28 апреля. 9.00 утра. Конференц-зал ЦСК “Олимпийский”.
Зал заполнен европейскими и украинскими чиновниками, которые ждут начала Международной конференции в поддержку реформ в Украине.
Представителей бизнеса тут нет. Уровень приглашенных гостей — политический.
Участники еще не успели наговориться между собой, поэтому не очень охотно поддаются на уговоры организаторов занять свои места.
Новость о том, что президент Петр Порошенко на месте и готов к началу конференции, послужила аргументом.
Президент прошел через зал со своим близким окружением, среди которого традиционно присутствовал спикер Владимир Гройсман, помощниками и охраной. Порошенко говорил на английском минут тридцать.
После выступления он сразу же покинул конференцию.
Это мероприятие изначально планировалось как конференция доноров. На ней предполагалось привлечь инвестиции на проекты по восстановлению Донбасса. Планировалось оно год. Дата неоднократно переносилась.
В какой-то момент правительство передумало и решило пригласить европейцев просто поговорить о реформах. В результате все свелось к повторению тезисов о свершившихся событиях.
Украинские чиновники ставили себе в заслугу парламентские и президентские выборы, создание коалиции, децентрализацию и дерегуляцию. Европейцы — солидарность с Украиной в отношении войны и суммы международной помощи, которые Киев получил или получит.
Темы войны касался каждый присутствующий в зале. О четкой стратегии действий Украины в отношении происходящего на Донбассе не заявил никто. Пожалуй, наиболее конкретным был вице-премьер Геннадий Зубко.
“В результате российской агрессии больше 1,25 млн граждан выехали из региона, больше 5 млн человек нуждаются в гуманитарной помощи. С октября мы вместе с ЕС, Мировым банком и ООН оценили потребности Донбасса. По нашим подсчетам, Донбасс нуждается в 1,5 млрд долл.
Эта сумма покрывает вопросы инфраструктуры, обеспечения систем жизнедеятельности, социальную составляющую и трудоустройство.
Эта оценка связана не только с Луганской и Донецкой областями, но и с Харьковской, которая приняла 140 тыс человек, Днепропетровской — свыше 80 тыс человек, Запорожской — 65 тыс переселенцев. Прилегающие к зоне АТО регионы также нуждаются в помощи”, — рассказал чиновник.
Зона серо-бело-черная
Уже год на каждом заседании правительство принимает по несколько законопроектов или нормативно-правовых актов, связанных с войной.
Так Кабмин в точечном порядке гасит пожары в отношениях с оккупированным регионом и латает законодательные прорехи.
С созданием ключевых документов по формату работы с зоной АТО пока все сложно. Две из наиболее актуальных проблем — налоговый режим в регионе и межбюджетные отношения с ним.
Сейчас зона АТО разделена на несколько составляющих: временно оккупированные территории, населенные пункты, рядом с которыми идут боевые действия, и освобожденные от террористов территории.
Как объяснила ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан, с оккупированными территориями ограничено перемещение, но те предприятия, которые имеют там свои филиалы, продолжают быть плательщиками налогов за эти подразделения.
“На освобожденных от террористов территориях предприятиям и предпринимателям насчитаны налоговые обязательства за период оккупации. Более того, обязательства начисляются даже в тех случаях, если производственные помещения разрушены”, — отмечает Продан.
Еще одна проблема — сложность воспроизведения трудовых отношений в трудовом и бухгалтерском учетах работодателей. Чтобы зафиксировать увольнение работника, который переселился на другие территории Украины, необходимо время и четко выписанные процедуры.
Парламент прошлого созыва принял закон о временных мерах в период АТО, №1669, призванный облегчить условия работы бизнеса в этой зоне.
Однако все его нормы привязаны к зоне АТО, которая долго не была определена, потом утверждена, а после изменена. “Нормы есть, но они не работают из-за отсутствия решений Кабмина”, — говорит Продан.
По ее словам, общественные организации готовят изменения к принятому раньше закону, чтобы отсутствие предусмотренных им решений Кабмина не останавливало нормы, направленные на помощь бизнесу.
В частности, зону АТО предлагается утверждать не решением Кабмина, а на базе данных СБУ. “Это пока сырой документ. Законопроект №0942 Александры Кужель об урегулировании налогового поля должен быть доработан в комитете и принят гораздо быстрее”, — отмечает Продан.
Еще одна проблема связана с пропускной системой. По словам директора группы компаний “Текстиль-контакт” Михаила Ханина, выглядит это так.
“Наш производственный комбинат находится в зоне оккупации. Во время военных действий в крышу и на территорию предприятия попали снаряды. Люди не погибли, но работать там невозможно.
Мы решили остановить деятельность, но там остался трехмесячный запас пряжи и продукция на 10 млн грн. Мы попросили СБУ помочь вывезти этот запас. На тот момент СБУ помочь не смогла: в регионе шли бои.
В январе государство решило регламентировать перемещение грузов. С 17 февраля перевозка возможна только по выданным ГФС пропускам. Чтобы получить пропуск, нужно предоставить ГФС огромное количество документов, в том числе справку об отсутствии налоговой задолженности.
Мы обращаемся в ГФС с просьбой дать нам пропуск. Спустя три недели узнаем, что у нас будет проверка по этому поводу. ГФС провела проверку. До сих пор — ни внятного ответа от ГФС, ни пропуска”, — сетует Ханин.
Совещание в секретном режиме
Как стало известно ЭП, Арсений Яценюк планирует провести совещание правительства на тему взаимодействия бизнеса с зоной АТО.
На нем будут обсуждаться вопросы торговли и расчетов за продукцию, в том числе за энергоносители и коммунальные услуги, регистрации предприятий, выявления и предупреждения экономических преступлений. Также в списке тем — уплата налогов, перевозка грузов и пассажиров.
Копия поручения премьера оказалась в распоряжении ЭП.
“Совещание планировалось провести на прошлой неделе, но решили перенести. Материалы к нему подготовлены. Это нужно для понимания ситуации”, — уточнил ЭП собеседник в аппарате правительства.
Правда, когда это произойдет, непонятно. Все попытки конкретизировать экономические отношения с востоком упираются в политические мотивы.
“Есть два варианта работы с зоной АТО: загнать их в гетто или создать налоговые преференции. Минфин обращался в АП и СНБО с просьбой определиться с правилами фискальных отношений с регионом. Это политическое решение, и его пока нет”, — сказал ЭП источник в Минфине.
Как уточнили в ведомстве, за первый квартал бюджет недополучил 5,4 млрд грн от Донеччины и 3,1 млрд грн от Луганщины. На 11,3 млрд грн не проведены расходы. Оккупированные территории отрезаны от финансирования из центрального бюджета. Кабмин выделяет средства только подконтрольным Киеву территориям, что логично.
“В сфере медицины средства подконтрольным Киеву территориям выделяются в полном объеме. Медикаменты в зону АТО провозятся с помощью международных организаций или через Красный крест”, — уточнил ЭП министр здравоохранения Александр Квиташвили.
Он отметил, что Киев не может финансировать неподконтрольный регион.
При этом правительство выделило 400 млн гривен на погашение задолженности по зарплате на государственных шахтах.
“Минэнерго настаивает на увеличении этой суммы до 3 млрд грн, но нет никаких гарантий, что эти деньги будут потрачены по назначению. Более того, высока вероятность, что не будут”, — подытожил источник издания.
* * *
Министр финансов Наталья Яресько в разговоре с ЭП прояснила позицию ведомства по некоторым вопросам в отношении проблемных регионов.
- Изначально это мероприятие планировалось как конференция доноров. Почему правительство отказалось от этой идеи?
— Из-за несовпадения во времени. Я объясню. Финансовые потребности Украины были четко понятны еще в январе. Тогда основной кредитор — МВФ — пошел на одобрение новой программы EFF и определился с суммой 17,5 млрд долл, которую может выделить Украине.
Общая сумма пакета международной помощи была определена в размере 40 млрд долл. На тот момент правительство должно было координировать этот финансовый пакет. Поэтому сейчас не было необходимости в проведении донорской конференции.
Мы только что проделали работу по привлечению средств, только не в формате конференции, а в формате двусторонних переговоров с международными партнерами.
- Возможно, стоило отложить мероприятие?
— Необходимость в конференции была. Нужно было обсудить с представителями международного сообщества программу реформ. ЕБРР, МБ и другие международные финансовые организации уже пообещали выделить Украине 7,5 млрд долл на поддержку реформ.
Эти 7,5 млрд долл — это только начало, это не конец. Спустя полгода, девять месяцев, год Украина будет нуждаться в финансовой поддержке и будет обращаться за ней. Поэтому нужно быть в постоянном диалоге с нашими партнерами, информировать их о происходящем, убеждать.
Если мы будем это делать, поддержка будет больше.
- Планируете ли вы готовить пакет инвестиционных проектов по восстановлению объектов инфраструктуры на востоке? Все-таки доноры настаивают на целевом распределении своих средств.
— Только на некоторых из них. Например, третья часть макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд евро от ЕС поступит в общий фонд госбюджета. Часть средств от Германии в размере 500 млн евро также пойдет в общий фонд бюджета, часть — на конкретные проекты.
- И все же: на каком этапе подготовка пакета инвестиционных проектов для восточных регионов?
— Этот вопрос очень важен. Над ним работает вице-премьер Геннадий Зубко. Это его сфера ответственности. Думаю, подготовку этого пакета будет координировать Госагентство по вопросам восстановления Донбасса.
Безусловно, пока речь идет о проектах на подконтрольных Киеву территориях. Когда будут реализованы все условия Минских соглашений, тогда мы увидим потребности остальных территорий. Пока мы их не видим.
- Говорят, европейцы требуют возобновления финансирования оккупированных территорий.
— Не требуют. Восьмой пункт Минских соглашений предполагает возобновление финансовых и социальных обязательств Украины на оккупированных территориях после выполнения определенных условий. По этому вопросу создана рабочая группа в Нормандском формате.
Украина готова возобновить финансирование данных территорий, но после установления мира. Пенсионеры из этого региона, перерегистрированные в подконтрольных Киеву регионах, получают социальные выплаты.
Мы ни в коем случае не отказываемся от своих граждан. Вопрос в том, что мы не можем туда доставлять средства. На оккупированных территориях нет возможности установить банкоматы или возобновить работу банковских филиалов с обеспечением безопасности их сотрудников.
- Источники ЭП, в том числе в Минфине, говорят, что обсуждается сценарий отрезания зоны АТО от поставок электроэнергии и газа.
— Это не позиция Минфина.
- Речь идет о неподконтрольных Киеву территориях. Этот сценарий представители Минфина озвучивают в неформальных разговорах.
— Мы пережили зиму, и Украина поставляла на Донбасс энергоресурсы.
- Да, но эти территории вне контроля Киева…
— И они не платят. В отопительном сезоне 2014-2015 годов государство взяло ответственность за своих граждан.
- Государство продолжит это делать?
— Пока этот вопрос не решен. Будем надеяться, что до следующей зимы эти территории перестанут быть оккупированными.
- “Газпром” предлагает провести переговоры о возможности заключения отдельного контракта на поставки газа на Донбасс. Кабмин рассматривает такую возможность?
— (Отрицательно кивает.) Минфин не задействован в решении этого вопроса. Насколько я понимаю, “Нафтогаз Украины” и Минтопэнерго Украины перспективу таких договоренностей не рассматривают.
- В июне планируется корректировка закона о госбюджете на 2015 год в зависимости от результатов переговоров по реструктуризации. Обсуждается также возможность повышения социальных стандартов.
— Пока мы не можем повысить соцстандарты. У нас пока нет дополнительных поступлений для дополнительных расходов. Мы все за то, чтобы пересмотреть социальные стандарты как можно скорее. Согласно действующему законодательству, повышение запланировано с 1 декабря.
- Минфин, например, говорил о росте поступлений в результате введения электронного администрирования НДС.
— Мы перевыполнили план по поступлениям по итогам первого квартала, но это произошло преимущественно за счет девальвации.
- А если освободятся средства в результате реструктуризации госдолга? Вы рассматриваете возможность их направления на ускоренное повышение социальных стандартов?
— Если будет возможность их повысить, мы обязательно это сделаем.
Галина КАЛАЧОВА
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.