В январе малоизвестная швейцарская компания Glusco Energy S.A. подала заявку на покупку сети АЗС Роснефти в Украине. Крупнейшая нефтяная компании России объявила об уходе с украинского топливного рынка в связи с резким падением продаж нефтепродуктов из-за бойкота заправок. Возглавляет Роснефть Игорь Сечин — ближайший соратник Владимира Путина.
Роснефть владеет в Украине сетью АЗС из 141 заправки в 12 областях, а также Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом. Станции Роснефти работают в Украине под брендами Formula, ТНК, Золотой Гепард и Smile. Сетью заправок управляет киевское ООО Восток.
Покупатель торговой сети — Glusco Energy S.A. - аффилирован со швейцарским нефтетрейдером Proton Energy Group. Годовой товарооборот группы — около 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Показатели Proton Energy приблизительно соответствуют объему добычи и торговли Укрнафты — крупнейшей нефтедобывающей компании Украины.
После появления информации о продаже сети АЗС Роснефти сразу несколько участников рынка нефтепродуктов сообщили ЛІГА.net, что реальным владельцем активов станут структуры, подконтрольные Виктору Медведчуку.
В конце января эту информацию на своей странице в Facebook подтвердил глава Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук, ссылаясь на свои источники. Но эта запись позже была удалена.
ЛІГА.net провела свое расследование и нашла ряд фактов, указывающих на связь покупателя активов Роснефти в Украине с бизнесом Виктора Медведчука и его окружения.
Опасные связи
Компании Proton Energy Group и Glusco Energy до января этого года были мало кому известны. Участники нефтерынка говорят, что в Украине группа Proton работает всего несколько лет, продавая незначительные партии нефтепродуктов.
Расцвет ее украинского бизнеса пришелся на прошлый год. По данным консалтинговой компании UPECO, в 2015-м Proton поставила через морские порты на украинский рынок около 500 000 тонн дизтоплива.
Директор Proton Energy Group S.A. и Glusco Energy S.A. — Нисан Моисеев. Информация о конечных бенефициарах этих компаний не раскрывается. Компания Glusco Energy S.A. до середины 2014 года называлась Agropeg S.A. и, согласно таможенным данным, торговала зерном с украинскими компаниями.
В июле 2014 года Glusco зарегистрировала в Украине дочернюю компанию Глуско Энерджи Украина, которая через год вышла на внутренний рынок страны. В феврале 2016-го она начала прямые поставки нефтепродуктов для ООО Восток. Топливо Glusco поставляет в основном через Херсонскую перевалку. ”Glusco Energy была создана специально для выхода в ритейл”, - рассказывал Моисеев в январе в интервью профильному изданию OilNews.
Кто стоит за Glusco Energy? Представление об этом можно получить, узнав контрагентов компании и их партнеров в Украине.
Таможенные данные, имеющиеся в распоряжении ЛІГА.net, свидетельствуют о том, что часть топлива швейцарская компания продавала напрямую в адрес ООО Митгард. Эта компания зарегистрирована в Киеве по одному адресу с Глуско Энерджи Украина — Музейный переулок, 10.
Кроме них по этому же адресу зарегистрирован еще один трейдер, торгующий нефтепродуктами: ООО Пеко трейд (ранее — ООО Прайтекс).
О компаниях Митгард и Пеко трейд ЛІГА.net уже писала. Они подозревались в контрабанде нефтепродуктов через морские порты Украины. В мае прошлого года Генеральная прокуратура открыла уголовное производство по факту незаконного сбыта и хранения нефтепродуктов этими компаниями в портах Очакова, Измаила, Килии, Скадовска. Правда, это не помешало им продолжить торговлю. На сегодня они — одни из крупнейших морских импортеров нефтепродуктов в Украину.
Нефть и уголь
В реальности Митгард и Пеко трейд — лишь продолжатели чужих традиций. В 2013-2014 годах схожими операциями с топливом занимались еще как минимум две компании — ООО Келмер и ООО Инвестнафтосервис.
Келмер и Инвестнафтосервис зарегистрированы в Киеве по ул. Грушевского, 10, в 30 метрах от офисов Митгарда, Пеко трейд и Глуско Энерджи Украина. В августе 2014 года после публикаций в СМИ и возбуждения уголовного производства по подозрению в контрабанде топлива Келмер и Инвестнафтосервис фактически прекратили свою деятельность и находятся в стадии ликвидации. Именно их место заняли Митгард и Пеко трейд.
Всех этих нефтетрейдеров объединяет одна важная деталь. Согласно данным таможни, в 2013-2015 годах они значились поставщиками топлива в Украину. При этом контрактодержателями (отвечают за финансовую сторону сделок. - Ред.) по большинству договоров были три фирмы из Гонконга: Braunton Ltd (Митгард, Пеко трейд), LVR Commercial Ltd (Келмер), а также Arida Global Limited (Келмер). Именно на этих гонконгских компаниях оседает вся прибыль от продажи топлива.
Компании Braunton Ltd и LVR Commercial Ltd ранее не светились в СМИ. Совсем другая ситуация с Arida Global Limited, которая неоднократно фигурировала в публикациях в качестве поставщика угля из самопровозглашенных ДНР и ЛНР под видом африканского.
Согласно расследованию Украинской правды, в 2015 году Arida Global поставляла на государственную Центрэнерго уголь с неподконтрольных территорий под видом топлива из ЮАР. По данным издания, Arida контролируется Виктором Медведчуком.
В опубликованном контракте Arida Global с Центрэнерго от 14 декабря 2014-го представителем гонконгской компании значится Никита Поз, который связан с Медведчуком и его окружением через компании Консул-Украина и Прайвет канселер.
Зерно и нефтепровод
О связи Виктора Медведчука, Glusco и их партнеров по топливному бизнесу может говорить еще одна цепочка. В опубликованном Украинской правдой контракте на поставку угля кроме Arida Global стороной договора также значится гонконгская компания Cortex Sales Limited. Юридический адрес Cortex Sales полностью совпадает с адресом гонконгской Braunton Limited (room 2201 22/FLOOR 1 Duddel Street Central Hong Kong) — участницы схем поставок топлива через порты с помощью компаний Келмер и Пеко трейд.
Единственное упоминание о Cortex Sales, которое удалось найти, касается товарных операций с компанией МБК Агротехника, которая принадлежит окружению Виктора Медведчука.
Согласно обнародованному в реестре решению Львовского апелляционного административного суда, в 2014 году Cortex Sales заключила контракт с МБК Агротехника по обмену за пределами таможенной территории Украины купленного в 2013-м зерна стоимостью более $21 млн на семена рапса в объеме 50 000 тонн. Рапс в итоге так и не попал в Украину и был продан британской компании Coscotex Resources. За такие операции Cortex Sales в конце прошлого года попала под санкции Минэкономики за нарушение валютного законодательства.
Конечными собственниками Агротехники являются Вячеслав Черепаня, Ян Марченко и Богдан Козак. Долями также владеют Павел Костенко и Андрей Борщевский.
У всех акционеров солидный послужной список.
Черепаня работает многолетним помощником выходца из СДПУ(о), депутата от Оппозиционного блока Нестора Шуфрича. Ян Марченко — помощник народного депутата от Оппоблока Тараса Козака, заместителя Медведчука в общественной организации Центр Правовое государство.
Брат Тараса Козака — Богдан — является третьим главным учредителем МБК Агротехника. Он вместе с братом Медведчука — Сергеем - владеет компанией Керамбуд, добывающей песок во Львовской области.
Примечательно, что одним из контрагентов МБК Агротехника по бестоварным операциям является швейцарская ITC Industry Trading Company SA. Руководит этой компанией малоизвестный гражданин Германии Анатолий Шефер. Учрежденная им компания International Trading Partners AG недавно получила разрешение АМКУ на покупку у российского государственного монополиста Транснефть еще одного крупного украинского актива — нефтепродуктопровода ПрикарпатЗападТранс.
11 апреля в пресс-служба общественного движения Украинский выбор сообщила, что ни Виктор Медведчук, ни принадлежащие ему структуры никакого отношения к указанным компаниям не имеют.
Нефтяной магнат
Если сделка по покупке сети заправок Роснефти состоится, в сферу влияния Медведчука будет входить солидная доля топливного рынка Украины. Сразу после покупки нефтепродуктопровода Россия фактически сняла эмбарго на поставку в Украину дизельного топлива — единственного нефтепродукта, который поставляется по трубопроводу ПрикарпатЗападТранс. В лучшие времена по этой трубе покрывались потребности до 25% рынка дизельного топлива Украины. Пока что он простаивает без дела. Еще часть топлива поставлялась транзитом в Венгрию.
Сколько могут стоить автозаправки Роснефти? В последнее время показатели их работы ухудшились. Среднесуточная реализация топлива на АЗС компании за 2015 год упала на 22%, в том числе из-за призывов к бойкоту заправок с российскими корнями.
“Сейчас розничный бизнес Роснефти в Украине убыточен и заправки будут продаваться по себестоимости, — говорит аналитик UPECO Александр Сиренко. — Это от $300 до 500 000 за одну АЗС, то есть вся сеть будет стоить не более $70 млн”.
Евгений ГОЛОВАТЮК
Что скажете, Аноним?
[14:10 22 декабря]
[07:30 22 декабря]
Украина переживает последствия мощной атаки на госреестры Минюста.
[21:42 21 декабря]
12:30 22 декабря
12:00 22 декабря
11:30 22 декабря
11:00 22 декабря
10:30 22 декабря
10:00 22 декабря
09:00 22 декабря
08:30 22 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.