Государственные банки в период экономического кризиса становятся все более мощными игроками финансовой системы. Их доля в различных сегментах отечественного банковского рынка уже составляет порядка 25%. При сохранении нынешних темпов укрепления государственных игроков уже через два года их уровень влияния приблизится к монопольному.
Повышение эффективности украинской экономики тесно связано с процессами демонополизации в стране, в том числе государственного сектора. В мировой практике проблемы госмонополий решались путем разделения гигантов на менее крупных игроков и продажи части их акций независимым инвесторам, например, через IPO. На повестке дня — вопросы разделения таких монополистов, как “Нафтогаз Украины” или “Укрзализныця”, на чем годами настаивают внешние доноры Украины. Тем временем возникает вопрос: а зачем при этом постепенно формируется монопольное положение в другом секторе — финансовом?
Согласно закону Украины “О защите экономической конкуренции”, существует несколько признаков монополий. В частности, монопольным является положение, в котором субъект хозяйствования занимает до 35% рынка, не ощущая при этом значительной конкуренции, или же если субъект занимает более 35% какого‑либо рынка, и не может доказать, что испытывает значительную конкуренцию.
В начале года доля четырех государственных финучреждений в общем объеме активов банковской системы страны — Ощадбанка, Укрэксимбанка, Укргазбанка и Родовид Банка — составляла 21,5%, в чистых обязательствах — 20,7%. Всего за восемь месяцев (на 1 сентября 2015 года) данные показатели выросли до 26,1 и 24,8% соответственно. Если подобная тенденция сохранится и далее, уже через год доля учреждений государственной формы собственности может превысить отметку в 30%, а при усугублении кризиса — стать монопольной.
Такой резкий рост доли госбанков в финансовой системе страны может обернуться претензиями со стороны международных доноров, ратующих за независимость госбанков от центра принятия решений в Кабмине.
В октябре банковское сообщество совместно с Министерством финансов начало формировать стратегию для государственных банков в Украине, которая должна предусматривать решение проблемы возможного возрастания доли госбанков до монопольной, что позволит не сдерживать развитие финансовых учреждений и защитить конкуренцию на банковском рынке.
Отчасти рост числа госбанков и увеличение их доли в экономике является стихийным. Напомним, крупнейшие Укргазбанк и Родовид Банк были национализированы в период кризиса 2008—2009 годов. На базе одного из них — Родовид Банка — намеревались формировать учреждение для так называемых токсичных активов. Другой же банк частично или целиком планировалось продать инвестору при улучшении экономической ситуации. С 2009 года предпосылок для продажи не было.
Но и государство “приложило руку”, планомерно переводя на обслуживание в госбанки целый ряд предприятий. Это вызывает публичное недовольство как западных инвесторов, таких как BNP Paribas, так и украинских банкиров, в частности, крупнейшего игрока финансового рынка ПриватБанка. По состоянию на 1 сентября 2015 года доля этого учреждения в общем объеме активов украинских банков составила 18,8%, в чистых обязательствах — 18,1%.
Финансовый вес крупнейшего коммерческого банка страны давно беспокоит чиновников. В 2012—2013 годах обсуждалась идея создания в Украине мегабанка, который будет противопоставлен именно “Привату”. Один из сценариев предполагал объединение двух учреждений, например, Дельта Банка и Брокбизнесбанка, ныне выведенных с рынка. Теперь же некоторые аналитики склонны рассматривать четверку крупнейших госфинучреждений как государственный мегабанк с центром принятия решений в Кабмине.
Среди особенных функций госбанков в период вооруженного конфликта — финансирование и обслуживание военных проектов. Привычным является и финансирование через госбанки монополиста “Нафтогаз Украины”, расчеты которого настолько весомы для финансов страны, что выступают одним из существенных факторов влияния на межбанковский валютный рынок. Главный финансовый аналитик рейтингового агентства “Эксперт‑Рейтинг” Виталий Шапран отмечает такую функцию госбанков, как “моментальное фондирование госсектора за счет привлеченных средств, рефинансирования и вливаний правительства”, а также “роль отечественной “тихой гавани” в периоды банковских кризисов”.
“При возникновении критической ситуации в коммерческих банках поддержка стабильности банковской системы является ключевой задачей, выполнять которую государству проще всего через государственные банки. Государство в этих условиях влияет на госбанки, при этом конкуренция падает. Поэтому нужны мощные коммерческие банки, которые будут поддерживать конкурентную среду”, — считает академик НАН Украины Валерий Геец.
Президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров называет нынешнюю ситуацию “окном возможностей” для государственных банков, уточняя при этом, что превышение доли в 30% в финансовой системе страны для таких учреждений нежелательно. Примечательно, что, по данным независимого банковского эксперта Анатолия Дробязко, доля просроченной и сомнительной задолженности в четырех крупнейших госбанках с начала года сократилась с 31,3 до 29%. Тогда как по другим группам финансовых учреждений этот показатель с начала 2015-го вырос. “Государство рано или поздно само столкнется с проблемой роста доли госбанков”, — отмечает Дробязко.
Еще одним очевидным минусом государственных финансовых учреждений Украины является риск смены топ‑менеджмента при изменении политической структуры власти в стране. Плохо, когда под такой риск подпадает четверть, а то и треть финансовой системы страны. В том числе из‑за этого речь и идет об усилении независимости госбанков и формировании института независимых директоров таких учреждений. “Есть Нацбанк, а бизнес должен быть частным. И банковская система — не исключение. Государственные банки не должны выделяться среди других, необходима равная конкуренция”, — уверен бывший советник экс‑президента Леонида Кучмы Анатолий Гальчинский.
Маргарита ОРМОЦАДЗЕ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.