Во время интервью сложилось впечатление, что стратегия Тигипко в том, чтобы создать плацдарм на будущее, и потом уже запустить подготовленные процессы, а самому начать “решать вопросы” и зарабатывать.
Сегодня он старается набрать поддержку у малого и среднего бизнеса. Приспособление для достижения этого — зарекомендовать себя в качестве реформатора, и стать своего рода Эрхардом (отец послевоенных реформ в Германии) для Украины.
Это объясняет тот факт, что он столько времени и сил тратит на “не свои” вопросы — создание правильной налоговой и таможенной системы, проведение легализации и прочее. Именно ради имиджа и стратегии Тигипко опирается на мнения реальных экспертов, и платит им деньги из своего кармана.
В перспективе, правильно сделанные реформы дадут ему голоса малого и среднего бизнеса. Не исключено, что они же дадут поддержку крупного, в том числе финансовую.
Потому что одно дело задекларировать перекрывание оффшоров, и даже провести дискуссию на этот счет, а другое — что он же приложит усилия для того, чтобы при всей разрекламированности эти новшества не прошли.
В свое время Тигипко уже перекрывал схемы вывода капитала из Украины. Став главой НБУ, он создал большие сложности на пути самой популярной тогда схемы с ценными бумагами.
Тогда этот шаг вызывал возмущение многих депутатов от бизнеса, по которым он реально ударил. Как дело было дальше, неизвестно. Но сегодня представители НБУ говорят, что схема успешно работала вплоть до кризиса 2008 года.
Что касается населения, то Тигипко планирует правильно расписать эту пенсионную реформу, раз уж не может от нее отказаться. Плюс, этой осенью он начнет решать проблемы инвалидов, чернобыльцев и прочих категорий населения.
То есть, популизм от Тигипко будет “правильным”. Вице-премьер даже гордится этим фактом, и говорит примерно так: “Они не разбираются, а вот я разобрался и говорил со всеми этими людьми”.
Но есть вторая сторона, которая пока не понятна до конца.
После назначения в правительство у него отняли все рычаги реального влияния на большие потоки капитала или бюджетных денег. Первым поражением Тигипко стал перевод из-под его влияния вопроса докапитализации госбанков.
Сейчас вице-премьер имеет мало источников доходов от пребывания во власти, и поэтому сосредоточился на создании платформы на будущее.
Этим он не похож на Николая Азарова, заваленного текучкой. Не похож также на Андрея Клюева и Бориса Колесникова, заваленных решением многомиллиардных вопросов.
От Тигипка так и не удалось получить ответ, почему пенсионная реформа фактически сводится к уменьшению числа пенсионеров, причем, по требованию МВФ, а не к какой-либо реальной реформе.
Нынешние реформы в основном сводятся к сокращению социальных расходов государства и легализации уже существующей активности. Тигипко не смог объяснить почему за все время своей работы он не предложил ничего, что мотивировало бы создание новых предприятий, новых прямых инвестиций и вообще увеличения экономической активности.
В интервью он рассказал почему бизнесмены, которые строят свой бизнес вне политики, не могут похвастаться такими впечатляющими финансовыми успехами в условиях кризиса, как их “коллеги” в правительстве.
Он также утверждает, что партия “Сильная Украина” будет существовать и дальше. В последнее время появилось много мнений о том, что Тигипко может вступить в Партию регионов или объединить свою партию с ПР при определенных условиях, например, в обмен на пост премьер-министра.
- Вы будете следующим премьер-министром?
— Премьер-министры не назначают себя сами. Я прекрасно понимаю, что нагреб на себя прилично негатива от людей.
Многие не желают разбираться в профессиональных вещах и о реформах судят поверхностно и упрощенно, не видят ситуации в целом.
Коммунисты меня постоянно снимают с должности, национал-патриоты также желают моей отставки. Но я — человек амбициозный и в перспективе не исключаю для себя должности премьер-министра.
- С вами говорили по поводу возможного премьерства?
Ответ был удален при сверке
- Тогда кто будет следующим премьером после Азарова, Андрей Клюев?
— Не могу это комментировать, эти решения принимает президент. Кроме того, я не вижу того самого дембельского аккорда Николая Яновича, о котором сейчас все говорят. Не могу сказать, что он сбавляет обороты или работает вполсилы.
Тот, кто поработал во власти, знает, что тебя начинают “снимать” уже спустя шесть месяцев после назначения. Возможно, кто-то распространяя такие слухи, пытается уменьшить его влияние.
- С кем вы чаще всего общаетесь с представителями власти?
— У меня весьма хорошие отношения с Клюевым, Колесниковым, тем же Левочкиным, Ириной Акимовой. Мои инициативы поддерживает президент.
Абсолютно открытые отношения сложились с Николаем Азаровым. В прошлом были плохие взаимоотношения с руководством налоговой и таможенной служб. Сейчас вроде лучше.
- Вы не сожалеете о том, что приняли приглашение Януковича и не ушли в оппозицию по итогам президентских выборов?
— Я четко осознаю, зачем пришел в политику. Для меня цель одна — менять страну, делая ее более конкурентоспособной. Я делаю реформы и у меня есть результат. И я ни о чем не жалею.
Сейчас важно не останавливаться на достигнутом, не “забывать” о тех реформах, которые мы уже воплотили в жизнь, улучшать их, доводить их смысл до как можно большего количества людей, делать так, чтобы изменения стали необратимыми. Чтобы мы никогда не возвращались на путь популизма.
- Какой сегодня рейтинг у партии “Сильная Украина”?
— Последний показатель, который я видел, — около 7,1%
- Вас это устраивает?
— Нет. Но я понимаю, что по итогам проведения непопулярных реформ могло быть и хуже. Цыплят по осени считают.
- Никогда не думали о том, как сложилась бы Ваша карьера и рейтинг “Сильной Украины”, если бы после президентских выборов вы ушли в оппозицию к власти?
— Многие политики набирают рейтинг за счет критики и пустословия. Это безответственный подход. Президент Франции Николя Саркози проводит пенсионную реформу, несмотря на то, что рейтинги падают, потому, что он знает, что Франция без этого не выживет.
Сегодня во Франции на 100 работающих 37 пенсионеров, а у нас на 100 работающих — 98 пенсионеров. У нас же приходят во власть и ничего не делают.
По факту вроде ни с кем и не поругались, но толком ничего и не сделали и хорошенькие такие ушли в оппозицию. Дальше — в оппозиции поговорили и опять пришли во власть. Это скучный и непрофессиональный подход. Мне это не интересно.
- Вам не обидно, что пенсионная реформа, которую на вас навесили свыше, уничтожит Ваш рейтинг до конца?
— Не обидно. Время выборов еще придет, мы еще поговорим о том, кто и что сделал и каковы результаты.
- Недостатком “Сильной Украины” называют отсутствие команды. Вы признаете этот факт или нет?
— Нет, это никакой не факт. У нас весьма неплохо работает секретариат партии. К выборам мы хорошо готовы ...
- Нет, речь идет не о секретарях и помощниках, а об идеологах и первых номерах в будущем списке партии на выборах.
— Таких людей всегда мало, но они у нас есть.
- Назовете пару имен?
— Это и Александра Павленко (руководитель Экспертной группы по правовым вопросам партии “Сильная Украина”), и Александра Кужель, у которой всегда есть свежие идеи.
- Кто еще?
— Сергей Витер (руководитель Национального Секретариата партии “Сильная Украина”). По строительному законодательству с нами хорошо работает бизнесмен Лев Парцхаладзе, который недавно возглавил фракцию “Сильной Украины” в Киевсовете.
- Раньше вашим сторонником был Александр Шлапак. Почему сегодня он не с вами?
— Шлапака я бы с удовольствием и сегодня подтянул в свои ряды. Пусть он немного отойдет от работы во власти, отдышится, поправит здоровье. Такие паузы тоже нужны.
- Во сколько вам обошлось финансирование партии в прошлом году?
— Не помню.
- Около 20 миллионов гривен или больше?
— В обычном режиме финансирование партии обходится от одного до полутора миллионов гривен в год. Во время выборов — дороже, цифра умножается.
- На сколько, на пять?
— Больше.
- Для вас это — большая сумма?
— Нет. Я спокойно профинансирую партию во время выборов.
- Зачем вы продаете свою квартиру на Городецкого?
— Я с семьей живу за городом, а квартиру купил до того, как у меня появился дом. Сейчас она пустует, не вижу смысла ее держать.
- За сколько продаете?
— Около 10 миллионов гривен.
Про НДС, реформы и корупцию
- Практика показывает, что при слабых государственных институтах “либеральные” реформы приводят к росту коррупции. К примеру, в свое время был принят либеральный закон об НДС, проведена либеральная земельная реформа — сейчас и там и там процветает коррупция. Не опасаетесь ли Вы, что ваши реформы, к примеру, налоговая или строительная, приведут к еще большому росту коррупции?
— При слабых государственных институтах коррупция будет всегда. Это — аксиома. Как бы хорошо мы ни выписывали закон, преступник все равно найдет в нем лазейку.
Чтобы это предотвратить, государство должно быть сильным и жестко контролировать исполнение законодательства. При этом важно, чтобы наказание было не столько суровым, сколько не обратимым.
Закон должен быть один для всех. Другое направление работ — снижение вмешательства государства в экономику. Там, где это происходит, соответственно, снижается коррупция.
Мы уменьшаем точки соприкосновения чиновников с бизнесом, а там, где нет непосредственного контакта — нет и взятки. Государство должно быть сильным, но компактным.
- Тем не менее, за последний год уровень конкуренции в экономике снизился, правительство прямо патронирует ряд коммерческих компаний. К примеру, компании “Хлебинвест” и “Ливелла” получили беспрецедентные преференции на рынке зерна и нефтепродуктов благодаря поддержке со стороны первых лиц государства.
— Фактами непосредственной поддержки конкретных коммерческих компаний со стороны первых лиц государства я не располагаю. Когда возник вопрос “Ливеллы”, я начал бить тревогу, и мы быстро исправили ситуацию.
Касательно государственного регулирования рынка зерна, то в правительстве последний год идет дискуссия о там, как государство должно управлять этими процессами — нужны квоты или нет, надо вводить пошли или нет.
Прежде, чем ввести те же квоты, была жесткая дискуссия, и я считаю, что правительство не всегда принимало оптимальные решения в этой сфере.
- Еще одна непрозрачная сфера — приватизация. Крупные предприятия продают без конкурса, без публичного освещения в СМИ, с минимальным числом участников. Например продажа “Укртелекома” с выписанными условиями под конкретного участника не имеет ничего общего с рыночной экономикой.
— Конкуренции в приватизации действительно мало, из-за этого доходы от продажи госсобственности меньше, чем могли бы быть.
Тот факт, что в приватизации “Укртелекома” принял участие всего один покупатель говорит о том, что конкурс был подготовлен плохо и не вовремя.
“Укртелеком” следовало специально готовить к приватизации, раскручивать перед продажей, проводить road-show за рубежом. Это — целый процесс, который должен был закончиться приходом стратегического инвестора.
Он добавил бы конкуренции на телекоммуникационном рынке Украины. Рынок был не готов к продаже “Укртелекома”. Приватизация такого предприятия, безусловно, должна была вызывать больший интерес.
- Не считаете ли вы, что сегодня проходит фактически олигополизация украинской экономики. Иными словами, правительство проводит и будет проводить приватизацию в интересах только двух лиц — Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа?
— Я не знаю фактов продажи госпредприятий по заниженным ценам Ринату Ахметову или Дмитрию Фирташу. Если это произойдет, то это будет серьезной ошибкой правительства.
Крупные государственные предприятия должны продаваться прежде всего стратегическим инвесторам, у которых есть достаточно опыта и средств для развития этих активов. Сегодня у многих госпредприятий есть большая проблема — недостаток оборотных средств.
Располагают ли украинские предприниматели достаточными средствами для развития “Укртелекома”? А ведь эта компания требует сотни миллиардов долларов инвестиций в основные фонды для того, чтобы выйти на достойный конкурентный уровень.
Я не исключаю, что новые собственники “Укртелекома”, не обладая необходимыми средствами для модернизации предприятия, продадут компанию профильному инвестору.
- То есть вы предрекаете реприватизацию “Укртелекома”?
— Нет, не реприватизацию, а перепродажу крупному игроку в телекоммуникационной отрасли.
- Принимаете ли вы сегодня участие в процессе подготовки новой редакции Таможенного кодекса?
— Да.
- Но после административной реформы таможня не относится к вашей сфере компетенции.
— Формально тема не моя, но рабочую группу по подготовке Таможенного кодекса создавал я и должен закончить начатое. После встречи с Вами у меня начнется заседание с участием Игоря Калетника (глава таможни), мы будем смотреть на расхождения по правкам в Таможенном кодексе.
- И все же, какое вы, как министр социальной политики, имеете отношение к таможенной реформе? Ваше поле — пенсионеры, безработные и инвалиды...
— Во-первых, я — вице-премьер и курирую вопросы, которые мне поручил глава правительства.
Во-вторых, на заседании Кабинета министров я могу инициировать рассмотрение любого вопроса.
В-третьих, именно я, до проведения административной реформы, начинал таможенную реформу. И потом, как я могу отвечать за социальный блок правительства, не влияя на экономическую ситуацию в стране? Я не согласен с таким подходом.
— Как Андрей Клюев, ответственный за эти реформы, реагирует на ваше вмешательство?
— Это не вмешательство, а помощь, совместная работа для результата. Если я уже создал рабочую группу, подтянул консультантов хорошего уровня, то отказываться от решения проблемы я не могу.
К тому же, я — лидер политической партии “Сильная Украина”. Партия поддержала проведение либеральных реформ, в том числе и на таможне, и я выполняю программу партии.
- Несмотря на то, что именно вы начали налоговую реформу и готовили проект Налогового кодекса, вы же не принимаете участие в подготовке нового законопроекта об упрощенной системе налогообложения. Или мы ошибаемся?
— Не принимаю. Но я сформировал рабочую группу по доработке Налогового кодекса, у нас уже есть 552 поправки, мы подали свои предложения в Администрацию Президента.
По моему заказу компания Ernst&Young подготовила сравнительный анализ налогового законодательства восьми стран. На основании их предложений и будут готовиться поправки в Налоговый кодекс.
- А сколько стоит такой анализ от Ernst&Young?
— Ничего особенного.
- На это пошли бюджетные или Ваши личные средства?
— Мои.
- Как вы оцениваете изменения в упрощенной системе налогообложения, которые были приняты парламентом на прошлой неделе?
— Я вижу одну реальную угрозу — если туда попадет норма о том, что расходы по сделкам с упрощенцами предприятия имеют право относить на свои затраты, то со временем возродятся все те схемы минимизации налогов, которые существовали ранее.
В эту пробоину ринутся все и налоговая опять будет вынуждена вернутся к практике тотального контроля над бизнесом, чтобы не допустить возникновения “налоговых ям”. Это ложный путь и я надеюсь, что парламент не совершит такой ошибки.
- В этом законопроекте есть также еще одна спорная норма — право упрощенцев с оборотом до 300 тысяч гривен в год на регистрацию как плательщиков НДС. Они хотят сохранить за собой указанное право, ведь свидетельство плательщика НДС значительно упрощает осуществление операций с крупными предприятиями. Не думаете ли Вы, что норма также приведет к возобновлению схем минимизации налогов?
— Именно так и произойдет. Возможно, я чего-то пока не понимаю, но министерство финансов утверждает, что с законопроектом все в порядке и проблем никаких нет. Буду отстаивать свою позицию.
- Причисляете ли вы себя к соавторам налоговой реформы, проведенной в прошлом году?
— Однозначно да.
- Выходит, Налоговый майдан — ваших рук дело?
— Моих рук дело — кодификация налогового законодательства, а это большой шаг вперед. Ну и Майдан, получается, тоже, хотя я никогда и не говорил, что будет легко.
- Вы так откровенно в этом признаетесь?
— Знаете, мне особо не за что переживать — в результате принятия Налогового кодекса мы за полгода практически вдвое увеличили поступления от НДС, с “рынка” ушли сотни конвертационных центров, которые обслуживали фиктивных упрощенцев.
Рано или поздно общество придет к пониманию того, что снижение налоговых ставок и расширение налогового поля, выход на понятную систему налогообложения с упрощением администрирования это лучше, чем недобор налогов, коррупция в налоговой и дыра в бюджете.
Я сторонник снижения налогов и ликвидации схем ухода от них. В сентябре я предложу снижение социальных налогов параллельно с легализацией зарплат и ужесточением ответственности за выплату зарплат в конвертах. Это еще один сложный, непопулярный, но единственно правильный путь.
- Пенсионная реформа — кресло с гильотиной. В советские времена, политика, которого хотели “утопить”, назначали руководить сельским хозяйством, сегодня такой “похоронной” темой стала социальная сфера. Осознаете ли вы это?
— Я рассчитываю на людей, которые мыслят моими категориями. Ответственных избирателей, которые способны вникнуть в проблематику, умеют и могут анализировать, как другие страны выходили из кризиса, почему они это делали, и какие у нас еще есть возможности по улучшению экономической ситуации в стране.
Меня не интересует, на кресле с гильотиной я сижу, или нет. Врать я не буду ни себе, ни людям, а время все расставит по своим местам, и со временем сторонников либеральных подходов к управлению экономикой в Украине будет становиться только больше.
- Вы же прекрасно понимаете, что для влияния на курс реформ нужно иметь хорошую политическую поддержку, большинство в парламенте, мощное представительство на местах. Нет рейтинга — нет реформ...
— Рейтинг — это показатель, который растет и падает. В той же Греции, представители правительства, которое сегодня реально снижает заработную плату (в госсекторе на 15% — “ЭП”) и повышает пенсионный возраст, в свое время, наверное, имели хорошие рейтинги.
Сегодня у них наверняка не самая высокая поддержка избирателей. Но рано или поздно люди, которые выведут Грецию из сложного экономического состояния, дождутся высокой оценки своих усилий обществом.
- Греческое правительство намерено утвердить среднесрочную программу финансовых мер до 2015 года, предполагающую радикальное уменьшение дефицита госбюджета. Правительство намерено дополнительно привлечь 28 миллиардов евро за счет повышения налогов и урезания государственных расходов. Эти инициативы спровоцировали народный бунт и повалили рейтинг социалиста Йоргоса Папандреу. На этом фоне украинские реформы смотрятся недостаточными.
— Путь Греции это крайний вариант, и я горжусь, что благодаря усилиям правительства Украине удалось за последний год исправить ситуацию в экономике и избежать угрозы дефолта.
Если бы мы начали резко сокращать заработные платы, пенсии и все виды социальной помощи, то мы тем самым уничтожили бы и так слабый внутренний потребительский рынок. Греческая экономика отличается от украинской.
Украине, чтобы достичь экономического роста в 7-8%, нужно приложить незначительные усилия. Для Греции такой рост — настоящее чудо. У Греции нет иного пути кроме экономии, сегодня греки просто обязаны сильно сокращать бюджетную сферу.
Инвесторы никогда не пойдут в страну с большим долгом и бюджетным дефицитом, который продуцирует все новые и новые займы. Сегодня все немецкие и французские банки стараются вывести оттуда свои средства.
Поэтому у греческих социалистов, мне кажется, вообще нет вариантов, как поступить. У них только один путь — честно говорить с людьми, рассказывая и объясняя им суть программы, которую намерены внедрить.
- Если в украинском бюджете ситуация лучше, чем в преддефолтных странах Восточной Европы, зачем правительство продолжает наращивать внутренний и внешний долг? Для чего нам кредиты от МВФ, если у НБУ рекордный размер золотовалютных запасов?
— В данном случае я бы соотносил сотрудничество с МВФ не с бюджетным дефицитом, а скорее с ситуацией на внешних рынках. Если международные рынки стабилизируются, а ситуация в таких странах как Греция и Португалия стабилизируется, тогда мы сможем отказаться от услуг МВФ.
Серьезных внутренних экономических рисков для украинской экономики я не вижу. Украинская экономика, не так быстро как хотелось бы, но растет. Бюджетный дефицит под контролем.
Основные риски — внешние. Сейчас неизвестно, какой будет динамика цен на украинский металл или зерно. В этих условиях односторонний отказ от сотрудничества с МВФ — популизм.
- Однако в свое время вы предлагали досрочно вернуть займы МВФ...
— Тогда ситуация в Нацбанке была совершенно иной. Росли макроэкономические показатели, экономика была относительно стабильной.
А сегодня нам нужны дешевые ресурсы для экономического роста. Такие ресурсы может предоставить МВФ. И отказ от этих ресурсов представляется мне популистской мерой.
- Премьер-министр Николай Азаров заявил, что визит следующем миссии МВФ отложен до осени. Вы говорили, что принятие парламентом пенсионной реформы до 8 июля скорее всего позволит совету директоров фонда уже в августе одобрить решение о предоставлении объединенных второго и третьего траншей на 3 миллиарда долларов. Чем закончились последние переговоры с МВФ?
— Я нахожусь в контакте по этому вопросу с министром финансов Федором Ярошенко. Переговоры еще идут, пока тут нечего больше сказать.
- Почему вы так уверены, что после пенсионной реформы МВФ все же предоставит нам объединенный транш? Ведь вторым, не менее сложным вопросом, остается повышение тарифов на газ для населения. Правительство пока не настроено идти на это...
— По тарифам рано или поздно придется принимать решение. Дефицит НАК “Нафтогаз Украины”, как и Пенсионного фонда, — это две проблемы, дестабилизирующие бюджет страны.
Имея бюджет 360 миллиардов гривен — 209 миллиардов гривен составляет расходная часть Пенсионного фонда. Все, что происходит в Пенсионном фонде, моментально отображается на госбюджете.
Та же ситуация с НАКом, 10 миллиардов гривен дефицита в прошлом году — практически один процент ВВП страны. Это большая цифра.
Решение по субсидиям для малоимущих — правильный вариант. Мы практически удвоили количество семей, получающих субсидии. Более того, сейчас я отрабатываю в министерстве постановление, которое еще больше упростит процедуру оформления субсидий и позволит их получать всем нуждающимся семьям.
Вне зависимости от итогов голосования за пенсионную реформу нам нужно вести переговоры с МВФ. Но алгоритм повышения цен на газ стоит сделать более мягким.
- К чему больше склоняются в Кабмине — к переносу сроков повышения цен на газ или поэтапному повышению уже осенью?
— Лично я считаю, что переносить повышение цен на газ нельзя. Если нам удастся убедить МВФ, что ситуация с бюджетом в порядке и сегодня можно обеспечить финансирование дефицита НАКа, то кто будет против?
Если мы не сможем этого сделать, то играть в “доброго дядю” бессмысленно. И в этом плане пример Греции показателен: там уже доигрались.
- Так все же, какое решение по газу будет принято?
Ответ был удален при сверке
- Что Украина может предложить России в обмен на снижение цены на газ?
— Пока мы не нашли надежную платформу для совместного добрососедского существования. Если каждый раз при переговорах мы не будем учитывать интересы друг друга — будет плохо.
Я не считаю, что Россия выиграла, подписав соглашение с правительством Юлии Тимошенко. Сегодня мы платим за газ больше, нежели, скажем, та же Германия. В долгосрочной перспективе такой контракт спровоцирует форсированное внедрение энергосберегающих технологий, снижение потребления газа и недоверие к деловому партнеру.
От этого проиграет прежде всего Россия. Я считаю, что нам нужно постоянно говорить об этом, взывать к здравому смыслу. Если этого не произойдет, то некоторые отрасли будут поставлены в неконкурентные условия.
Безусловно, мы будем думать, как поддерживать эти отрасли со стороны государства. Параллельно будем думать о том, как увеличить собственную добычу газа, развивать энергосбережение и альтернативную энергетику. Так что и в дорогом газе есть свои преимущества.
- Россия активно уговаривает Украину присоединится к Таможенному союзу, который в итоге может привести к потере экономической зависимости от России. Согласится ли Украина на это в обмен на газовую скидку?
— Я считаю, что наш основной политический вектор — евроинтеграция. Ближайшая наша цель — создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Этот рынок намного больше Таможенного союза и более перспективен для нашей страны.
Россия сегодня активно ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Несомненно, вступление России в ВТО упростит для Украины переговорный процесс с российскими партнерами, в том числе и по цене на газ.
- Принимаете ли вы сегодня участие в подготовке бюджета на следующий год?
— Министерство социальной политики подготовило блок своих предложений к бюджету, причем не только на 2012 год, но и расписали предложения на 2013-2014 года, направленные на поддержку самых социально незащищенных групп населения.
Мы выделили пять категорий: одинокие матери, инвалиды, сироты, чернобыльцы и ветераны. Я хочу, чтобы мы вышли на среднесрочное планирование социальных выплат для всех категорий малообеспеченных людей, чтобы они могли планировать свою жизнь на несколько лет вперед.
Для нас важно, чтобы государственная поддержка была направлена на помощь самым обездоленным людям.
- Как относится Минфин к вашим предложениям?
— Принципиальную поддержку мы уже получили.
- Какая общая сумма вашего запроса в Минфин на 2012 год?
— Плюс 4 миллиарда гривен к бюджету. Где-то такие же темпы роста запланированы на следующие года.
Если программа будет реализована, то за несколько лет мы, например, полностью ликвидируем очереди на квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны и обеспечим всех нуждающихся инвалидов протезами и колясками.
- Будет ли политический заказ на повышение социальных выплат со стороны Администрации Президента в преддверии выборов?
— Это опасное дело. Последние десять лет мы перед каждыми выборами загоняли страну в обязательства, которые после либо не могли выполнить, либо выполняли, разгоняя инфляцию.
Я не сторонник таких вещей. Если мы опять включим популизм, то вернемся к бегу по кругу — рост пенсий — рост цен. Это приведет к еще большей бедности украинцев.
Я считаю, что повышение уровня жизни должно быть обеспечено реальным ростом экономики, и для этого сейчас и проводим реформы.
- И все же, если президент доведет до вас предвыборный план по резкому повышению пенсий и зарплат бюджетникам, то вы возьметесь его выполнять или подадите в отставку?
— Я не кукла, у меня есть свое мнение и своя позиция, я умею говорить “нет”. Если я увижу, что какие-то инициативы носят ложный характер, то буду это доказывать в Кабмине, Администрации Президента и публично всему обществу в целом.
Опять принести страну в жертву популизму я не дам. Уйти для меня тоже не составляет большого труда. Хотя я понимаю, что намного сложнее делать дело, нежели подать в отставку. Уйти — дело нехитрое.
- Не так давно Верховная Рада денонсировать соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения. Это когда-нибудь произойдет?
— Я буду добиваться своего. Хватит бороться только с Кипром. Пора ставить точку во всей этой истории существования оффшорных зон.
Я буду постоянно поднимать этот вопрос, пока не получу результата. Так что давайте осенью детальней поговорим на эту тему, дискуссия получиться интересной.
- Как Вы относитесь к идее объединения Государственной налоговой и таможенной служб в единое ведомство?
— Правильное решение. Единая служба, которая будет взимать налоги и наполнять бюджет. Эта модель успешно работает в Грузии.
- Судя по напряжению, которое сегодня царит в парламенте, на какие уступки вы готовы пойти, чтобы закон, реформирующий пенсионную систему, все же приняли во втором чтении?
— Вопросы точно возникнут по норме о снижении уже начисленных больших пенсий. Там кроме депутатов и чиновников еще более 800 человек — герои Украины и Советского Союза.
Кроме того, думаю, можно согласиться с предложениями увеличить срок добровольного выхода женщин на пенсию с трех до пяти лет. Хотя реформа и так получилась очень мягкая, самая мягкая из всех европейских реформ пенсионной системы.
- И это все?
Ответ был удален при сверке
- За счет Пенсионного фонда выплачиваются надбавки к прожиточному минимуму, выплаты военным, спецпенсии, однако эти выплаты фактически противоречат идее солидарной пенсионной системы. По большому счету вы отнимаете пенсии у трудовых пенсионеров. Почему предложенная пенсионная реформа не исправляет эту несправедливость?
— До Нового года и это решим. До этого времени мы должны сделать три шага. Первый — легализация заработной платы. Шаг номер два — принятие Трудового кодекса. И третье — мы должны внести изменения к законодательству и запустить второй уровень пенсионной системы.
Эти выплаты нужно с Пенсионного фонда перекладывать на бюджет. Это позволит нам быстрее сбалансировать бюджет Пенсионного фонда и ускорить введение второго уровня пенсионного обеспечения.
- Когда правительство введет накопительную пенсионную систему?
— Делаю все, чтобы приблизить эту дату. Ориентируюсь на 2013 год.
Светлана КРЮКОВА, Сергей ЛЯМЕЦ
Что скажете, Аноним?
[07:00 29 ноября]
[23:14 28 ноября]
[22:04 28 ноября]
08:40 29 ноября
08:30 29 ноября
08:20 29 ноября
08:10 29 ноября
07:40 29 ноября
20:10 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.