“Наша задача — спасти тех, кого государство может спасти”, — заявил премьер-министр Алексей Гончарук, представляя 5 ноября проект бюджета 2020, подготовленный ко второму чтению в парламенте. В Кабмине отмечают, что здоровье украинцев — главный приоритет правительства на следующий год. Премьер Гончарук особо подчеркнул тот факт, что в стране будет проведена реформа экстренной медпомощи, расширена программа “Доступные лекарства” и наконец-то заработает программа по транспланталогии. А вот по поводу реформы предоставления медуслуг глава Кабмина не сказал ничего. Между тем, исходя из доработанного проекта бюджета, системе здравоохранения в следующем году придется несладко.
От первички до вторички
Министерство здравоохранения гордо отрапортовало, что по сравнению с 2019-м расходы ведомства в следующем году вырастут на 13% — всего на систему здравоохранения предусмотрено выделить 113,3 млрд грн.
Запустить реформу вторичного звена с января 2020-го, как это предусмотрено законом, не успевают — начало перехода на новую систему запланировали на апрель. Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий на одном из телеэфиров недавно заявил, что датой старта реформы должно было стать 1 апреля, но в итоге запустят ее второго — мол, слишком уж неоднозначно может быть воспринят такой шаг в День смеха. До этого времени медучреждения будут финансировать за счет медсубвенций местным властям (на эти цели запланировано потратить 14,5 млрд грн), после чего средства начнут распределять по системе “деньги идут за пациентом” через Национальную службу здоровья Украину.
На финансирование программы государственных гарантий предоставления медицинской помощи в бюджете-2020 заложено 72 млрд грн. В Минздраве отмечают, что впервые государство выделит деньги на реабилитацию (449 млн грн) и паллиативную помощь (347 млн грн). Всего же в программу медгарантий войдут шесть видов медпомощи: первичная, специализированная амбулаторная, госпитальная, экстренная, паллиативная, а также реабилитация.
В Минздраве отмечают, что в следующем году на первичку потратят 19,1 млрд грн — на 3,9 млрд грн больше, чем в 2019-м. Примечательно, что старт реформы первичного звена дали еще весной 2018-го, однако за полтора года декларации с семейными врачами подписали лишь 67% украинцев. Одна из главных причин — нехватка врачей. В Нацслужбе здоровья разводят руками: чтобы добиться расширения штата докторов, украинцам советуют обращаться к местным властям. Зато недавно в стране начали информационную кампанию “Твой семейный врач”. В ее рамках украинцам — спустя полтора года после начала реформы — рассказывают, как выбрать семейного врача и зачем это вообще нужно. “Интернет не отличит ангину от гриппа у твоего Назарчика. Лучше приходи. Твой семейный врач” — такими сообщениями авторы проекта намерены подтолкнуть украинцев к заключению деклараций с семейными врачами.
Читайте также: Чуда не будет. Гончарук написал бюджет для комиссии по ликвидации Украины
Но если реформа первички все же идет, и в некоторых случаях довольно успешно, то вот реформирование вторичного и третичного уровня предоставления медпомощи все еще овеяно тайной. В Нацслужбе здоровья отмечают, что в бюджете на 2020-й не хватает 8,6 млрд грн для того, чтобы предоставить все гарантированные государством медуслуги. Поэтому решили выделить приоритеты: инфаркты, инсульты, роды и неонатальная помощь (лечение младенцев). Так, к примеру, на роды в бюджете заложено 1,7 млрд грн. Ранее в Нацслужбе здоровья заявляли, что государство намерено установить на роды тариф в 8,5 тыс грн. По данным Госстата, в 2018-м в Украине родилось 336 тыс. младенцев (статистика учитывает только живорожденных, а также без учета Крыма и оккупированных частей Донбасса). Если разделить на это количество на суму в 1,7 млрд грн, то на одни роды приходится около 5 тыс грн. Эксперты же и цифру в 8,5 тыс грн называли заниженной. Сомневаются они и в других цифрах, озвученных Нацслужбой — 15,8 тыс. грн за лечение инфаркта и 19,5 тыс. грн за лечение инсульта.
Тарифы на другие медуслуги в НСЗУ обещали озвучить уже после принятия бюджета, когда ведомство точно будет знать, какими суммами оперирует. Однако уже сегодня можно утверждать, что денег этих недостаточно. Недаром глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий отметил, что принцип сооплаты, по которому часть средств за лечение должен оплачивать пациент (из своего кармана или из других источников), вновь планируется вынести на рассмотрение парламента.
Междут тем в Минздраве отмечают: некоторым медучреждениям будут платить даже по повышенным тарифам, если у них есть все необходимое оборудование для предоставления таких услуг. Например, пациент с инсультом должен попасть в инсультный центр, где есть оборудование для нейровизуализации и постановки диагноза. Учитывая уровень оснащенности районных больниц и то, что при инсульте дорога каждая секунда, оплату по повышенным тарифам будут получать единичные учреждения. Оборудование же больницам придется закупать за свой счет — в Нацслужбе здоровья отмечают, что это головная боль руководителей медучреждений и местных властей. В бюджете есть целевая программа на закупку медоборудования, но она касается лишь покупки ангиографов (аппарат для исследования кровеносных сосудов) — на эти цели в бюджете предусмотрено выделить 80 млн грн. В 2019-м финасирование по этой статье госбюджета составляло 150 млн грн. Вот уже несколько лет по этой программе закупают оборудование для кардиологических центров, причем государство предоставляет не более половины суммы, необходимой для покупки ангиографа — остальные средства выделяют местные власти. За 2017-2018 гг. в стране благодаря этой программе появилось 26 ангиографов, в следующем году сумму на эту программу предложено уменьшить вдвое. Вероятно, больше ангиографов стране не нужно.
Кому достанутся новые скорые
Правительство также заявило, что в следующем году намерено кардинально реформировать систему экстренной помощи. На эти цели в бюджете предусмотрен почти миллиард грн. Между тем, на сегодняшний день еще не вполне понятно, как именно будет проходить эта реформа. После вступления в должность министр здравоохранения Зоряна Скалецкая отметила, что в вопросе экстренной помощи много недоработок: “Мы должны решить вопрос диспансеризации, маршрутизации, наличия отделений интенсивного лечения”.
Представляя проект бюджета премьер Гончарук заявил, что государство намерено закупить 470 карет скорой помощи и оборудовать 25 отделений скорой помощи. Вот только хватит ли этого на всю страну? Особенно с учетом того, что заложенная в бюджете сумма на закупку автомобилей и обучение сотрудников экстренной медпомощи аналогична той, которую правительство Гройсмана выделило на 2019-й для проведения пилотного проекта реформы в пяти областях страны (922 млн грн). Хотя и здесь в Минздраве напирают на то, что для хорошей работы скорой придется поднапрячься и самим украинцам — к примеру, требовать у местных властей отремонтировать дороги. Примечательно, что средства на переоснащение приемных отделений — а это 1 млрд грн — предусмотрено выделить из специального фонда бюджета, наполняемость которого — большой вопрос.
Прививки, ВИЧ и “Доступные лекарства”
Минздрав также отмечает, что намерен обратить внимание на общественное здоровье. Так, 189,5 млн предусмотрено выделить на услуги по эпидемиологическому надзору за инфекционными заболеваниями, услуги по иммунопрофилактике, промоции здоровья и коммуникационных кампаний. О том, что ситуация в этой области весьма печальна, свидетельствуют вспышки кори, пронесшиеся в стране в этом году, и появление случаев дифтерии. Между тем Министерство пока не делится с общественностью информацией, как именно оно намерено противостоять эпидемиям. Даже больше: своего советника, врача-инфекциониста Ольгу Голубовскую, министр Скалецкая недавно уволила из-за того, что доктор усомнилась в качестве закупаемой государством индийской вакцины для профилактики дифтерии. Судя про проекту бюджета, заниматься промоцией и профилактикой будут специальные центры общественного здоровья. При этом ранее в ведомстве отмечали, что намерены повышать катастрофически низкий уровень вакцинации украинцев благодаря семейным врачам — именно они должны были убеждать пациентов делать прививки. В Минздраве также обещают рассказывать украинцам о вреде курения и алкоголя, пропагандировать здоровый образ жизни.
Отдельная статья бюджета — сопровождение и профилактика ВИЧ. В МОЗ гордо отмечают, что Украина — первая страна среди стран Восточной Европы и Центральной Азии, которая финансирует профилактику и сопровождение ВИЧ из госбюджета, а не исключительно за средства международных доноров. При этом признают: в стране эпидемия ВИЧ/СПИДа. Если в этом году государство охватывало 252 тыс украинцев, то в следующем намерено довести эту цифру до 356 тыс.
Почти вдвое увеличено финансирование программы “Доступные лекарства” — в Кабмине говорят, что теперь основной упор будут делать на расширение сети, где можно будет приобрести такие лекарства. С апреля 2019-го, когда заработал электронный рецепт, программой уже воспользовалось более 7 млн украинцев. При этом в МОЗ пока ничего не говорят о расширении списка лекарств по программе, а также о снижении цен на медпрепараты в целом — сегодня многие лекарства за границей дешевле, чем в Украине. По данным Экономического дискуссионного клуба, за прошедший год “лекарственная корзина” из 20 препаратов, перечень которых определен Кабмином, подорожала на 11%.
Между тем в бюджете-2020 существенно увеличили размер средств, предусмотренных для закупки лекарств и медицинских изделий, — на эти цели потратят 9,8 млрд грн, на 3,2 млрд больше, чем в 2019-м. При этом закупки продолжат осуществлять международные организации, когда же эти вопросы полностью перейдут в ведение созданного в 2018-м ГП “Медицинские закупки Украины”, пока неизвестно.
Премьер Гончарук пообещал спасти тех, кого может спасти государство. В МОЗ изъясняются осторожней: “Наша главная задача — спасти как можно больше жизней”. Ведь, судя по бюджетным показателям, денег на всех, как обычно, не хватит.