В социальных сетях особенно возмутились тем, что он и так проработал на государственном предприятии три “лишних” месяца после окончания контракта на зарплату в “300 тысяч гривен в месяц”.
Справедливости ради, изначально в Набсовете УЗ числились семь сотрудников на аналогичных с Лещенко условиях — и вопросы по результативности работы есть ко всем из них.
Корреспондент Vesti.ua Валентин Банных встретил Лещенко возле Офиса президента, и тот согласился по дороге ответить на вопросы: действительно ли он снова работает в Набсовете УЗ, какая средняя зарплата у него была в 2020 году и что полезного он успел сделать за два года работы в госкомпании.
В 2019 году нам рассказывали, что “Укрзализныця” прибыльная, а сами рисовали прибыль, умалчивая о курсовой разнице
- Вы уже вернулись в Наблюдательный совет “Укрзализныци”?
— Нет, не вернулся. Но активно помогаю создавать условия, чтобы “Укрзализныця” получала достойные средства от своих клиентов среди олигархов. Всем, кто хоть как-то может повлиять на ситуацию, я доношу информацию о том, где формируется дополнительный ресурс и как сделать так, чтобы полученные средства работали на компанию.
- Когда будет решен вопрос по вашему возвращению или невозвращению в Набсовет УЗ?
— Этот вопрос не в моей компетенции. И это решает даже не министр инфраструктуры Александр Кубраков, а Кабмин.
- Каких результатов вам удалось достичь на посту члена Набсовета УЗ за два года?
— Ключевым результатом я считаю повышение тарифов для (Рината) Ахметова и других металлургических олигархов, которое касалось перевозки железной руды. Сначала тарифы подняли с 1 сентября, но удалось сделать так, чтобы это решение заработало на две недели раньше. Оно будет иметь дополнительное развитие: помимо повышения с 1 сентября (фактически с 17 августа) тарифы повысятся на 20% с 1 января 2022 года.
Сейчас закончилось обсуждение еще одного указа, который увеличивает тарифы на грузоперевозки для металлургических олигархов еще на 9% — это касается первого класса грузов (перевозки железной руды и угля). Только за счет дополнительных 9% роста компания получит больше двух млрд гривен дополнительно. Поскольку я в этой теме хорошо разбираюсь — мы в Набсовете два года с этим работали — я встречаюсь с теми, кто это может дальше публично продвигать.
Помимо поднятия тарифов на грузоперевозки достигнуто важное решение, инициированное Набсоветом: прямой контракт между УЗ и “Энергоатомом”. Это достижение, к сожалению, случилось только при нынешнем руководстве — министре Кубракове и и.о. главы правления Камышине. Таким образом будет аккумулировано еще 4 млрд гривен.
Этот пакет всего из двух решений — по тарифам и электроэнергии — позволит компании за 1,5 года получить дополнительные 20 млрд гривен. Эти средства нужно направлять на обновление подвижного состава, улучшение материального обеспечения железнодорожников и инфраструктуру.
- Еще говорят, что зарабатывать УЗ мешает коррупция...
Коррупция — это очень серьезная проблема в УЗ, с которой активно борется и Набсовет, и правление. Вы видите, насколько активно в последние месяцы СБУ вскрывает злоупотребления за период 2018-2019 годов. Тогда нам рассказывали, что компания прибыльная, а сами рисовали прибыль, умалчивая о курсовой разнице... Теперь этим активно манипулируют “порохоботы” — что “УЗ только в прошлом году стала убыточной”. Если бы не курс 23 гривны за доллар в конце 2019 года, по которому подводили итоги года, то и в 2019 году УЗ тоже была бы убыточная.
- А что вам не удалось сделать, будучи членом Набсовета УЗ?
— Наш Набсовет в 2020 году избрал главой правления человека (Владимира Жмака — на поиски его кандидатуры было потрачено около 2 млн гривен, — прим. Авт.), который посчитал, что олигархам можно деньги прощать и делать для них дополнительные льготы — имея в виду, что они уже и так имеют огромные льготы. Он не хотел поднимать тарифы и это при том, что у нас они были ниже себестоимости. То есть до 17 августа мы возили грузы для металлургических олигархов в убыток.
Еще в мае 2020 года мы этот вопрос инициировали, в том числе в Офисе президента, и получили поддержку, дошли до финального этапа. Но в сентябре 2020 года проект приказа о повышении тарифов был заблокирован — в итоге УЗ потеряла 8 млрд гривен. Я уже даже не могу найти концов… Формально этот приказ был остановлен Государственной регуляторной службой.
В январе 2021 года Набсовет дал специальную инструкцию главе правления — инициировать вопрос о повышении тарифов, которую он, по сути, не выполнил. В итоге он был снят с должности, после чего у нас началась кадровая турбулентность... По состоянию на 11 октября новый тариф работает почти два месяца — он уже принес более 1 млрд дополнительных средств. Если будет принято финальное решение, то это будет около 15 млрд до конца 2022 года.
- Ждать ли роста стоимости пассажирских перевозок?
— Пассажирские перевозки не имеют отношения к грузовым — это даже абсолютно разная система тарифообразования. Стоимость пассажирских перевозок устанавливливается решением Кабинета министров. К сожалению, этот тариф не покрывает себестоимость даже на 40% — это если суммировать объем пассажирских перевозок.
С этой проблемой сталкиваются все страны мира и решают ее через выплаты из бюджета на условиях ПСО (возложение специальных обязательств), но в Украине такого нет. Поэтому УЗ, вместо того, чтобы вкладывать деньги в обновление подвижного состава и ремонт ж/д инфраструктуры, покрывает самостоятельно убыток от пассажирских перевозок.
Со своей зарплаты в Набсовете УЗ я оказывал благотворительную помощь медицинским учреждениям
- Соцсети очень беспокоит ваша зарплата в 300 тысяч гривен в месяц.
— Во время работы в УЗ у меня была разная зарплата. Если взять общую сумму заработка за 2020 год и разделить на 12 месяцев, то я получал на руки в среднем около 170 тысяч в месяц. Это указано в декларации. В 2021 году зарплата была выше.
Опять же это решение находится не в нашей компетенции — мы зарплаты себе не устанавливаем. А та зарплата, которая вызывала возмущение в обществе, действительно должна быть пересмотрена. Кстати, у нас в Набсовете семь членов, которых никто не спрашивает как они работали…
Лично я, во-первых, всегда свою зарплату декларировал, а во-вторых, на заработанные средства оказывал благотворительную помощь медицинским учреждениям при УЗ, в частности я купил кислородные концентраторы и биохимический анализатор, который необходим для проведения медицинских анализов.
- А какая зарплата вас бы устроила?
— Я считаю, что Кабмин сам имеет право решать, сколько платить членам Набсовета. А потом уже каждый человек, который работает в Набсовете, должен решать, что с этими деньгами делать.
- Но вы, все-таки, осознаете, что зарплата была большая?
— Я не просто осознаю: я публично неоднократно говорил, что у общества есть справедливые вопросы по поводу размера зарплат. Если общество добьется от власти их снижения, это не повлияет на мой интерес к этой должности. У нас, я помню, в 2020 году не было выплат зарплаты в течение пяти месяцев, но Набсовет работал.
Мне важно показать, что изменились правила игры в отношении олигархов и госкомпаний. УЗ, например, существует в достаточно токсичной среде, где каждый пытается поиметь дополнительное благо в ущерб компании. В данном случае нам удалось дожать и, я надеюсь, мы дожмем последний этап.
Чем я займусь после работы в Набсовете УЗ, мы будем обсуждать по мере поступления новостей
- Следите за тем, что происходит в УЗ после вашего увольнения?
— 9 октября закончился месячный срок подачи возражений к проекту указа по системе тарифообразования. Его разработало министерство инфраструктуры после ходатайства Набсовета и правления УЗ, затем в течение месяца должна быть подана позиция трех ведомств — Минфина, Минэкономики и Государственной регуляторной службы. Минфин уже согласовал. Надеюсь, два других ведомства не дрогнут под давлением олигархов. Если сейчас указ подпишут эти три госоргана, он вступит в действие с 1 января 2022 года — и УЗ получит еще 2 млрд гривен. Это то самое дополнительное 9-процентное повышение тарифов для первого класса грузов, о котором я говорил выше.
- Чем займетесь, если вас не восстановят в должности члена Набсовета УЗ?
— Это будем обсуждать по мере поступления новостей. На сегодняшний день мне и так есть чем заниматься: у меня есть еженедельная программа на телеканале “24”, есть раздел видеоблогов на этом же канале, есть регулярные публикации в (украинской англоязычной газете) Kyiv Post, есть занятость на YouTube-канале, которая приносит доход... Будущее за соцсетями — это важно помнить тем, кто сейчас начинает заниматься журналистикой.
Я всю жизнь пытался работать так, чтобы доказать всем, что я компетентный человек. Мне кажется, никто с этим спорить не станет.
- Многие обвиняют вас в том, что вы якобы работаете на Офис президента.
— Если бы я работал в ОП, я бы имел пропуск туда... Более того, назначение на должность в Офисе сопровождается специальной проверкой, публикацией декларации. Я же пытаюсь доносить важную информацию, которая касается деятельности той компании, в Набсовете которой я провел два года. Чтобы не повторялись такие ситуации, как с потерей 8 млрд в 2020 году, я хожу и доношу до людей, которые влияют на принятие решений, важность, например, согласования указа о 9-процентном поднятии тарифов.
Есть даже шанс, что УЗ станет прибыльной в этом году — за счет работы новых тарифов и закупки электроэнергии напрямую у “Энергоатома”
- За счет чего в целом зарабатывает УЗ?
— Компания зарабатывает за счет грузовых перевозок в своих вагонах, а также доступа к инфраструктуре и локомотивам — это две ключевые статьи. Что касается вагонов: предыдущий глава правления через свое доверенное лицо, даже не поставив в известность Набсовет, совершил очень серьезный промах: сдал на три года компании (Ахметова) “Метинвест” половину парка полувагонов по цене 480 гривен за единицу в сутки. Для понимания: стоимость на рынке сейчас доходит до 1200 гривен...
Если говорить профессионально, есть пики цен, а есть дно рынка — это январь, когда самая низкая деловая активность после новогодних праздников. В такой период цена полувагона была 320 гривен. Он подписал (контракт) по 480 гривен и сказал — я же подписал выше, чем по 320! А пики цен намного длиннее одного месяца, и в такие периоды цена составляла 1200 гривен за полувагон. Я бы посоветовал правоохранительным органам заняться этим вопросом.
- Так инициируйте расследование!
— Набсовет этот вопрос инициировал, и этот случай известен правоохранительным органам… Ждем от них реакции.
Однако факт остается фактом: после того, как половину полувагонного парка отдали одной компании, на вторую половину образовался огромный дефицит. Помимо этого, контракт на три года был подписан так, что УЗ могла влететь в огромные штрафные санкции, не выполнив обязательства. То есть для одного из олигархов были созданы очень серьезные преимущества, а для самой компании — огромные проблемы.
Когда Набсовет об этом узнал, мы начали служебное расследование, которое закончилось увольнением начальника вертикали грузовых перевозок. Плюс был уволен глава правления. О никаких других последствиях от правоохранителей я пока не слышал.
- Когда вы говорите “одного из...”, вы имеете в виду Ахметова?
— Конечно. У “Метинвеста” две трети рынка грузовых перевозок железной руды. Плюс у Ахметова есть доли в Запорожском железорудном комбинате и в Криворожском железорудном комбинате. Думаю, если все сложить, то будет вообще три четверти рынка.
- Можно ли тогда говорить, что именно Ахметов тормозил процесс расследования?
— Он не просто тормозил, он вел крайне агрессивную информационную войну против меня — я это все отслеживал... Например, они под видом арендаторов проникали в дом, где я живу, запускали квадрокоптеры вокруг квартиры и снимали через незашторенное окно, постоянно дежурили возле дома, возле мусорных баков, бросались под машину, записывали какие-то провокационные вопросы...
- Угрозы были?
— До угроз не дошло, но это было психологическое давление. Я привык к такому, находясь в режиме активной политической борьбы пять лет в парламенте, а до этого занимаясь журналистскими расследованиями. Поэтому у меня это вызывало дополнительную мотивацию к тому, что я делаю: движение в правильном направлении и нахождение той точки, на которую нужно нажать, чтоб получить результат. В случае работы Набсовета это было увеличение финансового результата УЗ.
- Когда УЗ может стать прибыльной компанией?
— Есть даже шанс, что она станет прибыльной в этом году — за счет новых тарифов и закупки электроэнергии напрямую у “Энергоатома”. По тем же тарифам было два года войны: для понимания вы можете поднять архивы и посмотреть, как освещалась деятельность тех членов правления, которые поддерживали инициативу повышения тарифов — их просто информационно уничтожали. А тех, кто это блокировал, наоборот, превозносили.
- А сейчас на вас оказывается давление?
— На сегодня по мне продолжают выступать информационно. Например, Савик Шустер в эту пятницу посвятил мне часть программы, выдернув куски видео из моих YouTube-стримов. При этом меня в студию он боится позвать, потому что знает, что я расскажу о всех его связях с Ахметовым. Шустер сейчас по сути является информационным орудием Ахметова: отрабатывает повестку дня олигарха за деньги украинцев.
- Хорошо, но есть же не только Шустер. Например, глава ВСК Верховной Рады по делам “Укрзализныци” Юлия Гришина тоже недовольна вашей работой.
— Я поддерживаю внимание ВСК ко многим недочетам УЗ — это хорошо, что компании уделяют столько внимания. Но я бы хотел, чтобы этот парламентский орган решил вопрос в своей ответственности, который касается налога на землю. Помимо прочего, УЗ теряет около 3 млрд в год из-за этого несправедливого налога. Еще во времена Порошенко была принята абсурдная норма о том, что УЗ должна платить по полной ставке налог за землю, где лежит ж/д колея. Но это 100% ответственность парламента, который голосует поправки в Налоговый кодекс. Когда в ВСК это решение примут, я скажу, что они, как парламентский орган, выполнили свою миссию на 100%. Даже в законопроект №5600 была внесена поправка по земельному налогу для УЗ, но ее, к сожалению, в конечной версии снесли. Вот я бы и хотел, чтобы глава ВСК разобралась, как так получилось.
Виктория СТЕПАНЕНКО, Валентин БАННЫХ
Ой как хочет Сирожа назад на высокую зарплатку! Но там нада будет ищо тщательнее вылизывать зелёному клоуну и громчее тявкать на баригу. А у Сирожы с новыми мыслями и словарным запасом не ахти - туповат парень, чюство юмора отсутствует вапще, неприкольный он до посинения и простому народу неинтересен.
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.