На фоне всевозможных природных апокалипсисов, разгорающихся политических баталий, а также замедления темпов экономического роста в США в последнее время часто будируется тема неизбежности второй волны как глобального, так и внутриукраинского экономического кризиса. Насколько обоснованы эти страхи?
Одной из “горячих точек” в Украине в последние годы традиционно является фискальный сектор. Еще совсем недавно звучали достаточно авторитетные мнения, предупреждавшие об угрозе дефицита госбюджета в нынешнем году на уровне 15—17% ВВП, что впоследствии привело бы к неминуемому краху всей системы госфинансов. Стоит, однако, отметить, что эти голоса поутихли на фоне улучшения динамики налоговых поступлений и резкого сокращения текущего дефицита бюджета, а также кардинального улучшения ситуации с его финансированием.
По словам вице-премьера Сергея Тигипко, по итогам нынешнего года правительству удастся выйти на дефицит бюджета в 4,9%, а на следующий год, как известно, планируется его сокращение до 3,5% ВВП. Эти прогнозы не лишены оснований: текущая динамика бюджетных показателей внушает сдержанный оптимизм. Так, в январе—августе текущего года налоговые поступления общего фонда госбюджета выросли на 27% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (по итогам первого квартала этот показатель составлял всего 7,3%).
Об улучшении ситуации с финансированием бюджетного дефицита свидетельствуют достижение договоренности с МВФ, в рамках которой 2 млрд. долл. пойдут на финансирование бюджетного дефицита в этом году, двухмиллиардный кредит от ВТБ, недавнее достаточно успешное размещение еврооблигаций на 2 млрд. долл., а также резкое падение доходности по внутренним гособлигациям.
Кроме того, реализация мер, предусмотренных соглашением с МВФ (повышение тарифов на газ, сокращение дефицита Пенсионного фонда), также будет способствовать решению проблемы дефицита финансов.
В то же время некоторые опасения внушает стремление правительства принять как можно быстрее новый Налоговый кодекс (хотя качество ранее опубликованных проектов по-прежнему вызывает сомнения). Возникшая спешка, вызванная желанием сформировать бюджет следующего года на базе уже новых налоговых правил, не только нарушает нормальный ход самого бюджетного процесса, но и может дорого обойтись украинской экономике. Поэтому и нельзя полностью исключать возможность возникновения “рукотворного” бюджетного кризиса.
Постепенно выходит из пике украинский банковский сектор. Возобновившийся приток депозитов, с одной стороны, значительно улучшил ситуацию с ликвидностью, а с другой — позволил банкам достаточно резко снизить процентные ставки по депозитам, несколько поправив, таким образом, свои финансовые показатели.
В частности, за восемь месяцев 2010 года совокупный убыток банковской системы снизился на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А без учета “Родовид банка” (на который приходится практически половина всего убытка за январь—август с.г.) темп сокращения банковских убытков составил около 71%. В результате показатель рентабельности капитала в среднем по банковской системе улучшился с -32,5% на конец 2009 года до -10,8% на конец августа 2010-го.
По-прежнему тяжелой остается ситуация с качеством банковских кредитных портфелей. Несмотря на оживление экономики, доля проблемных активов продолжает увеличиваться, хотя и гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году. Тогда как, согласно данным НБУ, доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле банковской системы составляла 12% на конец июля, реальные цифры (на основе международных стандартов финансовой отчетности), вероятно, гораздо выше — не менее 30—35%. И если ранее участники рынка прогнозировали, что пиковые значения этого показателя придутся на второй-третий кварталы 2010-го, то сейчас речь идет о четвертом квартале нынешнего или первом 2011 года. Так что хотя вероятность системного банковского кризиса в ближайшее время достаточно низка, ситуация с проблемной задолженностью продолжает оставаться тяжелой.
Несмотря на очевидную стабилизацию, нельзя окончательно сбрасывать со счетов и политические риски. Особенно принимая во внимание грядущие выборы в местные советы и возможное внесение изменений в Конституцию страны. Однако политические факторы вряд ли могут стать первопричиной масштабного экономического кризиса. Ведь экономическую стабильность удалось сохранить даже на фоне сильнейшего политического противостояния в преддверии последних президентских выборов.
Таким образом, вероятность возникновения внутренних шоков, которые могли бы подорвать стабильность украинской экономики, в настоящее время представляется достаточно низкой.
Что может угрожать украинской экономике извне? Потенциально одним из таких внешних шоков может стать резкий отток капитала (так называемых горячих денег) и ухудшение доступа к иностранным заимствованиям в результате новых катаклизмов на мировых финансовых рынках. Но сегодня такой риск вряд ли высок. Большинство нерезидентов покинули наш внутренний финансовый рынок еще в 2007—2008 годах и пока так на него и не вернулись. Потребности же украинских заемщиков (государства, банков, компаний реального сектора) во внешнем финансировании, включая рефинансирование ранее полученных кредитов, по сравнению с докризисным периодом значительно снизились.
Еще одной потенциальной внешней угрозой для украинской экономики является резкое ухудшение внешнеторговой конъюнктуры. Именно стремительное падение мировых цен на сталь и обвал спроса на продукцию украинского экспорта привели к коллапсу осенью 2008-го. За два года ситуация мало изменилась — отечественная экономика по-прежнему чрезвычайно зависима от ситуации на мировых товарных рынках. Так, в первом полугодии 2010-го на металлургическую продукцию в общем экспорте приходилось 36%, в то время как соотношение совокупного объема экспорта к ВВП в прошлом году составило 46%.
Более того, именно рост внешнего спроса был основным фактором восстановления экономики Украины в текущем году: конкурентоспособность отечественных производителей значительно повысилась вследствие масштабной номинальной девальвации национальной валюты.
В то же время внутренний спрос, вследствие замороженной кредитной деятельности и жесткой фискальной политики, остается достаточно слабым.
Насколько вероятно сегодня возникновение второй волны глобального экономического кризиса (так называемый double-dip)? Основной причиной возобновления разговоров о ней стало ухудшение экономических показателей США: темпы роста ВВП во втором квартале замедлились до 1,6% в годовом выражении, а уровень безработицы продолжает расти. На конец августа он составил 9,6%, значительно превышая средний долгосрочный уровень безработицы в США (5,7%).
Правда, нельзя сказать, что еще один виток экономического кризиса в Штатах неизбежен — финансовый сектор нынче чувствует себя значительно лучше, чем два года назад. А статус доллара в качестве мировой резервной валюты и высокий спрос на американские казначейские обязательства по-прежнему обеспечивают возможность проведения активной монетарной и фискальной политики. Так что новые серьезные неприятности с американской стороны, судя по всему, в ближайшем будущем маловероятны.
На фоне новостей из США последние экономические показатели стран еврозоны выглядят куда оптимистичнее. Всего несколько месяцев назад только ленивый не говорил о возможном крахе европейской экономики, распаде валютного союза и системном банковском кризисе. ВВП еврозоны во втором квартале с.г. вырос на 1% по сравнению с предыдущим (т.е. в годовом выражении темп роста составил 4%). Локомотивом роста выступает Германия. В результате Европейская комиссия недавно повысила прогноз темпов экономического роста стран еврозоны в этом году с 0,9 до 1,7% (в 2009-м совокупный ВВП еврозоны снизился на 4,1%).
Кроме того, как засвидетельствовали проведенные минувшим летом стресс-тесты, несмотря на достаточно тяжелое финансовое состояние некоторых учреждений, банковская система Евросоюза в целом выглядит более-менее стабильной.
Пока не вызывает серьезных опасений и экономическая ситуация в развивающихся странах. Более того, в последние год-полтора именно Китай, другие страны Юго-Восточной Азии и Бразилия демонстрируют самые высокие темпы экономического роста. Во втором квартале 2010 года темпы роста ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2009-го в Китае и Бразилии составили 10,3 и 9% соответственно, а по прогнозам журнала Economist, по итогам 2010 года ВВП в этих странах вырастет на 10 и 7,8% соответственно. И нет каких-либо четких сигналов о том, что эта тенденция кардинально изменится в ближайшее время.
Так что хотя глобальная экономика еще полностью не оправилась от кризиса 2008—2009 годов, говорить о неизбежности еще одной его волны, сравнимой по масштабу с ситуацией двухлетней давности, пока не приходится.
Однако, возвращаясь к ситуации в Украине, все вышеперечисленное отнюдь не означает отсутствие поводов для беспокойства. Никуда не делись и по-прежнему на виду все основные структурные проблемы украинской экономики: зависимость от мировых цен на сырье, неразвитый внутренний производственный сектор, высокие и нестабильные темпы инфляции, несбалансированная бюджетная политика и т.д. Более того, и деваться-то им пока некуда. Несмотря на громогласные заявления и обещания, долгожданные реформы (за исключением разве что предусмотренных программой сотрудничества с МВФ) за последние полгода так и не стартовали.
Дмитрий СОЛОГУБ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.