому что парламент и по сей день не ратифицировал данное соглашение. Без парламентской ратификации соглашение не вступит в силу и не начнет действовать. Поэтому НЕФКО сегодня кредитует украинские предприятия на общих основаниях.

— На ваш взгляд, какие отрасли экономики сегодня лучше всего развиты с точки зрения энергосбережения?

— Даже не знаю кого похвалить: все отрасли экономики являются отсталыми в вопросе энергоэффективности и требуют пристального внимания. Правда, неплохо чувствует себя гидроэнергетика, ведь на протяжении последних десяти лет на ее развитие Всемирный банк выделял большие кредиты под государственные гарантии. Некоторые металлургические предприятия до кризиса начали модернизацию, но ни одно так ее и не завершило. За энергоэффективность металлургии поставил бы тройку с минусом. В то же время, побывав на гребне кризиса, металлурги поняли, что нужно срочно снижать часть энергоносителей в себестоимости продукции. Поэтому те из них, кто еще не имеет программы улучшения энергоэффективности, уже начали ее разрабатывать. В запущенном состоянии находится энергетика, которая построена еще в советские времена. Немного обновились химическая промышленность и машиностроение.

— Сколько средств нужно для энергосбережения на 2010 год?

— В поданном в парламент проекте бюджета на потребности энергоэффективности заложено 3,5 миллиарда гривен (финансирование государственных целевых программ). Если же придерживаться разработанной государственной программы до 2015 года, то в 2010 году нужно привлечь еще 15 миллиардов гривен частных инвестиций. Инвесторы готовы вкладывать деньги в энергосберегающие проекты на Украине. Так, Агентство активно сотрудничает с международными финансовыми организациями. В частности, в марте 2010 года завершается подготовка национального плана действий по энергоэффективности и совместно с Всемирным банком (планирует выделить 300 миллионов долларов), ЕБРР, Северным банком, Европейским инвестиционным банком, Международной финансовой корпорацией (готовы инвестировать около 700 миллионов дол.). Кроме того, под программы энергоэффективности в 2010 году рассчитываем еще на 1,5 миллиардов евро в рамках Восточноевропейской инициативы. Японский банк открыл Украине кредитную линию на 500 миллионов дол. То есть в 2010 году реально привлечь 3 миллиарда дол. от международных финансовых организаций. Но инвестировать в энергосберегающие проекты могут и иностранные коммерческие банки, работающие в Украине. Сумма их кредитования может вдвое превышать объемы инвестиций международных финансовых организаций. Еще один источник инвестиций — средства отечественных инвесторов и владельцев предприятий. Но чтобы все эти инвестиции действительно пришли в страну, государство должно создать позитивный инвестиционный фон, обеспечить защиту инвестиций. Инвесторам нужно демонстрировать политическую волю и единство ветвей власти, а не засорять информационное пространство необоснованными заявлениями.

Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.