Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сжиженный газ из Каспия не доплывет до Украины

[07:13 26 января 2012 года ] [ Комментарии, 26 января 2012 ]

Украина первой в Восточно-Центральной Европе заявила о необходимости диверсификации поставок газа. И до сих пор дальше разговоров не продвинулась.

На Международном экономическом форуме в Давосе, который стартовал в среду, Украина намерена объявить о прорыве “газовой блокады” Россией. Этому должно способствовать подписание соглашения с Азербайджаном о снабжении сжиженным газом строящегося на украинском побережье LNG-терминала. Правда, ровно год назад подобный контракт Украина уже подписывала: на Давосе- 2011 Киев и Баку заключили меморандум о намерениях поставки 5 млрд. куб м азербайджанского газ. Теперь пришло время заключить новый меморандум — о взаимопонимании.

Кстати, подготовка технического обоснования строительства LNG-терминала была начата еще в 2009 году. Но за три года проект еле-еле сдвинулся с мертвой точки. Совсем недавно под терминал начали формировать список вероятных инвесторов.

Но поиск инвесторов и земли для строительства никак не влияет на формирование портфеля заказов по заполнению проектных мощностей LNG-терминала, которые составляют 10 млрд куб м в год. При среднем объеме ежегодного потребления импортного газа на уровне 47-52 млрд.куб. м, Украине эти мощности могут дать возможность разнообразить источник поступления как минимум 25% импорта. Но портфель остается пустым.

Объясняется это, прежде всего, тем, что в начале текущего десятилетия Украина не пожелала повторить путь стран-соседей по разрыву “энергетической блокады”. Суть этого процесса проста: необходимо провести честную и открытую приватизацию энергосектора. Это сделали Румыния, Венгрия, Словения, Хорватия и Польша, после чего смогли заручиться поддержкой американских и европейских корпораций при размещении государственных инвестиций в зарубежные газовые промыслы.

В итоге, Польша стала собственником долей в крупном газовом месторождении в Северном море. Строящийся польский LNG-терминал в Свиноуйсце сегодня выглядит куда более оптимистично, чем его украинский коллега. Румыния занялась строительством LNG-терминала в Констанце лишь после того, ведущая румынская государственная нефтегазовая компания после приватизации трети акций приобрела газовые промыслы на Ближнем Востоке. По такому же пути пошла Хорватия, которая продала корпорациям ЕС часть своей ведущей нефтегазовой госкомпании, вложила деньги в месторождения Северной Африки, и затем приступила к строительству т LNG-терминала Омишаль.

Ныне все эти проекты молодых государств-членов ЕС — прямые конкуренты строящегося украинского терминала. Украина, за исключением месторождения нефти в Египте, своих зарубежных промыслов не имеет. Более того, украинской госкомпании “Нафтогаз Украины” придется бороться с корпорациями Восточной Европы за доступ к источникам сырья. Ведь при условии отсутствия у Украины своих собственных зарубежных ресурсов, проводка танкеров со сжиженным газом через проливы Стамбула обещает сделать работу украинского LNG-терминала малорентабельной.

С учетом этого обстоятельства, поддержка строительства терминала Азербайджаном, поставки с которого проливами не ограничены, для Киева выглядит сущей находкой. Однако при боле детальном рассмотрении, “азербайджанская находка” больше похожа на грубый просчет украинского стратегического планирования. Параллельно с поддержкой украинского проекта, Азербайджан еще в 2009-м вместе с корпорациями ЕС выступил учредителем упомянутого выше LNG-терминала Костанца в Румынии (его строительством занимается консорциум AGRI). И Баку видит для себя приоритеты именно в этой части черноморского региона.

То есть, для Азербайджана сегодня главное не помочь Украине “газом”, а не допустить усиление на энергорынке своего главного конкурента — Казахстана. И конкуренция эта, выплескиваясь далеко за пределы Каспийского региона.

На волне этого “соревнования” казахстанские компании уже несколько лет упорно добиваются завершения строительства экспортных газовых терминалов в украинских портах Феодосия и Керчь. Кто задерживает это строительство? На этот вопрос в Киеве никто толком ответить не может. Хотя ясно, что выход казахской продукции с украинских терминалов угрожает заметно потеснить с черноморского рынка азербайджанский сжиженный нефтяной и природный газ (он делиться на категории LPG и LNG).

А если к этому добавить, что компании Казахстана обошли Азербайджан в экспансии на внешние рынки, купив несколько лет назад крупные нефтегазовые активы в Румынии, общая картина отношения Баку к новому украинскому LNG-терминалу становиться предельно ясной. То есть, с азербайджанской точки зрения, этот проект будет иметь уверенное будущее лишь до той поры, пока президенты Нарсултан Назарбаев и Натик Алиев, автократичные лидеры Казахстана и Азербайджана, не найдут общий язык и не смогут достичь компромисса при разделе рынков транзита и перепродажи каспийской нефти и газа. Но как только этот компромисс будет достигнут, Баку утратит всякий интереск Киеву : он переключится на Бухарест.

Единственное, что в таких условиях остается Киеву — попытаться привлечь на украинский газовый рынок компании дружественной Азербайджану Турции. С 2010 года в этой стране ежегодно начали проходить аукционы по перепродаже трубопроводного природного газа, который следует транзитом на Балканы через Украину и подводный газопровод “Голубой Поток”. Доминируют в турецких аукционах Shell Energy, крупные местные торговцы газом Enerco и Avrasyagaz, а также, компания Bosphorus Gas, которая подконтрольна российскому “Газпром” и ведущему турецкому газотрейдеру Botas. По идее, совместное участие Азербайджана и одной из компаний Турции в наполнении украинского рынка импорта газа — это вполне реальный путь снижении риска выхода украинского LNG-проекта.

Но, этот подобный сценарий Киев сегодня уже не готов реализовать. Дело в том, что на текущий 2012 года намечена приватизация турецкой компании Botas, после чего в этой госкомпании наступит как минимум годичный период минимальной активности и глубокой реструктуризации. Украина, в принципе, могола бы успеть привлечь турецкий капитал на свой газовый рынок до начала этого процесса. Однако, мешает этому одно веское обстоятельство. И обстоятельство это идентично проблеме запуска LNG-терминала: для основной массы ныне правящих киевских политиков стратегия расширения источников импорта газа в Украину и его диверсификация далеко не самая главная задача.

В таких условиях не удивительно, что разработка, в принципе заурядного документа, обновленной Энергетической стратегия Украины на период 2012-2030 годов, заняла у нынешней украинской власти целых полтора года. А в итоге этот документ, базовый для украинской энергетической дипломатии, так до сих пор и не готов. И вряд ли там найдется место для газовых интересов Баку или Стамбула. Диверсификацию энергопоставок украинские чиновники оценивают в других суммах. Отсюда, наверное, и заявление министра энергетики Юрия Бойко, что строительство терминала уже не выгодно — легче купить “плавучий завод”.

Андрей СТАРОСТИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.