Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сергій Терьохін: ПДВ себе пережив

[09:08 20 сентября 2010 года ] [ Економічна правда, 17 вересня 2010 ]

“Зараз, напевно, добре бути міністром економіки”. “З якою метою?”. “З лобістською”. “Щоб розбагатіти трохи? Я не думаю. Міністр економіки з сьогоднішніми повноваженнями схожий радше на майбутнього клієнта Генеральної прокуратури”.

Продовження інтерв'ю з головою парламентського комітету з податкової і митної політики Сергієм Терьохіним.

- Было ли давление на депутатов из БЮТ, чтобы они перешли в коалицию?

— Да, конечно. У многих моих знакомых, и не только у депутатов из Верховной Рады, последние полгода начались большие проблемы в делах, в бизнесе.

- Как давят?

— Используют весь набор инструментов, которые я наблюдал при президенте Кучме в 2003-2004 годах.

- Что это за набор?

— От прокуратуры, выдуманных налоговых обязательств и наездов контрагентов до выигранных судебных споров.

- А на вас не давили?

— А на меня нечем давить. Мне хорошо. Если бы нашли на что давить, то и дела “Артека” не возникло. Сволочи.

- Какова цель такого давления: переманить депутатов в коалицию или отобрать бизнес?

— Цель — многоступенчатая. Для Верховной Рады — и то, и другое. Вне стен парламента — бизнес.

- А Юлия Тимошенко может как-то воспрепятствовать переходу депутатов в коалицию и защитить подопечных?

— А как же? У нас достаточно крепкая служба хозяйственных юристов, работающих условными “пожарниками” во фракции.

- Как изменились лоббистские схемы в парламенте после прихода к власти Виктора Януковича?

— Экономического лоббизма в парламенте не существует. Когда парламент был мажоритарным, между депутатом и правительством не существовало связи.

Безусловно, были какие-то личные контакты, однако в целом депутаты смотрели на правительство как на нечто внешнее, чуждое. Всего за время президентства Кучмы сменилось семь правительств. В то время вопросы решались по-другому.

- Например?

— К примеру, собиралась группа инициативных лиц по продвижению эксперимента в горно-металлургическом комплексе, разрабатывалась идея, прикидывался бюджет. Уже после этого придумывалась система мотивации 226 депутатов. Она включала деньги, должности, участие в очередной афере.

Сейчас этого нет. Бессмысленно. Чтобы сегодня ваш закон был проголосован, необходимо политическое согласие Партии регионов и такой вот фигуристый депутат Чечетов с вытянутой вверх рукой.

Плюс к этому — мотивация недостающих голосов разных там “тушек”. Чтобы Чечетов встал в позу Геббельса — нужна команда. Откуда? Из Кабмина!

- Может ли Чечетов иногда вести свою игру по мелким законопроектам?

— Вряд ли. Он и так достаточно запуган.

- Чем? Когда-то он был самостоятельной фигурой.

— Да ну, когда? Помните, когда-то возник небольшой скандал вокруг признаний Чечетова в Генпрокуратуре по делам о продаже “Криворожстали” и “Лугансктепловоза”?

Наверное, ему, как в том фильме “Подкидыш”, строго сказали: “Наташенька, скажи, чего ты больше хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?”.

- То есть произошла централизация лоббизма? А где сегодня принимают решения — в Кабмине или в Администрации президента?

— По экономическим вопросам, я так понимаю, команды идут из Кабмина. Там — братья Клюевы, Колесников, Ахметов и другие. Политические вопросы из Администрации президента курирует Левочкин.

- Вот сейчас, наверное, хорошо быть министром экономики.

— Для каких целей?

- Для лоббистских.

— В негативном понимании, чтобы разбогатеть немного? Я не думаю. Министр экономики с сегодняшними полномочиями похож скорее на будущего клиента Генеральной прокуратуры.

- Насколько оправданы слухи о предстоящей отставке министра экономики Василия Цушко?

— А зачем его увольнять? Он же ничего не делает, занимает красивую должность. После принятия закона о госзакупках и передачи торговых миссий за рубежом вместе с присоединенными шпионами Министерству зарубежных дел, ему вообще ничего не страшно. Кстати, когда по слухам он дал в морду нардепу Яценко, я его больше зауважал. Но, как говорят в Одессе, если нет, то нет.

- Раньше депутаты зарабатывали, в том числе, на “правильном” голосовании. В чем сегодня предмет их заработка?

— Я не уверен, что ваш тезис правильный.

Во-первых, посмотрите, как сегодня изменилась структура имущественного ценза. Второй-третий созывы парламента на 10% состояли из бизнесменов. Сейчас в парламенте около 10% депутатов, которые бизнесом не занимаются.

Раньше бизнес нанимал депутата, который писал письма в прокуратуру в его защиту. Раньше “письмо депутата” было таким “шухером” на весь мир!

После 1996 года степень депутатской силы начал снижаться. После решения Конституционного суда, которое запретило депутатам вмешиваться в судебные дела, письмо депутата можно было на гвоздик вешать.

Бизнесмены решили отказаться от посредников, таких себе Санчо Пансов (персонаж романа Мигеля Сервантеса. — “ЭП”), и пошли в парламент сами. Депутатский мандат как минимум благотворно влияет на состояние бизнеса.

Кроме того, появляются разные дополнительные возможности. Угадайте, какой самый большой по составу комитет? Бюджетный — 38 человек! Для сравнения: у нас в комитете — 18 депутатов.

- Говорят, что из этих 38 четверть слабо представляют, в каком комитете состоят, а часть не разбираются в бюджетных вопросах.

— Нет. Они все прекрасно понимают. Раз в год. В момент согласования с правительством затрат и бюджетных программ. Им больше ничего и не надо.

Самое главное потом вовремя ходить в Минфин и говорить: “Слухай, тут записан мій рядочок... А ну-ка, давай, финансируй!”.

Поэтому, с одной стороны, мотивация — это мандат, депутатская неприкосновенность, а с другой — возможность доступа к бюджетным ресурсам. Я вам напомню, что бюджет, на секундочку, составляет треть ВВП!

- Сергей Анатолиевич, в 2007 году вы возглавили новосозданный комитет по налоговой и таможенной политике. Спустя три года как вы можете оценить эффективность функционирования этого органа в структуре Верховной рады? Стоит ли его упразднить в следующем созыве парламента?

— Напомню, идея создания этого комитета принадлежала Николаю Азарову. Каждый созыв парламента наименование и численность комитетов подгоняются не по целесообразности, а по количеству претендующих.

“Регионалы” в лице господина Азарова сильно настаивали на создании этого комитета, как на некоем дежавю. Азаров более восьми лет просидел в Налоговой администрации.

Чем ему было еще заниматься в оппозиции? Решили: налогами. Так и появился комитет. Я тогда выступил с трибуны Верховной рады с категорическим протестом против такой реорганизации: нельзя публичные финансы отрывать от корпоративных.

- А спустя несколько дней согласились возглавить этот же комитет.

— Ну, правильно. По политическим раскладам налоговый комитет отошел к большинству и возник вопрос, кто станет председателем. Но, хочу Вас успокоить, — во вторник, 14 сентября 2010 года, был внесён проект постановления о поглощении налогового комитета финансовым. Автором постановления стал глава регламентного комитета Макеенко. В общем, к концу следующей недели ваш вопрос станет неактуальным, а удав съест свой хвост.

- Когда вы возглавили комитет, во главе правительства работала Юлия Тимошенко. Почему вы тогда не реализовали собственную концепцию налоговой реформы?

— В 2008 году, когда мы всерьез задумались о проведении налоговой реформы, грянул кризис, и многое изменилось. Посмотрите, как с кризисом другие страны мира изменили подход к налоговой политике!

Они увеличили налоги, сократили социальные расходы. Если бы мы пошли по такому пути, пришлось бы резко увеличить ставки непрямых налогов, то есть налоги на потребление — НДС, акцизы, и уменьшить налоги на прибыль и амортизацию.

Все это приводило бы к разбалансированию бюджетов, в первую очередь, межбюджетных трансфертов. Никто не понимал, чем это закончится.

- Намерены ли вы участвовать в разработке правительственного проекта Таможенного кодекса?

— Проект этого документа под моим авторством находится в парламенте более полутора лет. Чтобы рассматривать какой-то другой документ, необходимо сперва отозвать этот.

- То есть вы не будете принимать участие в процессе?

— Проект этого кодекса пока существует на уровне слухов.

- А вы не пробовали выстроить конструктивный диалог на уровне рядовых чиновников министерств, а не политиков, чтобы вовремя и качественно подключаться к реформам?

— Им это запрещено. Первый раз в истории.

- То есть замминистра финансов Татьяне Ефименко, курирующей разработку проекта налогового кодекса, запрещают с вами общаться?

— Наверное. При этом на комитете вроде как все со всем согласны, но после, когда заседание заканчивается и начинается рутинная работа с просьбами обменяться информацией, всякое сотрудничество заканчивается.

- Знакомы ли вы с результатами всенародного обсуждения проекта налогового кодекса, организованного правительством?

— Я направил в Кабмин письма с просьбой прислать что-нибудь, что называется “всенародным обсуждением”, или указать пальцем на кого-нибудь, кто всенародно обсуждал этот проект.

Ответ — самое живое обсуждение произошло на сайте Минфина в интерактивном режиме. Советую, посмотрите. Они бы хоть удосужились дать какую-то сравнительную таблицу с поименными предложениями и правками. Ничего!

- Месяц назад в Налоговой администрации прошла серьезная кадровая ротация. С чем это связано, и как вы можете оценить сегодняшний состав ГНАУ?

— Где-то до начала 2000-х годов и ГНАУ и ГТСУ строились по профессионально-бюрократическому образцу.

Я знал много людей, которые выросли на госслужбе — от инспектора до начальника департамента, а то и зама. Все изменилось, когда ГНАУ была выделена из состава Минфина и стала независимым органом, а в ведомство пришли править веселые товарищи — Федор Ярошенко и Николай Азаров.

Тогда Налоговая администрация превратилась в политический орган. Таможенная администрация, к сожалению, тоже. Почему изменили состав — не знаю. Зачищают, наверное.

- В последнее время импортеры все больше жалуются на усиление коррупции в Таможенной администрации под руководством Игоря Калетника. Вы что-то об этом слышали?

— Конечно, слышал. Знаете, чем анекдот отличается от шутки? Анекдот — это быль. Расскажу анекдот в тему. В 2005 году немцы подарили Украине два огромных сканера для проверки контейнеров на границе.

Один из них установили в Илличевском порту, второй — где-то на западной границе. Устройство огромное и очень удобное: не надо ковыряться в контейнере. Отсканировал груз — получил фотографию, сравнили с описанием товара. Если есть разночтения — контейнер вскрывается. Пожалуйста — ковыряйтесь.

Прошло два дня, и сканер навеки вышел из строя. Сначала в порту, а потом на западной границе. Починить сканер невозможно. Самое смешное, что возле нового оборудования круглосуточно дежурила охрана, и доступ к нему имели только первые лица региональной таможни.

- И все же, во сколько возросла коррупция на таможне с приходом новой власти?

— Мне пишут письма, что раньше импортеры уплачивали с контейнера 5 тысяч долларов, а сейчас — 30 тысяч долларов. Хотя я не понимаю, что означает заплатить с контейнера 5 или 30 тысяч, должна быть ввозная пошлина и все!

- Выходит, коррупция на таможне увеличилась в шесть раз?

— Ну, наверное.

- На прошлой неделе в интервью “ЭП” замглавы Администрации президента Ирина Акимова подтвердила намерение правительства выпустить пятый и шестой транши НДС-облигаций. Как вы оцениваете эту кампанию?

— Это простое воровство. У правительства есть финансовая возможность возмещать НДС деньгами. Платите! В чем смысл облигации?

- Отсрочка платежа.

— Правильно. Прошлая идея о пене в 120% от ставки НБУ, которую отменил Пинзенык, как раз и говорила о том, что обязанность своевременно возмещать НДС — не право, а обязанность.

А вот такие облигации выпускаются только тогда, когда существует согласие двух сторон. Они опять спутали нормы административного и гражданского права. То есть сам факт выпуска облигаций является признанием простроченного долга, что должно быть основанием для любого суда без разбора по сути вынести решение в пользу налогоплательщика о списании с бюджета этих сумм.

Правительство просто перевело неузаконенные откаты по возмещению на узаконенные дисконты по облигациям на вторичном рынке облигаций.

- Известно ли вам, какая была сума отката для того, чтобы попасть в список претендентов на возмещение долга ценными бумагами?

— Я этим не занимался. Кстати, у меня возникло много неприятностей, в том числе с членами моей фракции, которые считали, что раз я занимаю такую должность, то просто обязан им помогать получать возмещения по НДС. Не помогал! Ни одному. Я сказал: извините, идите в суд.

- Обращались ли к вам с просьбой о помощи сегодня, в ходе НДС-кампании правительства?

— Нет.

- По нашей информации, такие просьбы поступали к вашим коллегам по комитету.

— К каким? К тем, которые в коалиции? А я — в оппозиции. Такие вопросы надо решать в Минфине, а Минфин, как вы помните, меня не жалует.

- Что будет с этими облигациями и задолженностью по НДС?

— Я себе слабо представляю, когда и как эти все облигации будут предъявляться к погашению. В Украине валовая добавленная стоимость будет расти, а значит, будет расти экспорт. Будет позитивное сальдо во внешней торговле.

То есть объем НДС к возмещению будет выше, чем объем импортного НДС. Что в таком случае произойдет с возмещением? Оно будет расти. Плюс эти долги пятилетней давности. Откуда у правительства возьмутся деньги на все это? Я не знаю.

- А как можно до конца 2010 года решить проблему хотя бы текущего возмещения НДС, перейти к его автоматическому возмещению, о чем заявляет правительство?

— Это невозможно. Я считаю, что НДС по своей экономической и математической природе себя изжил. Это хороший налог для стран с относительно закрытой экономикой.

Если же происходит глобализация экономики, всегда возникает конфликт между желанием получить позитивный торговый баланс и увеличить доход от НДС.

Более того, при работе НДС возникли проблемы с трансприграничной торговлей и с торговлей в интернете. В конце 1960-х годов этот налог работал хорошо. Сейчас он не работает хорошо нигде в мире, разве что в маленьких странах, где-то в Новой Зеландии.

- Так что делать?

— Европейские страны постепенно начали присматриваться к возможности перенести обязанность оплаты НДС с поставщика на покупателя. Такой себе реверсный НДС. Он сводит к нулю бюджетную компенсацию этого налога.

- Опишите пошагово всю цепочку взимания этого налога.

— Сегодня НДС уплачивается по простой схеме. Продавец А продает товар покупателю Б — на этот товар начисляет НДС. Покупатель Б — независимо от того, уплатил или не уплатил в бюджет налог продавец, — ставит себе этот НДС в зачет тех сумм НДС, которые он получит со своих клиентов.

Вот эта разница между тем, что было начислено при покупке товара, и эта обязанность, которая возникает при поставке дальше, и создает либо обязанность платить в бюджет, либо право получить из бюджета возмещение.

При этом возникает много проблем. Давайте представим, что у нас есть только три лица: импортер, продавец и конечный покупатель — тогда эта схема чудесно работает. Однако переделов сейчас, межотраслевых, в среднем семь-восемь.

Как товар должен переходить, если в этой цепочке появляется нерадивый продавец? Он собрал НДС и пропал. Ведь тогда бюджет теряет все. Не работает зачетная схема.

То же самое происходит, если в государстве товара, который импортируется и производится внутри страны, меньше, нежели товара, который экспортируется. Тогда этот налог становится отрицательным для бюджета: государство возмещает больше, чем получает.

Первые это поняли англичане и обратились к Евросоюзу в 2004 году. Потом — австрийцы и немцы. Они затронули данный вопрос в 2005 и 2006 годах, поскольку стало сложно бороться с так называемым карусельным мошенничеством.

В этом случае товар несколько раз проходит по цепочке, нагоняя НДС, а после одна компания пропадала. Австрийцы предложили по некоторым товарам риска применить этот реверсивный НДС.

- Какие это товары?

— Мобильные телефоны, software, потом они перешли на hardware и теперь — электронная торговля. Получается такая схема: продавец продает товар, начисляет НДС, но при этом передает обязанность по его уплате покупателю.

То есть заплатить в бюджет должен не продавец, а покупатель. Если покупатель продает товар дальше, он эту обязанность заплатить в бюджет передает следующему покупателю.

И так происходит до тех пор, пока товар не продается конечному потребителю, который не является плательщиком НДС.

На этом этапе последний продавец должен заплатить в бюджет полную сумму налога, а не налоговую разницу, как сейчас. Если этот покупатель пропадет и в бюджет ничего не платит, наступает право налогового регресса — платит предыдущий покупатель.

- Что это дает?

— Макроэкономически это приводит к очень интересному эффекту. Все будут пытаться сделать горизонтальную интеграцию, прямые продажи. К примеру, завод, будет делать свои собственные сбытовые сети, а не работать через дистрибьюторов.

Импортер заведет собственный товарный склад, чтобы не попасть под риск этого реверса. Однако главное — исчезает идеология бюджетного кредитования. Сегодня плательщик НДС беспроцентно и постоянно кредитует бюджет.

После реформы НДС эта функция кредитования исчезнет, что, конечно, плохо для бюджета. Однако данную проблему можно решить через изменения ставки налога.

- До какого уровня?

— До 14%. Бюджет от этого ничего не потеряет. Я уже более трех лет работаю над этим проектом. Три года назад, когда я только приступил к работе, идея выглядела абстрактно. После, когда я презентовал её в Сингапуре, Париже, Астане и Москве, идеей заинтересовались экономисты из других стран, включая Австрию, Германию и Великую Британию.

- Как вы оцениваете новый меморандум о сотрудничестве украинского правительства с МВФ?

— Вы не представляете, какие драки происходили с этими товарищами два года назад. Причем иногда — с англо- или франкоязычными матами. Мне иногда кажется, что некая профессура из Вашингтона пытается отработать на Украине некоторые макроприемы, преподаваемые в Кембридже.

- Такая себе компания “чикагских мальчиков” — выпускников “Гарварда” и “Колумбийского университета”?

— Ну не нужно ерничать. Я был не выпускником, а преподавателем в Гарварде в летних школах студентов, и в тоже время научным исследователем.

А пару недель назад, в ходе дебатов по бюджету на 2011 год во Франции на министра финансов и экономики госпожу Кристину Лагард “наехал” МВФ.

Представители фонда сказали Франции, своему акционеру, что те полностью неправильно подошли к вопросу бюджетирования.

Госпожа Легард очень качественно и основательно послала их куда подальше, а вдогонку порекомендовала консультантам навести порядок внутри экономики самого главного акционера МВФ — Америки, который делает все не так, как рекомендует Фонд.

Вопреки рекомендациям, США удерживают большой дефицит бюджета, абсолютно низкие учетные ставки, ограничивает экспорт, плюют на ВТО.

Хотя, знаете, с политической точки зрения, я очень рад возобновившемуся сотрудничеству Януковича-Азарова с МВФ. Так им и надо.

Світлана КРЮКОВА, Євген ШПИТКО, Сергій ЛЯМЕЦЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.