Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Стальной обвал

[10:45 02 февраля 2015 года ] [ Левый берег, 31 января 2015 ]

Наступивший год практически наверняка окажется хуже ушедшего для украинских металлургов. Негативные ожидания позволят сфокусироваться на постановке реальных целей и эффективном решении имеющихся и потенциальных угроз, а не заниматься строительством “воздушных замков”.

После кризиса 2008-2009 годов украинская металлургия работала относительно стабильно. Объемы произведенной продукции позволяли нашей стране находиться среди 10 крупнейших мировых производителей. В 2010-2013 годах отечественные металлурги выплавляли 33-35 млн т стали ежегодно. 30-32 млн т были вполне реальным показателем в кратко- и среднесрочной перспективе, но докризисные 43 млн т (в 2007 году) остались лишь в истории и воспоминаниях. Ведь после 2008 года несколько крупных, но неэффективных сталеплавильных цехов были остановлены, оборудование демонтировано.

2014 год не обещал сюрпризов, что подтверждали результаты работы в первом полугодии — 15,5 млн т стали. При сохранении таких темпов деятельности, металлурги по итогам года могли выйти на показатель 31-32 млн т (-3-5%). Ведь несмотря на сложную социально-политическую обстановку на востоке страны, появление так называемых Донецкой и Луганской народных республик, большая часть предприятий региона работали, закупали сырье, экспортировали готовую продукцию.

* — прогноз ГП “Укрпромвнешэкспертиза”. Источник: Concorde Capital

Фактор Донбасса

Но в августе в Донецкой и Луганской областях развернулись масштабные боевые действия, из-за которых многие предприятия были остановлены или существенно сократили загрузку, что отразилось на объемах и структуре производства металлургической продукции. В первом полугодии 2014 года, когда еще действовали все металлургические предприятия, общий вклад Донецкой и Луганской областей в украинскую выплавку стали превышал 50%. Но в августе-сентябре были полностью остановлены Алчевский МК корпорации ИСД и Енакиевский МЗ Метинвест Холдинга. Также простаивало производство на Донецксталь-МЗ, однако основная продукция этого предприятия — чугун, а сталеплавильные мощности находятся на реконструкции. Более чем на половину снизилась загрузка ММК им. Ильича и МК Азовсталь — предприятий Метинвест Холдинга, находящихся в Мариуполе. Часть предприятий смогли возобновить деятельность или увеличить загрузку мощностей, но во втором полугодии выплавка стали сократилась до 11,7 млн т, а доля Донецкой и Луганской областей до 35%.

Производство стали в Украине в 2014 году, тыс. т

Источник: Concorde Capital

Вклад областей в общий объем выплавки стали в первом полугодии 2014 года, % (остальные области меньше 1%)

Источник: Concorde Capital

Вклад областей в общий объем выплавки стали во втором полугодии 2014 года, % (остальные области меньше 1%)

Источник: Concorde Capital

По данным ОП Металлургпром в 2014 году в Украине было произведено 27,6 млн т стали, что на 16,9% ниже показателя 2013 года. Выпуск чугуна уменьшился на 14,8% до 24,8 млн т, общего проката на 18,1% до 23,8 млн т. Если же сравнивать показатели осенних и зимних месяцев год-к-году, то окажется, что производство сократилось гораздо сильнее.

Определенный оптимизм вселяет тот факт, что ни одно металлургическое предприятие не получило критических повреждений, практически все основные агрегаты были законсервированы с соблюдением необходимой технологии. Сильнее пострадали поставщики сырья и транспортная инфраструктура. Например, вся страна следит за судьбой Авдеевки и находящимся там Авдеевским коксохимическим заводом группы Метинвест. Это крупнейшее в Европе предприятие подобного профиля обеспечивало коксом несколько меткомбинатов, а сейчас оказалось на линии соприкосновения противоборствующих сторон. В этой части Донецкой области уже много месяцев идут ожесточенные обстрелы, из-за которых пришлось забыть о стабильной работе коксохима. С устрашающей регулярностью перебиваются вводы электроэнергии, которая критически важна для основного технологического оборудования. Но коксохимикам удается более-менее оперативно устранять повреждения.

Транспортный коллапс

Второй сложностью для отгрузки кокса и другого сырья потребителям стало то, что коксохимы, шахты и даже горно-обогатительные комбинаты Днепропетровской области практически отрезаны от нормального железнодорожного сообщения со своими основными потребителями. Пути проходят либо через оккупированную территорию, либо в объезд ее. Но даже в случае объезда есть ограничения по объемам перевозки грузов.

Донецкая и Луганская область — промышленные регионы, с плотной железнодорожной сетью. Однако практически все движение завязано на несколько крупных ж/д узлов (Ясиноватая, Дебальцево, Никитовка и др.), которые в основном находятся на оккупированной территории. Еще летом появились первые сообщения о захвате управления ДонЖД, взрывах мостов, разрушении вокзалов и других инфраструктурных объектов. Риски перевозки пассажиров и грузов и росли. В итоге, в августе было полностью закрыто движение на ж/д вокзале Донецк, через станцию Ясиноватая и другие ж/д узлы.

Даже металлургические предприятия Мариуполя, расположенные на подконтрольной Украине территории, столкнулись с трудностями по доставке кокса из Авдеевки, железорудного сырья из Кривбасса. Приморский город и Украину сейчас соединяет единственная ветка, идущая через Волноваху, Камыш-Зарю и Запорожье. Местами — это одноколейная железная дорога, что создает ограничения при движении большого количества поездов. В качестве экстренной меры Метинвест Холдинг был вынужден организовать доставку около 30% сырьевых ресурсов через морские порты Азовского моря. Так, руда из Кривого Рога поездами доставляется в Бердянск, а оттуда морем — в Мариупольский торговый порт. Еще часть сырья поступала напрямую в порт меткомбината Азовсталь. Эти “танцы с бубном” увеличивали сроки доставки и стоимость стального проката, однако позволяли сохранить работоспособность доменных печей и конвертеров.

В декабре-январе “неожиданно” выяснилось, что “дорога жизни” Запорожье-Камыш-Заря-Волноваха — объект повышенного риска. В течение месяца были взорваны два моста, из-за чего чуть было не прекратилось железнодорожное сообщение с Мариуполем. Ценой невероятных усилий в кратчайшие сроки удалось восстановить эти инфраструктурные объекты и сохранить загрузку Азовстали и ММК им.Ильича.

Цена вопроса

Почему так важно сохранить работоспособность металлургических предприятий? Отрасль все еще является крупнейшим поставщиком валюты в страну. В августе 2014 года Альфа Банк Украина оценил потери валютной выручки от сокращения производства металлопроката. Так, при сокращении показателя среднесуточной выплавки на 35% Украина теряла около $500 млн ежемесячно. А с учетом уменьшения ценовых котировок металлопроката, произошедших во втором полугодии 2014 года, потери металлургов и рудокопов к январю 2014 года заметно увеличились.

Источник: Concorde Capital

Австралийская железорудная руда, поставляемая в КНР, является основным ориентиром при формировании цен на ЖРС по всему миру. В течение прошлого года на спотовом рынке этот продукт подешевел в два раза с $130-135 за тонну в январе 2014 года до до $67-70 за тонну в декабре. В начале 2015 года стоимость руды оставалась в районе не $70/т. Столь существенное снижение цены основного металлургического сырья в первую очередь было вызвано вводом в промышленную эксплуатацию новых крупных месторождений с низкой себестоимостью добычи в Австралии и Бразилии. С одной стороны более низкая стоимость сырья увеличилась рентабельность работы металлургов, но с другой потребители металлопроката получили дополнительный козырь в переговорах с поставщиками проката и стали требовать более низких цен.

Во второй половине прошлого года котировки металлопроката, экспортируемого из Украины, рухнули. Для простоты рассмотрим один из наиболее массовых продуктов — квадратную заготовку, которую производят и экспортируют несколько украинских компаний. Вплоть до начала сентября стоимость квадрата, поставляемого на внешние рынки, находилась в диапазоне $490-510 за тонну. Однако осенью его цена начала снижаться даже несмотря на осенний строительный сезон. К концу года квадратная заготовка подешевела почти на $100 до $390-400 / т. Аналогичный тренд зафиксирован в других сегментах плоского и длинномерного проката.

В данном случае важную роль сыграло не только дешевеющее сырье, но и агрессивная сбытовая политика Китая. Для металлургов КНР 2014 год стал рекордным по объемам экспорта металлопроката. По предварительным данным поставки из Китая на внешние рынки увеличились на 50% до 94 млн т. Причем экспорт рос от месяца к месяцу и в декабре превысил 10 млн т. Если в прежние годы китайская продукция преимущественно поставлялась на соседние рынки Юго-Восточной Азии, то сейчас дешевый прокат made in China предлагается и на Ближнем Востоке, и в Европе. Чуть ли не единственное конкурентное преимущество отечественных металлургов, традиционно работающих на этом рынке, — скорость отгрузки. Однако в современных условиях потребители все чаще отдают предпочтение цене, а не сервису.

Отечественная металлургия, традиционно ориентирующаяся на экспортные рынки, сегодня ощущает многовекторный прессинг. С одной стороны боевые действия ограничивают возможности маневрирования по загрузке металлургических мощностей. С другой — ценовое давление на международных рынках, связанное с удешевлением сырья и агрессивной сбытовой Китая.

ГП Укрпромвнешэкспертиза ожидает, что в 2015 году выплавка стали в Украине снизится до 27 млн т. Однако если взять за основу результаты работы метпредприятий в декабре 2014 года, а также имеющиеся риски со снабжением заводов и комбинатов в Донецкой и Луганской областях, то не должно стать сюрпризом сокращение этого показателя до 22-23 млн т (-11-16%). Маловероятно, что в 2015 году стоимость металлопроката начнет резкий рост. Ведущие мировые аналитики прогнозируют низкую стоимость железной руды и замедление роста ВВП Китая до 6,8-7,3%. Все это предполагает очень тяжелый год для металлургии и в целом для экономики Украины.

Артем ИЛЬИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.