Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сотрудничество с МВФ: миссия недовыполнима

[08:11 23 мая 2016 года ] [ Зеркало недели, 20 мая 2016 ]

В среду в Киеве завершила свою работу миссия Международного валютного фонда.

Эксперты отметили прогресс Украины в восстановлении экономической стабильности, но в который раз сделали акцент на обязательном выполнении структурных и институциональных реформ. МВФ ожидает от Украины решительной борьбы с коррупцией, фискальной и финансовой стабильности, решительного повышения прозрачности действий, реформирования неэффективного сектора госпредприятий. Ждут результатов. Пересмотр программы советом директоров Фонда запланирован на июль 2016-го. Обычно между положительным решением на совете и выделением транша проходит несколько дней. Но чтобы это решение было положительным, нужно еще постараться.

Министерство финансов отрапортовало об успешном завершении переговоров с миссией. “Стороны возобновили результативную работу благодаря значительному прогрессу, которого достигла Украина за последний год в восстановлении экономической стабильности, а также благодаря недавним совместным усилиям правительства, президента, НБУ и Верховной Рады, — говорится в заявлении Минфина. — Стороны согласовали меры, необходимые для завершения второго пересмотра в рамках программы расширенного финансирования. Теперь эти договоренности должны быть утверждены руководством МВФ и советом директоров Фонда, после чего будет решение о предоставлении очередного транша. Кроме того, стороны согласовали ключевые направления дальнейших реформ в Украине”.

17 мая интригу в процесс попытался внести глава Минфина РФ А.Силуанов, заявив, что Россия, будучи членом Фонда, будет настаивать на включении условий погашения долга перед РФ в 3 млрд долл. в программу помощи МВФ Украине. Объясняют это тем, что украинская сторона не идет на диалог. Украинская сторона отвечает, что на диалог идет, но предпочитает вести его в Лондонском суде, а не на страницах СМИ. По мнению экспертов, воспринимать эти заявления серьезно вряд ли стоит. Как член МВФ, Россия имеет право на выдвижение подобных предложений, но шансы на успешность этих начинаний невысоки. У РФ нет сильного голоса на совете директоров МВФ, который будет принимать решение по нашей программе сотрудничества. Блокирующим пакетом она не владеет, а другие члены, которые могли бы поддержать ее в этом вопросе, вряд ли найдутся, ранее среди таких была замечена только Бразилия. Впрочем, мы и без посторонней помощи сами себе палки в колеса неплохо вставляем.

Ведь нынешние посылы Фонда не новы. Выполнять их можно было давно и не дожидаясь визита миссии. В обновленном докладе МВФ по вопросам развития экономик стран Восточной Европы и Балтии уже были названы ключевые задачи для украинских властей — борьба с коррупцией, судебная и налоговая реформы, реформа управления государственными предприятиями, а также пенсионная реформа и продолжение реформирования энергосектора страны. Тогда же кредитор указывал нам на необходимость повышения производительности труда, стимулирования производства, улучшения условий на рынке труда и улучшения деловой среды с целью привлечения инвестиций. По сути, прописные истины, к которым мы должны стремиться и без кредиторских порицаний, и не только ради получения дополнительных средств в резервы.

Увы, такое стремление мы пока не демонстрируем. Сиюминутное улучшение на внешних рынках несколько улучшило состояние наших резервов, но не на столько, чтобы отказываться от внешней помощи. Действительно, год назад они составляли 5 млрд долл., а сейчас почти
13 млрд. Вроде как рост, если забыть о том, что в 2014 г. этот показатель был равен 18 млрд и не считался выдающимся.

“Да, резервы подросли, если сравнивать с тем минимумом, который мы имели. Но если вспомнить наши планы по резервам на конец прошлого и текущего года по программе МВФ, мы увидим, что они все еще ниже запланированных. На увеличение резервов в первую очередь повлияла благоприятная ситуация на внешних рынках. Но можно ли полагаться на нее как на тренд? — задается справедливым вопросом эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Все зависит от того, что считать основной причиной роста цен на рынках металла. Если мы считаем, что это временные события, связанные с Китаем, то рассматривать нынешний рост цен как основной драйвер не стоит, поскольку ситуация может поменяться. В то же время рассматривать ситуацию можно и с другой точки зрения, предполагая, что цены на металл и далее останутся на сегодняшнем уровне. К сожалению, сейчас однозначно утверждать то или иное нельзя. Риски существуют, и лучше их встречать с траншем МВФ, чем без него”.

Тем не менее надежда на то, что “пропетляем и так”, моментально отразилась на желании (точнее, нежелании) многих народных избранников и чиновников работать над выполнением программы Фонда. Законопроекты, на принятии которых настаивает наш главный кредитор, либо становятся предметом политического торга, либо не принимаются из-за недостаточного количества депутатов в сессионном зале. На кону, на секундочку, следующий транш в 1,7 млрд долл.

Заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб считает, что по оптимистичному сценарию Украина до конца года сможет получить три транша МВФ. Теоретически и такое возможно, решение по следующему траншу будет приниматься в июле, в сентябре будет пересмотр программы по итогам полугодия, а в декабре еще один плановый пересмотр. Но пока теория с практикой расходятся.

“Я бы не исключал возможность получения трех траншей в этом году. Если мы посмотрим программу МВФ, то у нас на текущий год было запланировано даже больше трех траншей, соответственно, если Украина будет идти по программе МВФ и принимать все соответствующие законы, шанс получить больше одного транша у нас есть. К сожалению, пока не видно готовности украинской стороны вовремя и в полном объеме выполнять все требования, объективно, это критически зависит только от нас”, — уверен Александр Жолудь.

Практика показывает, что мы редко идем по плану, выписанному для нас международными экспертами. МВФ одобрил четырехлетнюю программу кредитования экономики Украины с использованием механизма расширенного финансирования общим объемом 17,5 млрд долл. еще в марте прошлого года. И на сегодняшний день мы получили только два транша по этой программе: первый в объеме 5 млрд долл. 13 марта 2015 г., второй — на 1,7 млрд долл. — 4 августа 2015-го. Теперь мы надеемся на выделение третьего транша в размере 1,7 млрд в июле.

Далеко не все задачи, необходимые для его получения, выполнены. Прежде всего, речь идет о принятии парламентом законопроектов, касающихся вопросов реструктуризации задолженности на предприятиях, уменьшения числа регулирующих и контролирующих органов, реформирования таможенной службы, вопросов приватизации, изменения механизмов корпоративного управления в госбанках и многого другого.

О передаче в парламент 14 “жизненно важных” законопроектов из 19 необходимых вице-премьер Кубив заявил еще 8 мая, в день приезда миссии МВФ. В день отъезда миссии — 18-го — ни один из них проголосован не был. Ничтожное количество депутатов в сессионном зале парализовало парламент. Мы не можем принять необходимые законы не потому, что не согласны с их нормами, не потому, что они требуют доработки или обсуждения, а потому что депутатов не хватает, не набирается 226 душ. Очевидно, все силы были потрачены на экспресс-утверждение генерального прокурора, а “какой-то” там транш от “какого-то” там МВФ не стоит аналогичных усилий.

“Работа депутатского корпуса — провальная, хотя на сегодняшний день все зависит от народных депутатов. Но им все равно, на самом деле на них ничто не влияет. Если исполнительная власть несет хоть какую-то ответственность за свои действия, то на депутатов сложно как-то влиять. Чтобы часть из них начала голосовать, их нужно стимулировать, как минимум очень сильно попросить. С учетом этого получение трех траншей в этом году нереально, двух — маловероятно, но с гарантией 90% мы получим транш летом, пусть даже для этого потребуется надавить на депутатов посильнее”, — считает эксперт Dragon Capital Сергей Фурса.

ZN.UA много раз писало о том, что не так важны выделяемые нам средства, как само участие в программе, которое является мощным сигналом для всего цивилизованного мира, что инвестировать в Украину можно. Когда 10 февраля с.г. директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард допустила, что программа финансовой поддержки Украины может быть свернута, это уже было публичной констатацией подорванного доверия к Киеву. А серия публикаций во влиятельных международных СМИ о политическом и коррупционном кризисах в украинской власти лишь упрочило мнение внешних кредиторов о нас как о неблагонадежном заемщике.

При этом Украина живет без внешней поддержки с осени прошлого года. Приостановка программы МВФ не пустила в страну не только следующий транш, но и 3,5 млрд долл. помощи от Соединенных Штатов, ЕС и других доноров. Кстати, обещанные вице-президентом США Байденом кредитные гарантии на 1 млрд долл. тоже зависят от июльского решения совета директоров МВФ — это прямое условие договора.

Следует понимать, что 14 законопроектов, о которых идет речь, — это не заслуга нового правительства Гройсмана. Все они были разработаны его предшественниками, как и многие идеи, которые новоиспеченный премьер теперь озвучивает как свои. Например (и это уже не связано с программой сотрудничества с МВФ), создание Дорожного фонда обсуждается больше года, как и отмена налогообложения пенсий, и “большая” приватизация. Свою собственную программу премьер только готовит. Поговаривают, что в документе уже 500 страниц. Широкой общественности его обещают представить к концу мая. А та программа, за которую голосовал парламент, как и предполагалось, нужна была лишь для того, чтобы дать Кабмину годовой иммунитет. Будет ли новая качественно отличаться от предыдущей? И будут ли в ней действительно свежие и инновационные шаги? Ведь до сих пор мы ничего не предлагали кредиторам. Мы отвергали, спорили, требовали правок, затягивали выполнение, но инициативы не проявляли.

До сегодняшнего дня выполнение пунктов программы МВФ является едва ли не единственным двигателем реформ в стране. Кредиторы это понимают, не случайно же разговоры об объединении траншей прекратились, как только стало понятно, что большая часть реформ прошлого года проводилась лишь для галочки. Если нынешнее правительство не извлечет урок из ошибок своих предшественников и продолжит кормить их лишь планами, прожектами, пустыми программами и бесконечными дорожными картами реформ, реакция кредиторов будет соответствующей, как и финансовые последствия. Так что чересчур обнадеживаться не стоит — мы все еще в шаге от вылета из программы.

Юлия САМАЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.