Для очередных истерик “Газпрома” повод дала Польша. Российская монополия требует от польской PGNiG заключить долгосрочный контракт на транзит газа после 2022 года. Поляки, тем временем, никуда не спешат, а в ответ на претензии “Газпрома”, назвали его “неопределенным партнером”. Впрочем, об Украине “Газпром” тоже не забыл и завел традиционную мантру о воровстве газа.
“Российских телезрителей “кормят “правильными” новостями. Оказывается, Украина увеличивает воровство газа из ПХГ. Заметьте, не из российских или европейских, а своих — украинских! Телезритель должен твёрдо знать, что газ в ГТС и ПХГ Украины может быть только российским. Закупка газа в Европе по схеме реверса — это временное недоразумение, не отражающее настоящее право собственности”, — не без иронии отмечает Михаил Корчемкин, владелец East European Gas Analysis.
Ситуация на самом деле парадоксальная: на уровне компаний “Газпром” и “Нафтогаз” вполне успешно работают, более того, без украинской газотранспортной системы российский газовый монополист не сможет нормально обеспечить поставки газа в ЕС. Но при этом, Кремль делает все возможное, чтобы дискредитировать не только Украину, но и все остальные восточноевропейские страны, через которые проходит транзит российского газа в Европу, продвигая сверхдорогие и чрезвычайно рискованные проекты обходных газопроводов Северный поток 1 и 2 (ну и конечно же, не забывая о “Турецком потоке”).
В этом ключе, недавнюю встречу президента Украины Петра Порошенка с президентом Финляндии Саули Ниинистьо можно рассматривать как попытку контригры со стороны Украины. Одним из вопросов, которые обсудили президенты, было строительство “Северного потока-2”. “Говоря о сотрудничестве в области энергетики, мы рассчитываем на принципиальную позицию Финляндии относительно проекта “Северный поток-2”. Так называемая коммерческая привлекательность этого проекта несет в себе ряд политических рисков”, — сказал Порошенко.
Если же более пристально посмотреть на роль Финляндии в “Северном потоке-2”, то мы увидим временную и финансовую зависимость от нее данного проекта. Длина “Северного потока”, который уже качает газ, составляет 1224 км. В море над его строительством работало 148 судов, которые перевезли около 200 тыс. отрезков труб массой в 2,5 млн тон. Но чтобы корабль нормально функционировал, ему, время от времени, нужен порт. С одной стороны магистраль проходят вдоль Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. Мы знаем, что отношения РФ с этими странами настолько испорчены, что она даже не пытается вести переговоры. На излете трубы Калининград, но это тоже не оптимизирует работу.
Северный поток 2. Источник: energetyka24.com
С другой стороны газопровода — Финляндия и Швеция, береговые линии которых параллельны 70% протяженности трубы. Если порты не удастся арендовать и будут использованы порты Германии и РФ, то даже трудно сейчас посчитать на сколько по времени затянется строительство “Северного потока-2” и на сколько оно подорожает. Так, что Росии необходимо договариваться со Швецией или Финляндией.
Неприятные новости “Газпром” уже получил от Швеции. “Власти шведского острова Готланд намерены отказать компании Nord Stream 2 AG в аренде порта в Слите для работ по строительству газопровода “Северный поток-2” из России в Германию по дну Балтийского моря”, — сообщило в декабре 2016 года шведское информагентство ТТ.
Отложить подписание договора об аренде своего порта решили и власти города Карлсхамна. “Мы замедлим процесс и заморозим соглашение с тем, чтобы обсудить еще раз вопрос после новой информации, полученной вчера”, — заявил в тоже время шведскому телеканалу SVT глава администрации города Пер-Ула Матссон.
Окончательное решение по аренде портов планируется принять в феврале 2017 года. Как известно, для строительства газопровода есть экономическая необходимость арендовать четыре порта, расположенные на острове Готланд и в городе Карлсхамн.
В тоже время министр обороны Швеции Петер Хультквист, выступая перед журналистами сказал, что “согласно сделанным оценкам, использование портов оказывает негативное влияние на шведские военно-политические интересы”.
На фоне позиции шведов, принципиальное значение приобретает, то, что скажут финны. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля, 23 января текущего года заявил, что Финляндия пока не получала заявку от России на проведение работ по “Северному потоку — 2”.”Для Финляндии это вопрос экологии, как и в первом проекте. Мы пока не получили заявку, но для нас это обычный экологический проект, а не политический вопрос”, — подчеркнул Юха Сипиля. Финляндия остается в списке тех, с кем РФ еще надеется договориться по этому вопросу.
Можно предположить, что встреча Президента Украины с главой Финляндии и подписание Меморандума определяет еще не озвученный ответ. Финны сыграют более дипломатично и мотивируют свой отказ РФ в аренде портов беспокойством о состоянии экологии. Кстати, Европа начала решать вопрос энергетической безопасности кардинальным образом — увеличивая долю возобновляемых источников энергии. И именно такое предложение, включая также сотрудничество в области энергоэффективности и альтернативного топлива, были задекларированы в Меморандуме, который Украина и Финляндия подписали 24 января этого года.
Стоит отметить, что еще в прошлом году компании Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall — партнеры по проекту сообщали, что приостанавливают свое участие в его реализации. “Газпром” сделал очень выгодное коммерческое предложение: 50% в доле проекта доставалось партнерам, по 10% каждой.
Затраты на “Северный поток-2” планируются на уровне 8 миллиардов евро, а если учесть стоимость заимствований, то сумма достигнет почти 10 миллиардов евро. Эти цифры назвал зампред правления “Газпрома” Александр Медведев. С одной стороны, сумма вроде бы преодолимая, но если это была бы единственная затратная статья компании.
Поэтому, надо идти на рынок заимствований. А там санкции! И деньги никто не дает. “Газпром” заявил, что в 2017 году планирует выделить на строительства газопровода около 111 миллиардов рублей (около 1,7 миллиарда евро).
Михаил Гончар, эксперт по энергетическим вопросам считает, что партнеры “Газпрома” по “Северному потоку-2”, которые отказались от сотрудничества “уже не вернутся в проект. Они опасаются попасть под санкции, которые все расширяют, и потерять намного больше, чем заработать”.
Кроме всего прочего, Гончар назвал и техническую проблему. В РФ нет компаний способных провести глубоководную укладку труб. Раньше этот вопрос “Газпром” решал с итальянской компанией, с которой позже побили горшки. “Сейчас на укладку труб они пытаются подрядить специалистов из Швейцарии. Но они тоже не хотят попадать в жернова санкций”, — подчеркнул эксперт.
Михаил Гончар отмечает также, что “за время противостояния русские усилено поработали и некоторые страны идут на попятную. Очень твердую позицию в этом вопросе занимает Польша. Она, как член ЕС, имеет в Европе больше веса, чем Украина и потому к ней вынуждены прислушиваться”.
В свою очередь, предправления “Нафтогаза” Андрей Коболев, убежден, что европейские страны должны быть более осторожными в своих решениях, ведущих к усилению их зависимости от России. ”Когда не будет украинского маршрута и Германия останется с двумя Северными потоками, Газпром может использовать это для различных способов шантажа: более высокие цены, это может быть геополитическое давление, это может быть шантаж других соседей России, таких как Польша, Словакия”, — сказал он.
Сергей ОГИН
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.