Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Слабое звено: как Украине вмонтироваться в глобальные цепи добавленной стоимости

[11:20 07 марта 2016 года ] [ Зеркало недели, 3 марта 2016 ]

Сегодня Украина как никогда должна “вгрызаться” в глобальные цепи создания стоимости и цепи поставок в международной торговле.

Международные цепи добавленной стоимости — феномен последних двадцати лет. Но только в течение последнего десятилетия этот процесс приобрел глобальное значение и влияние на общемировое экономическое развитие. Сегодня Украина как никогда должна “вгрызаться” в глобальные цепи создания стоимости и цепи поставок в международной торговле.

Приблизительно 80% мировой торговли приходится именно на цепи поставок. По оценкам Всемирного банка и Всемирного экономического форума, уменьшение высокой стоимости трансакций и излишней бюрократии, с которыми сталкиваются торговые операторы, обеспечит существенный рост глобального ВВП. В частности, этому будет содействовать упрощение процедур экспортно-импортных операций, что, в свою очередь, может обеспечить рост мировой торговли на 3—5%.

Статистика ВТО свидетельствует о положительной взаимозависимости между участием в глобальных цепях и темпами экономического роста. Причем как для самых развитых стран, так и для развивающихся. Например, в 30 наиболее интегрированных в глобальные цепи развивающихся странах за последние два десятилетия (1990—2010 гг.) средний темп экономического роста был на уровне 3,3%. Вместе с тем экономики 30 стран, минимально интегрированных в эти процессы, росли ежегодно в среднем на 0,7%.

В этом смысле значительным прогрессом в развитии мировой торговли стало принятие в
2014 г. нового многостороннего Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли
(СУПТ). Оно призвано содействовать проведению экспортно-импортных операций в максимально сжатые сроки и удобным образом. Также можно ожидать сокращения торговых расходов на более чем 14% в странах с низким уровнем дохода и на более чем 13% — в странах с доходом выше среднего. Кстати, это первое многостороннее соглашение ВТО, принятое после создания организации в 1995 г.

Понятно, что упрощение процедур торговли важно для всех членов ВТО. Но на практике в каждой стране торговые процедуры довольно своеобразны, поэтому нуждаются в специфическом перечне документов и процедур для осуществления экспортно-импортных операций. Более того, достоверную информацию об этих требованиях не всегда можно найти в открытом доступе и понятном формате.

Украина является ярким примером необходимости и актуальности СУПТ. Отечественный бизнес сталкивается с чрезвычайно сложной, забюрократизированной, непрозрачной и коррумпированной процедурой экспортно-импортных операций.

Торговые аутсайдеры

Украина на пути имплементации СУПТ плетется в хвосте. Из 44 необходимых процедур мы выполнили только… одну. Локальный успех достигнут в рамках проекта “Единственное окно — локальное решение” в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области. К локальным “победам” можно отнести учет большинства положений СУПТ в Таможенном и Налоговом кодексах Украины. Но эти успехи являются независимым достижением инициативных групп отечественных и международных экспертов, начавших эту работу еще задолго до появления профильного соглашения ВТО.

Эти наработки, безусловно, являются позитивом для бизнеса, а также с учетом необходимости подготовки к полномасштабной имплементации в Украине СУПТ. Соглашение станет обязательным для всех членов ВТО после внутренней ратификации 2/3 стран — членов организации. Кроме того, имплементация предусматривает три формата: (А) — все положения СУПТ будут реализованы сразу же с момента вступления в силу; (В) — имплементация отдельных положений соглашения в течение переходного периода; (С) — имплементация положений в течение переходного периода с использованием ресурсов международной технической помощи.

Правительство Украины в свое время сделало нотификацию о категории (А). Соответственно, с момента вступления в силу СУПТ упрощение экспортно-импортных операций должно проходить на национальном уровне и предполагать упрощение процедур пересечения границы и комплексный таможенный контроль на всех пунктах пропуска (морском, железнодорожном, автомобильном, авиационном и т.п.). Более того, Кабмин должен обеспечить стандартизацию и гармонизацию торговых процедур и сопутствующих информационных потоков, необходимых для движения товаров от продавца к покупателю, с другими странами — членами ВТО. К этому также необходимо добавить и автоматизацию торговых процедур.

Но в Украине есть ряд острых вопросов по упрощению экспортно-импортных операций. Существующих наработок недостаточно для полноценного выполнения обязательств в рамках соглашения. Вместе с тем невыполнение какой-либо страной — членом ВТО обязательств в пределах организации может привести к спорам и соответствующим санкциям в торговле.

Хотя для стран — членов ВТО, нотифицировавших о категории (А), предусмотрен льготный двухлетний период. До его окончания нельзя инициировать споры относительно невыполнения страной обязательств в рамках настоящего соглашения. Поэтому правительству следует занять более активную позицию в вопросах об упрощении процедур торговли. В частности, речь идет о необходимости создания национального комитета при участии представителей органов государственной власти, науки и бизнеса.

Домашнее задание

Очевидно, что одной из самых важных и сложных задач комитета должны стать, как этого требует СУПТ, разработка и реализация национальной стратегии по упрощению процедур торговли в соответствии с положениями настоящего соглашения. Документ должен содержать четко определенные меры и временные рамки их реализации. Поэтому для обеспечения успешной реализации СУПТ, в частности для реального упрощения процедур торговли, нужно как можно более качественно выполнить домашнее задание:

1. Усовершенствовать межведомственную кооперацию, в частности повысить уровень эффективности и прозрачности администрирования экспортно-импортных операций и устранить дублирование функций.

2. Наладить государственно-частное партнерство, что поможет совместно выработать практические решения о нормативно-правовых, институциональных и процессуальных основах реализации экспортно-импортных операций.

3. Наладить механизм сбора и обмена информацией о субъектах и объектах ВЭД, объемах, направлениях торговли и т.п. на национальном и международном уровнях.

4. Автоматизировать отдельные процессы экспортно-импортных операций, в частности создать автоматизированные базы данных субъектов ВЭД и персонализацию данных. Это позволит в условиях надлежащей регистрации получать разрешительные документы и предварительные решения.

5. Обеспечить прозрачность в проведении экспортно-импортных операций, в частности четко закрепить законодательно этапы и процедуры осуществления экспорта, импорта и транзита.

Думаю, реализация предложенных мер будет более продуктивной в условиях налаживания тесного сотрудничества с профильными международными организациями. Не следует забывать и о привлечении ресурсов международной технической помощи для обеспечения содержательной и финансовой поддержки.

Имплементация СУПТ на национальном уровне поможет расширить географию и номенклатуру международной торговли Украины, а также увеличить ее объемы до 10% независимо от конъюнктуры мировых рынков. Достижение этого показателя зависит от успеха устранения чрезмерной бюрократии и коррупциогенных факторов при осуществлении экспортно-импортных операций, сокращении времени и стоимости их проведения.

В этом контексте также важно указать инициативу по созданию Экспортно-кредитного агентства, гармонично вписывающегося в процессы стимулирования внешнеэкономической деятельности. В частности, его внедрение и развитие должны проходить одновременно с упрощением процедур торговли. Но параллельно с этим важно сохранять баланс между скоростью осуществления экспортно-импортных операций и безопасностью во внешней торговле.

Игорь ГУЖВА,  кандидат экономических наук, проректор по научной работе и международным отношениям Украинского государственного университета финансов

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2016-03-08 20:03:52] [ Аноним с адреса 178.162.40.* ]

Вмонтируется, а как иначе. Стопудово будет землеистощающий сельхоз аля рапс с кукурузой. Благо земля отличная. Руда и чугун, возможно, сохранятся, но я бы на это не рассчитывал: дефицита руды, кокса и мощностей в мире и европе в частности пока не наблюдается. Ну и ядерный могильник для Аревы и, возможно, европейских клиентов Вестингауза. Спасибо советскому наследию в виде чернобыля, подсказало тему. Из всего хайтека наверняка выживет только моторсич по причине гигантского рынка сбыта без конкурентов. Но вряд ли он останется украинским предприятием, титанические усилия по выводу производственных активов за бугор как бы намекают на это.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.