Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сергей Гусовский: “Было понятно, что деньги банка “Крещатик” улетят в коррупционную дыру”

[07:40 15 апреля 2016 года ] [ Вечерний Киев, 14 апреля 2016 ]

http://eveningkiev.com/article/31532

Известный киевский предприниматель и ресторатор Сергей Гусовский вышел на политическую арену столицы после событий Майдана, когда почувствовал, что должен лично влиять на судьбу родного города. За два года в Киевсовете успел заслужить доверие киевлян, вывести фракцию “Самопомич” из абсолютных новичков на позиции одной из лидирующих политсил города, и даже баллотироваться в мэры. Считает главными проблемами Киева коррупцию и непрозрачность процессов, происходящих у власти, поэтому как глава фракции регулярно проходит детектор лжи и активно борется за восстановление райсоветов. В интервью нашему изданию Сергей Гусовский рассказал о том, где найти жилье для льготников, зачем нужен мораторий на строительство и почему “Самопомич” не дала вложить 150 млн. бюджетных денег в банк “Крещатик”.

Про Генплан и застройки

- Сергей, мы с вами встречаемся после насыщенного дня — вы сегодня проводили прием граждан. С какими проблемами идут киевляне к депутатам?

— Сегодня была удивительная концентрация вопросов, связанных с противостояниями нелегальным застройкам. Люди приходили с фотографиями трещин в домах, которые, по их словам, возникают из-за строительства. И, к сожалению, разбалансированные застройки — это типичная городская проблематика. Также был вопрос по дому-монстру на Подоле, а одна дама приходила поинтересоваться, что мы получим, если добавим еще чиновников в райсоветы. Ей мы объяснили, что депутаты — это не совсем чиновники…

- Проблема бесконтрольной застройки города — одна из наиболее острых сегодня для киевлян. Недавно “Самопомич” выступила с предложением признать недействительным Генплан времен Леонида Черновецкого, благодаря которому сегодня так активно застраиваются кручи Днепра, через суд. Считаете, что это единственный способ упорядочить строительство в городе?

— Прежде всего, мы настаиваем на том, что нужно продолжить обсуждения зонинга центральной части города. Потому что не все замечания были учтены и, самое главное — у нас есть подозрения в том, что происходит подлог и перекладывание документации в электронном виде. К сожалению, оснований верить в то, что кто-то действительно озабочен проблемой Генплана, у нас сегодня нет. И поэтому хочется, чтобы в подобных вопросах приоритетным было влияние громады, и райсоветы смогут сыграть здесь исключительно важную роль. Вопросы местного самоуправления должны иметь максимальный приоритет, если мы хотим навести порядок в городе. Тогда мы приходим по принципу субсидиарности к тому, что районный совет занимается локальными вопросами, а городской — не отвлекаясь на мелкие проблемы, решает стратегические. Ведь у той же земельной комиссии сегодня невероятные кипы материалов, были случаи, когда заседания длись по 10 часов, потому что рассматриваются сотни вопросов.

- То есть земельные вопросы должны решать районы?

— Вопрос о пяти сотках — это абсолютно районный уровень! Иначе в этом ворохе кадастровых дел обязательно подсовывается что-нибудь хитрое, в какой-то момент меняется состав кворума, и начинают заползать те решения, которые идут вовсе не на благо города. Потом они периодически вылавливаются на заседаниях Киевсовета. А в целом по градостроительной ситуации сегодня максимально проявляются те болезни, которые прорастали последние 10-15 лет — правовой нигилизм, нигилизм экологический, и т.д. В итоге мы можем наблюдать, как на Позняках выстраиваются килотонны квадратных площадей при полном отсутствии инфраструктуры.

- Видимо, это происходит потому, что есть огромный спрос на жилплощадь в столице. Если все-таки нельзя избежать строительства в городе, то как получить от него максимальную пользу?

— Всего можно избежать, если принимать взвешенные решения. Город не обязан строить. Город должен иметь Стратегию, по которой он развивается, а ее у нас нет. То есть, фактически это мертвый документ. Застройка города должна быть комплексной. Можно, например, взять конкретную ситуацию с улицей Потехина в Голосеевском районе, где пытаются возвести комплекс на три с половиной тысячи квартир. Да, эта земля принадлежит СБУ, и они имеют право построить на ней жилье, тем более, что есть нуждающиеся. Но у СБУ своих денег нет, и они привлекают инвестора. Отдавая землю в обмен на 150 квартир, мы как город можем получить приключение в 3,5 тысячи квартир. При этом обеспеченность парковками на улице Потехина отсутствует, и несложно спрогнозировать, что это приведет к пробкам и тому, что к домам не сможет проехать спецтранспорт. Кроме того, коллектор, который сейчас там используется, просто не выдержит нагрузки, если в него включится такой огромный комплекс. Да, вроде бы там обещают поставить правильные фильтры, но как это все будет осуществлено? А где школа, детсад? Ничего этого нет. И возникает в итоге на городскую ткань нагрузка, за которую застройщик не несет абсолютно никакой ответственности.

- И что делать в такой ситуации? Не строить?

— Строить. Но не допускать безответственности. Ведь вы, когда купите квартиру, спросите, а куда вам водить ребенка, и почему город дал разрешение на такое строительство? А для этого у города должен быть такой документ как Стратегия, которому будет подчинен Генплан. Тогда уже в рамках Генплана разрабатывается детальный план и зонинг территории что привнесет логику и предсказуемость в развитие города.

А помимо этого, должна быть ответственность тех, кто принимает решения, и это как раз наши 120 депутатов Киевсовета. Но, если с одной стороны, им нужно решать, как пять соток передать Марье Ивановне, а с другой — вопрос о финансировании строительства метро на Троещину, не факт что они могут с одинаковой эффективностью во всем этом разбираться. Поэтому и нужен уровень райсоветов, которые очень легко определятся с приоритетами районов — как распоряжаться своими финансами, своей собственностью, имуществом. Как выстраивать взаимоотношения с коммунальными предприятиями — удерживать их или нет. Как разбираться с межрайонной кооперацией, если, к примеру, на границе двух районов находится бассейн, и мы считаем, что вместе сможем профинансировать его капремонт.

— То есть Генплан нужно не менять, а контролировать?

— Сейчас у нас существует Генплан-2020, он не был доработан, и в него уже успели внести не одну тысячу изменений. Новый Генплан—2025 рисовался уже с желанием легализовать те изменения, которые специфическим образом внедрялись в существующий, и также мало отображает будущее города. Поэтому мы видим сегодня на карте столицы массу болезненных пятен. Город должен брать на себе ответственность за то, как он развивается. И один из вариантов подхода в данном случае — мораторий в той или иной форме. С анализом всех деклараций, которые были выданы — насколько проектной документации соответствует то, что в действительности строится. И остановка тех строек, в которых есть очевидные нарушения. Хотя, к сожалению, законодательная база сегодня так устроена, что застройщикам практически невозможно пребывать на 100% в рамках правового поля. Ведь они годами откупались и обеспечивали себе возможность завершить проект, раздавая деньги, квартиры и мансарды.

— Квартиры раздают, высотки растут, как грибы, а социальные очереди на льготное жилье с места не сдвигаются. Кто виноват и что делать?

— У нас есть такое понятие как служебное жилье — часть квартир, которые застройщики отдавали городу. Но реестра этих служебных квартир не существует, и их распределение — это огромный вопрос. Недавно Киевсовет голосовал за обращение к Верховной Раде, чтобы застройщики помимо паевых взносов передавали городу 1% застройки квадратными метрами. Мы считаем, что такая постановка вопроса ничего не изменит, потому что это очередная бартерная схема. К примеру, 1% жилплощади в 20-квартирном доме на Печерске — это что? Часть прихожей или шкаф? Потому все должно быть исключительно в денежном исчислении, и мы уже зарегистрировали проект, в котором очень четко структурируется все, что связано с паевыми взносами. С одной стороны, упрощается тот свод документов, которые подает застройщик — они и так есть во всевозможных экспертизах, и подсчитать, сколько он должен, не так сложно. И делается максимально прозрачной процедура уплаты паевого взноса. Потому что на данный момент существуют хитрые схемы, при которых вручную кого-то освобождают от паевых взносов, а кому-то засчитывают какие-то стройки. Вы собираетесь строить объект? Вот сумма, которую должны уплатить. И за эти деньги вместо прихожей на Печерске город может купить в другом районе реальную квартиру для малообеспеченной семьи.

Про райсоветы

- Возобновление райсоветов — одна из главных дискуссионных тем в вопросах управления городом сегодня. “Самопомич” активно боролась за выборы в райсоветы, которые то назначают, то отменяют. Зачем Киеву нужны дополнительные мандаты и расходы, связанные с ними?

— Мы как боролись, так и боремся, потому что выборы до сих пор не назначены. Их отменили, несмотря на решение Киевсовета, и в этом видна абсолютно искаженная система нашего судопроизводства.

- Вы видите в этом “зраду”?

— Я вижу в этом политзаказ и желание сохранить ту ситуацию полной централизованности управления городскими процессами и неподотчетности городской общине, которая существует сегодня в городе. Смысл райсоветов — контролирование бюджета, программ социально-экономического развития, целевых городских программ и использования средств по районам.

- А сколько райсоветы будут стоить городу?

— Думаю, не более десяти процентов от того, что городу уже стоит содержание городской госадминистрации. Основные расходы, в любом случае, лежат в содержании аппарата исполнительной власти. Для появления депутатов в районах расходы понадобятся на канцелярию, им не нужны дополнительные актовые залы, депутаты не получают зарплату. А, если кто-то сегодня спрашивает, зачем нам почти 500 депутатов, то об этом можно спросить у территориальных общин Лондона, Парижа, Берлина и Варшавы, где всюду есть райсоветы. Причем пропорционально количеству горожан в этих европейских столицах на одного депутата приходится от полутора до пяти тысяч жителей. В Киеве при введении райсоветов на одного депутат будет 6,5 тысяч — и это абсолютно адекватная пропорция, имея в виду, что на районных депутатов как раз и ложится решение локальных проблем, и именно эти люди будут максимально близки к избирателю. А городской депутат должен быть занят решением стратегических задач.

- То есть, вы считаете, что депутаты Киевсовета, в том числе и 22 представителя вашей фракции, не могут сегодня в полной мере контролировать систему управления районами?

— Здесь должна работать элементарная логика и математика. Сегодня на одного депутата городского совета приходится порядка 25 тысяч жителей, в то время, как на одного районного может приходиться 6 тысяч. На районном уровне власть может быть значительно ближе к народу. В Берлине, например, существует целых три уровня — городской совет, 10 районных и почти 100 микрорайонных, и как раз на этом, последнем, уровне принимается значительная часть решений. Есть макро- и микроменеджмент — суть в разделении функций, все просто.

- Если все так просто, то откуда столько противостояния райсоветам? Считаете, что власть просто боится подпускать конкурентов к “кормушкам”?

— Думаю, что термин “кормушка” применим как раз к тем, кто сегодня своими судебными решениями ломает решения Киевсовета. А узурпированная власть предполагает, что все так и должно происходить.

Про коррупцию и банк “Крещатик”

- Как конкретно фракция “Самопомич” влияет на коррупционные процессы в городе?

— Из последних событий можно отметить ситуацию по банку “Крещатик”. Нас насторожила эта тема еще в декабре прошлого года, когда при обсуждении бюджета было заложено 150 млн. на дофинансирование банка “Крещатик”. Мы тогда задали вопрос: “А каково мнение Нацбанка по поводу этого дофинансирования?”. И в финансовом департаменте нам неуверенно ответили, что на это дело нужно плюс-минус два миллиарда. Тогда мы снова спросили: “А какова же цель вложения этих 150 млн., если банк они не спасут?”. Оказалось, их нужно вложить для того, чтобы сберечь часть города. Но, к сведению, часть города — это 25% + 1 акция, блокирующий пакет. Тогда получается, что от 2 млрд. нужно заложить не 150, а 500 млн., чтобы эту четвертую часть удержать. А каким образом проблему решат 150 млн., и зачем закладывать их в бюджет? И считаете ли вы целесообразным вообще удерживать этот блокирующий пакет? Таким образом, возникла абсолютно непрозрачная ситуация, и было понятно, что деньги улетят в коррупционную дыру. Мы эту ситуацию уже тогда тщательно мониторили, писали запросы, и это позволило городу сберечь эти 150 млн. Сейчас главное, чтобы рядовые вкладчики получили свои выплаты через Фонд гарантированных вкладов. А кому задавать вопросы? В данном случае, безусловно, и Департаменту финансов, и Департаменту коммунальной собственности, которые хотели еще туда загнать 150 млн. городского бюджета.

Также в декабре, когда под занавес принималось решение о корректировках бюджета 2015 года, очень хотели 250 млн. выплатить компании “Укррослизинг”, которая поставляла по лизинговой процедуре вагоны Киевскому метрополитену. Там сомнительным было буквально все — от самой процедуры и лизинговой схемы до сомнительной стоимости вагонов и имен, которые упоминались в этом деле. Нам удалось снять этот вопрос, мы были инициаторами создания комиссии, которая тщательно разбиралась в этом деле несколько месяцев, и уже скоро мы получим полный и очень яркий отчет по “Укррослизингу”.

- Многие ожидали, что после Майдана такие понятия как коррупция, взяточничество и кумовство уже смыты кровью Героев из сознания наших людей. Время показывает, что это не совсем так. Что нужно сделать, чтобы искоренить коррупцию, по крайней мере, на уровне города?

— Нужно, чтобы менялась сама структура государства, а для этого нужны новые политсилы. Потому что старые партии все уже давно со скелетами в шкафах, они все кому-то обязаны, а значит охотно идут на компромиссы в тех вопросах, где это недопустимо. Нужна чистота помыслов, поэтому для нас было принципиально движение именно политического волонтерства. Мы перед всеми выборами показываем списки тех людей, которые идут работать в нашей фракции — пожалуйста, задавайте вопросы, комментируйте. Мы открыты, мы уже проходили детектор лжи, и скоро снова будем его проходить.

— А что бы вы хотели изменить в городе прямо сегодня?

— Мы уже отчитывались за сто дней пребывания в Киевсовете, и уверенно можем констатировать, что новая фракция состоялась. Уже подготовлен ряд важных документов, и один из них — довольно интересный регуляторный акт, касающийся вывесок. “Самопомич” предлагает революционный подход, который будет очень важен для малого и среднего бизнеса: мы устанавливаем нормы по вывескам, которые должны быть существенно деликатнее и изящнее, чем сегодня, при этом убираем разрешительный момент. То есть, если вы хотите сделать на здании вывеску, вам нужно всего лишь заявить об этом, и позже принести фотофиксацию. Если то, что вы сделали, соответствует нормам, вас не трогают, если не соответствует — начинаются санкции.

- Очередной скандал разгорается вокруг Труханова острова. Какова позиция “Самопомощи” в этом вопросе?

Мы проверили — в новой каденции Киевсовета не было принято ни одного решения о выделении земли на Трухановом острове. Мы срочно разберемся и в горсовете, и в Киевземе, не принимались ли такие решения при предыдущей власти.

Кроме того, 12 апреля на заседание инвестиционной комиссии при КГГА был вынесен целый блок вопросов по Трухановому острову. Речь идет о “перечне объектов, требующих привлечения инвестиций”. Это, в том числе, велохабы, инфохабы, кафе, зона барбекю, веревочный парк и т.д. Будем следить за решениями этой комиссии и дальнейшим развитием событий.

Дарина ЧУГАЕВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.