В мае 2017 года одесскую таможню возглавил Александр Власов. Судя по биографии — человек сведущий в сути “серых” и “черных” схем контрабанды. Не зря предыдущим местом его работы была должность главы межрегионального управления ГФСУ оперативного обеспечения зоны проведения АТО. По совместительству Александр Власов был командиром спецподразделения налоговой милиции “Фантом”, задача которого бороться с контрабандой.
Вместе с ним пришла и новая команда, а старые, “грузинские”, порядки, почти полностью вычищены.
Что изменилось на одесской таможне после ухода Саакашвили, выясняла “Страна”.
Таможенная благотворительность времен Михо
Традиционный источник “заработков” украинских таможенников — это поборы за импортируемые в Украину товары народного потребления — ТНП. В отличие от европейских стран, судьбу реализации импортируемых в Украину товаров проследить невозможно. Львиная доля из них продается за наличные и уходит на рынки и в магазины по “черной бухгалтерии”. То есть после того, как контейнер с обувью, одеждой, игрушками, фурнитурой или продуктами питания проходит таможню, следы этого товара уже можно не искать.
“Грузинская команда, руководившая при Саакашвили одесской таможней, прекрасно понимала все нюансы работы, - рассказывает один из высокопоставленных сотрудников одесской таможни А. — Им нужен был мгновенный результат для того, что бы показать эффект от своих реформ. Они действительно почти устранили откровенный рэкет на таможне. Также была ликвидирована система “модных” грузоперевозчиков. Это когда группа избранных предприятий — субъектов внешнеэкономической деятельности, которые контролировались представителями власти и правоохранительных органов, беспрепятственно по заниженной стоимости ввозила товары в Украину. Также при грузинах была практически ликвидирована система поборов с обычных “смертных” грузоперевозчиков за каждый ввозимый контейнер”.
Но “белыми и пушистыми”, как полагает наш собеседник, грузинских реформаторов назвать тоже нельзя.
“Вместо традиционных поборов они ввели другую систему, — говорит А. — Большинству крупных импортеров было ненавязчиво предложено вносить благотворительные взносы в фонд, который фактически был кошельком грузинской команды и самого Михаила Саакашвили. Эта группа фактически стала новыми “модными”: те, кто заносили деньги в благотворительные фонды, стали новыми “неприкасаемыми”. Остальным грузоперевозчикам грузины предложили растаможку “по-белому”. То, что грузинская команда фактически перенаправила один из главных денежных потоков в свой “общак” стало предметом конфликта между Саакашвили и Администрацией президента. Традиционно таможня была главным источником получения “кэша” для черной кассы президента. Особенно это актуально перед выборами, когда нужно формировать теневой избирательный фонд. Поэтому грузинов и убрали с таможни. Киеву не выгодно то, что потенциальный противники Порошенко на будущих выборах получили контроль над одесским таможенным денежным потоком”
В 2016 году с одесской таможни массово “побежали” грузоперевозчики — многие предпочли проводить растаможку на других региональных таможнях. Это также стало результатом реформ грузинской команды.
Дело в том, что “белая” растаможка многим импортерам, не попавшим в число избранных (платящих в “благотворительные” фонды) была просто невыгодна из-за высоких официальных пошлин. На украинском рынке растаможенный по “белому” товар продать было невозможно.
А “серые”, коррупционные, схемы для “не избранных” стали недоступны. Поэтому они и перешли на другие таможни. Исключением стало несколько схем, которые грузинским реформаторам ликвидировать не удалось. Речь идет об экспорте орехов и янтаря.
Орехи и янтарь — дойные коровы СБУ
“Помните гневные заявления Михо по поводу контрабанды орехов? — говорит сотрудник одесской таможни А. — Это была попытка грузинов поломать многолетнюю схему. Но экспорт орехов и янтаря уже давно полностью контролирует СБУ и контора никому не дает влазить в эту тему. Не удалось это и Саакашвили. С одной фуры орехов платят напрямую СБУшникам от 2 до 5 тысяч долларов — в зависимости от сорта товара, орези бывают разные по величине и качеству. Импортом орехов занимаются турецкие предприниматели, живущие в Украине — в Турции этот товар идет “на ура”, спрос всегда стабильный”.
Слова таможенника подтверждает турецкий предприниматель Ахмет Б.
“Я занимаюсь импортом орехов из Украины уже много лет. Орехи продаем в Турции, как правило, реализацией товара там занимается наша родня. Импорт сезонный — каждую неделю только я отправляю по две-три фуры. Но я мелкий импортер, есть коллеги, которые отправляют по пять — шесть фур в неделю. За каждую фуру орехов приходится платить. Такса — 2 тысячи долларов с фуры за мелкий и несортированный орех, 4 — 5 тысяч долларов, за крупный, не дробленый. Платим определенным людям на таможне, они работают годами. Ни для кого не секрет, что дальше деньги передаются сотрудникам СБУ, которые сидят на таможне постоянно, меняются как на дежурстве и сами проверяют содержимое фур. Никто кроме них не влазит в этот бизнес. Например, мои фуры пару раз останавливали менты еще на подходе, за пределами таможни, пытались получить взятку — требовали сертификаты качества, проверяли накладные. В таких случаях нужно просто позвонить “крыше” — проблемы моментально решатся. Несколько раз за последние несколько лет я и мои коллеги пытались вывезти орехи легально, без взяток. Но каждый раз наталкивались на одно и то же — на словах таможенники говорили, мол, не проблем. Платите пошлины государству, показывайте — декларируйте документы и вывозите орехи. На самом деле документы — это самое слабое звено. Дело в том, что орехи скупаются по всей Украине, в том числе и у мелких производителей — сборщиков. Иногда по нескольку мешков в одном селе. Естественно, что никаких документов или сертификатов качества и соответствия фермер или просто бабушка — крестьянка дать не могут. Если обратиться в государственные ведомства, времени уйдет много и по расходам получится чуть меньше. Зато проблем может стать гораздо больше — либо твою фуру могут тупо потерять на терминале, либо начнут проверять на наркотики,” — рассказывает турецкий предприниматель.
Продукт незаконных “копанок” с западноукраинских областей — янтарь, уходит из Одессы преимущественно воздушным путем, через аэропорт. Основные покупатели — китайские предприниматели. Оптовые партии контрабандного янтаря перевозятся в ручном багаже.
Естественно, что о провозе янтаря перевозчики также заранее договариваются с таможенниками и пограничниками. Провезти такой товар незаметно просто невозможно — при просмотре багажа на “телевизорах” это заметно.
По словам сотрудника одесского СБУ Юрия К., такса от провоза одного килограмма янтаря составляет от 200 до 400 долларов за килограмм, в зависимости от величины и качества этого ископаемого. Те, кто пытается вывезти янтарь без “крыши” СБУ и таможни — потенциальные арестанты. Товар в этих случаях изымается полностью, но имеется возможность торга — за половину стоимости его отдадут обратно.
Внутренняя пирамида поборов
Также не удалось грузинским реформаторам ликвидировать и самую крепкую коррупционную систему на таможне — внутреннюю пирамиду подношений от младшего персонала ведомства к вышестоящему.
“Вне зависимости от того, кто бы ни стоял у руля таможни — “смотрящие” от Калетника или грузины, традиционно в нашем ведомстве есть система ежемесячной дани, — признается инспектор одесской таможни Константин. — Любой инспектор, где бы он ни работал, обязан в конце месяца отдать своему непосредственному начальнику определенное количество денег. Размер дани зависит от места, где работает этот сотрудник, и должности. Например, если ты работаешь в аэропорту, то за смену у тебя собирается от 50 до 200 долларов или евро. По сути это не взятки, а “благодарность” или “чаевые” от пассажиров. Ну, например, вывозит человек на пару тысяч больше валюты, чем положено. Ты этого не замечаешь, взамен пассажир благодарит тебя соткой — другой евро. Вообще такса за вывоз “кеша” — 1% от суммы. Можно вывезти хоть миллион, хоть десять — плати и не заметят. Конечно, сначала об этом договариваются заранее со “своими” людьми на таможне. У каждого валютного “барыги” есть такие знакомые. Естественно, что частью кеша приходится делиться с “избушниками” — сотрудниками СБУ. Или прилетевший из США пассажир везет сразу десять — двадцать “седьмых” айфонов. Размер “благодарочки” примерно такой же — сотка — другая долларов. По грузоперезовкам ситуация такая же — всегда есть возможность потянуть время или придраться к какой-нибудь мелочи. Например, направить контейнер на перегруз для осмотра. Половина денег остается у низшего состава, остальная часть передается вышестоящему начальству. Это — правило. Иначе никто работать на таможне не будет — зарплаты низкие. Если кто-то начинает “крысить” наличные за смену, на него сразу натравляют “гестапо” — управление внутренней безопасности таможни. Большинство тех, о ком пишут в прессе — это те, кто скрысили от начальства денежку”.
Еще одна традиционно-”бессмертная” схема вымогательства — поиск наркотиков, в процессе которого сотрудники СБУ вдруг начинают проявлять интерес к содержимому контейнера и поштучно перебирать груз. И так до тех пор, пока не заплатят.
Кстати, с наркотиками отдельная интересная история.
Как утверждают источники “Страны” в спецслужбе, многие из обнаруженных в последнее время крупных партий наркотиков в одесском порту были обнаружены лишь благодаря информации западных спецслужб и полицейских. И были по существу “контролируемой поставкой”. Западные спецслужбы вели наркотики вплоть до Одессы. И проинформировали одесскую СБУ для того, что бы украинские коллеги беспрепятственно пропустили гигантские партии кокаина и героина в расчете выйти на конечных оптовых покупателей.
“Когда задерживали в Одессе кокаин и героин, американские коллеги сильно возмущались, так как наши, по сути, поломали сложнейшие спецоперации по отслеживанию наркотрафика в Восточную и Западную Европу через Одессу. Один раз контролируемую поставку прервали в погоне за звездочками на погоны. А во второй раз — из соображений “как бы чего не вышло”. В общем, теперь американские и европейские спецслужбы боятся работать с нашими по таким сложным делам,” — рассказывает сотрудник одесского СБУ А.
Эпоха ”минус 30”
В 2016 году Юлия Марушевская заявляла о том, что на таможне был объявлен кадровый конкурс. В итоге в ряды ведомства были приняты более двухсот новых таможенников.
Но к июлю 2017 года из них осталось не более двух десятков человек…
Как рассказали нам сотрудники одесской таможни, после ухода грузинской команды, постепенно вернулись все старые коррупционные схемы. Правда, с некоторым “покращенням”.
Импортерам предложили серую схему, по которой они могут растамаживать товары по стоимости ниже на 30% от таможенных тарифов.
В свою очередь, те, кто соглашается на такую схему, должны платить откаты “сборщикам” — особо доверенным сотрудникам таможни. Размеры взяток — откатов “схемы минус 30%” варьируются в зависимости от категории товара — от 370 долларов за тонну импортной обуви, до 110 — 120 долларов за тонну моющих средств или фурнитуры — хозтоваров.
В результате получается от 3 до 5 тысяч долларов за контейнер.
Если же грузоперевозчики пытаются “идти в лоб”, растамаживать свои грузы только по “белому”, официально, то в процессе процедуры “внезапно” включаются все бюрократические и не только, тормоза. То груз вдруг направят на осмотр, то документы по неизвестным причинам “зависнут” в неведомой шестерне сложного таможенного механизма, то сотрудники СБУ начнут поиск наркотиков (см. выше). И приходится все равно платить взятки, но потратив при этом гораздо больше времени на оформление товара.
Поэтому система “благодарочек” и пирамида поборов на одесской таможне потихоньку снова начала расцветать как в лучшие времена ”модных” и “смотрящих от Семьи”. И формируемые при этом денежные потоки так или иначе достигнут самого верха — регионального начальства и, в конечном итоге, смотрящих за одесской таможней из Киева.
“Страна” еще 10 дней назад направила официальный запрос на Одесскую таможню с просьбой прокомментировать приведенную в данной статье информацию. Но до сих пор ответ не получен. Если он к нам все-таки придет, мы его сразу же опубликуем.
Александр СИБИРЦЕВ
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.