Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Спасти мировую экономику может “полусредний класс”

[07:50 27 февраля 2012 года ] [ Slon.ru, 24 февраля 2012 ]

Бизнесмены и экономисты с нетерпением ждут появления глобального среднего класса — растущей прослойки потребителей с развивающихся рынков, которые должны принять эстафету у традиционного среднего класса развитых стран.

Тогда у мировой экономики заработает “второй мотор”, и она перестанет зависеть от потребительских запросов жителей богатых стран (Европа, США, “азиатские тигры”).

Основной прирост численности среднего класса в обозримом будущем придется на развивающиеся рынки с благоприятной демографической ситуацией и высокими темпами экономического развития (Китай, Индия, страны Южной Америки и другие). Впрочем, как уже писал Slon, в масштабах планеты с новичками начнут считаться нескоро. К 2030 году численность людей с ежедневными расходами от $10 до $100 (они и попадают в категорию глобального среднего класса) увеличится с 2 млрд до 4,9 млрд человек, из которых 3,2—3,9 млрд будут жить в развивающихся странах. К тому времени растущие экономики станут обеспечивать 40% мирового потребления (в настоящее время — 23%). Еще один барьер, который предстоит взять развивающимся экономикам, — среднегодовой доход от $6000 на душу населения по паритету покупательской способности (ППС). Индонезия достигнет этого уровня в 2015-м году, Индия — в 2017-м, Нигерия — в 2025-м. Такой доход позволяет тратиться не только на еду, но также приобретать товары длительного пользования, авто, квартиры в ипотеку и так далее.

Однако бизнесу не обязательно ждать так долго, уверены экспертыPricewaterhouseCoopers. Авторы исследования “Зарождающийся глобальный средний класс” (Profitable growth strategies for the Global Emerging Middle) выделяют отдельную прослойку людей в развивающихся странах, которую уже нельзя отнести к бедному населению, хоть она еще и не доросла до среднего класса. Каковы ее основные черты?

— Ее представители проживают в странах, где среднедушевой ежегодный доход составляет от $1000 до $4000 на душу населения по ППС, что заметно ниже барьера в $6000. Этому критерию соответствуют государства, на территории которых проживают 4 млрд человек, или свыше половины населения земного шара (Китай, Индия, Индонезия, Латинская Америка, африканские страны). Численность “зарождающегося среднего класса” по всему миру оценивается в 2,3 млрд человек.

— В отличие от урбанизированного среднего класса, global emerging middle (GEM) менее однороден — значительная часть его представителей проживает в сельской местности. Кроме того, внутри прослойки есть различия в уровне грамотности, образования и так далее.

 

— GEM стремятся потреблять товары, предназначенные для среднего класса и выше, однако их покупательная способность весьма ограничена: более 60% их доходов уходит на продукты первой необходимости. Кстати, по России наблюдается схожая ситуация, хотя страна еще в середине 2000-х превысила порог в $6000 дохода на душу населения. По данным опроса “Левада-центра”, в октябре 2011 года 76% россиян тратили половину или более своих доходов на еду. 

— В Индии (этой стране в исследовании PwC уделено особое внимание) представители GEM составляют наиболее многочисленную группу (42% населения) по сравнению с остальными классами. И в ближайшее десятилетие его численность вырастет с 472 млн до 570 млн человек. Параллельно численность собственно среднего класса за счет социальной мобильности увеличится почти вдвое (с 166 до 307 млн человек).

— Новый средний класс в развивающихся странах является социально уязвимым. Об этом, в частности, пишет в своей статье глава департамента по борьбе с бедностью Центра развития ОБСЕ Иоганн Юттинг. От того, чтобы вернуться в бедный слой, представителей “середняков” отделяет один экономический шок. В некоторых странах эта тенденция только углубляется. Так, из 3 млрд работающих жителей Земли, две трети трудятся в “теневом” секторе. В той же Индии параллельно с развитием экономики растет численность неформально трудоустроенных работников.

— “Зарождающийся глобальный средний класс” — должен стать новой целевой аудиторией для транснациональных компаний, которые до сих пор обходили его вниманием. Пусть покупательная способность этой группы сильно ограничена — сила “полусреднего” класса в его массовости. PwC прогнозирует, что покупательная способность GEM вырастет к 2021 году до $6 трлн (в отдельно взятой Индии — превысит $1 трлн). Компаниям, желающим выйти на этот перспективный рынок, нужно думать, как предложить своим клиентам качественный, но недорогой товар с большой отдачей от масштаба. Представители GEM, возможно, не смогут позволить себе автомобиль, но на бюджетный неприхотливый мотоцикл накопить в состоянии.

Григорий НЕЯСКИН

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.