— Ну, Киса, — заметил Остап, — придется с утра сесть за работу. Надеюсь, что вы сможете разводить краски. А потом вот что: я — художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы — мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег.
“Двенадцать стульев”, И. Ильф и Е. Петров
Могут ли пиарщики провести успешную медреформу? Красивые слайды, цепляющие за живое лозунги и заголовки, пресс-брифинги не заменят кропотливый (читай — незаметный) труд и тексты официальных документов. Поэтому PR-блюдо, которое в Минздраве подают под громким названием “медреформа”, все чаще напоминает детище несостоявшихся “художников” из любимого романа Ильфа и Петрова.
К сожалению, PR-активностью замещается решение насущных проблем украинской медицины, а заявленная идеология и реалии все чаще не совпадают, иногда и вовсе противоположны. Не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить, как часто переносятся даты осуществления того или иного широко анонсированного пиар-хода из-за неподготовленности к реализации. Хронический перенос сроков начала отдельных мероприятий лишь укрепляет подозрение в непродуманности всей системы реформаторских шагов. И если на старте о них говорят громко и обещают много, то чтобы заглушить провалы, приходится использовать все пиар-уловки, дабы заполнить информационный вакуум. Например, “ранковими руханками”, которые волшебным образом должны “активизировать реформу”, словно сеансы популярного в 90-е годы психотерапевта Анатолия Кашпировского исцелить от всех болезней.
Минздрав-аутист, программы-клоны и закупки с осложнениями
Уйдем от пиара и вернемся к сухим цифрам. В распоряжении “Ракурса” оказался акт аудита Счетной палаты об эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2015—2016 годах и первом полугодии 2017 года на госзакупки лекарств и средств медицинского назначения с помощью специализированных организаций.
Привлечение международных посредников к закупке лекарственных препаратов за бюджетные деньги преподносилось как вакцина от коррупции, звучали обещания прозрачных процедур и обеспечения украинских граждан непрерывной поставкой качественных медикаментов. Что на деле оказалось, мягко говоря, неправдой.
Акт аудита занял сотни страниц и содержит материалы, достаточные для десятков уголовных производств. Безэмоциональные констатации проверяющих не просто контрастно подчеркивают плачевное положение дел, а и красноречиво фиксируют непрофессионализм, корысть и цинизм чиновников от медицины, дружно слетевшихся на пир “партнеров”, прекрасно научившихся лавировать в наших реалиях, отечественных лоббистов всего подряд — лишь бы платили — на фоне трагедии народа, не способного позаботиться о себе и защитить собственных детей.
Нет ответа на вопрос, по каким критериям выбирались международные организации. Почему именно ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents отдали предпочтение. Цитирую:
Выбор специализированных организаций осуществлен при отсутствии утвержденного Минздравом порядка и методики оценки по критериям, установленным постановлением №622 (постановление Кабмина №622 от 22.07.2015 г. “Некоторые вопросы осуществления государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки”. — Ред.).
Договоры Минздрава с международными организациями и. о. министра здравоохранения Уляна Супрун отказалась демонстрировать, объяснив, что закупки проходят в соответствии с внутренними правилами и процедурами международных организаций, так что это коммерческая тайна.
Остается только догадываться, есть ли связь между закупкой лекарств для лечения ВИЧ/СПИД по программам-клонам и частым присутствием на пресс-брифингах Минздрава главы “Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ/СПИД”.
В Перечень №557* дважды включено направление использования средств на закупку медикаментов для антиретровирусной терапии взрослых, подростков и детей. Только постановлением Кабмина №302 от 12.04.2017 г. из Перечня исключено направление “Централизованная закупка медикаментов для антиретровирусной терапии взрослых, подростков и детей (СПИД лекарства)”, аналогичное направлению “Централизованная закупка медикаментов для антиретровирусной терапии взрослых, подростков и детей”. (О причинах такого поэтапного включения программ-близнецов Минздрав также пояснений не давал. — Ред.).
*Постановлением Кабмина №557 от 23 августа 2016 года утвержден Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых специализированными организациями за бюджетные средства в 2016 году.
Победные рапорты о закупках по-новому Минздрав часто трансформировал в сэкономленные средства, а иногда и в таблетки. “Украинцы получат на 80 млн таблеток больше” — наверное, должно звучать для читателя убедительнее, чем безликие цифры экономии. Однако для тех, кто из-за болезни принимает лекарственные препараты, важно не столько количество, сколько качество, а также бесперебойная поставка.
Много вопросов и скандалов сопровождает закупки по программе детской онкологии. Задержки с поставками базовых химиопрепаратов, без которых невозможно выполнять противоопухолевую терапию, привели к тому, что их вынуждены покупать родители или волонтеры. Недостаток одних лекарственных средств “компенсируется” избытком других с истекающим сроком годности.
“Охматдет” уже давно бьет тревогу из-за поставок непригодных лекарств на миллионы гривен. Препараты для лечения онкобольных детей, закупленные в 2015 году, дошли до больницы в ноябре 2016 года с истекающим (или истекшим) сроком годности.
Согласно письму ГП “Укрмедпостач” от 23.02.2017 г. за подписью директора Л. Гайдука, во исполнение приказа Минздрава государственным предприятием осуществлена поставка в учреждения здравоохранения лекарственного средства “Карбопа” (Индия). Ряд лечебных учреждений своими письмами (с подписями главных врачей) отказались принимать этот препарат в связи с невозможностью использования его в полном объеме из-за ограниченного срока годности.
В то же время главные врачи Харьковской областной детской больницы №1 и Одесской областной детской клинической больницы отметили в письмах, что указанная поставка осуществляется в соответствии с заявкой 2015 года, а по состоянию на 23.02.2017 в больнице имеется необходимый препарат в достаточном количестве. Из Запорожья ответили, что “из-за отсутствия поставки данного препарата путем централизованной поставки за средства областного бюджета в 2016 году был закуплен препарат “Карбоплатин” в достаточном количестве”. Нет необходимости принимать залежалый товар и у волынян.
По состоянию на 01.07.2017 г. в учреждениях здравоохранения и на складе ГП “Укрвакцина” учитываются остатки материальных ценностей, закупленных за счет государственного бюджета 2015 года по направлению “детская онкология”, всего на сумму 90 754,5 тыс. грн или 26,0 проц. от общей суммы, на которую закуплен товар по указанному направлению.
В интервью “Ракурсу” представитель Crown Agents (именно этому агентству поручили закупку лекарственных препаратов и средств медицинского назначения по программе детской, взрослой онкологии и онкогематологии за бюджетные деньги 2015 года) так объяснила особенность закупок по этой программе: “Онкологические препараты — сложные комплексные лекарственные средства, очень активный класс веществ с ограниченным сроком годности. Они не могут лежать на полках целый год <...> У нас другая концепция — не разовая закупка 100-процентного объема, а бесперебойная поставка в течение года. Однако для того, чтобы лекарственные препараты поставлялись бесперебойно, решения должны приниматься быстро”.
Просроченные лекарства Crown Agents обещали заменить, так описав особенности процедуры: “Что касается замены лекарств, закупленных за счет средств государственного бюджета 2015 года, срок годности которых либо истек, либо близок к этому, то Crown Agents имеет все необходимые предварительные соглашения от поставщиков, чтобы завершить такую замену. Но пока что Crown Agents ожидает точного количества таких лекарств от больниц для доставки их в единое место. В соответствии с международными стандартами, для замены лекарств, срок годности которых истек, существует официальная процедура, которая предусматривает централизованный сбор, передачу производителям и уничтожение препаратов самими производителями. Только после этого новые лекарства могут быть отправлены на место назначения”.
Вряд ли этих нюансов не знали в Минздраве, подписывая договоры с международными организациями. Или невнимательно читали?
Согласно информации о состоянии выполнения государственных программ, поставке в регионы и списании в регионах лекарственных средств, закупленных за средства госбюджета, по состоянию на 30.06.2017 на складе ГП “Укрвакцина” учитывались материальные ценности, закупленные по направлению “детская онкология”, на сумму 516,8 тыс. грн. Эти товары возвращены учреждениями из-за завершения срока их годности.
Crown Agents сообщила Минздраву в письме от 6 июня 2017 года о том, что заменит два препарата с истекающим сроком годности в июне 2017 года. Поставщик также поставил препарат “Метотаб” со сроком годности до 2 ноября 2018 года для замены на склад ГП “Укрмедпостач”, о чем уведомил профильное министерство. Однако по состоянию на 26.07.2017 г. акт о приеме этого товара между Минздравом и Краун не подписан.
В Минздраве также отсутствуют документы, подтверждающие письменное обращение министерства к Crown Agents с просьбой заменить часть препаратов с истекающим сроком годности. Минздраву было предложено провести работу над ошибками на одном из заседаний Постоянной рабочей группы по вопросам профильного сопровождения госзакупок, чтобы в дальнейшем эффективно и рационально использовать лекарственные препараты до истечения срока годности. Однако, согласно акту, в Минздраве отсутствуют документы, подтверждающие рассмотрение этого вопроса. Одной из причин неиспользования 11 наим. лекарственных средств до окончания срока годности является их получение, по решению Минздрава, со сроками годности меньше 15 месяцев или 75 проц. от общего срока годности. Еще один вопиющий момент. Выборочной проверкой установлено, что за счет средств госбюджета 2016 года по направлению “детская онкология” закуплено 6 наим. лекарственных средств на сумму 12 017,0 тыс. грн, в инструкциях по медицинскому применению которых использование их для детей не предусмотрено, или безопасность и эффективность применения препаратов детям не установлены, поэтому пациентам этой возрастной категории их не следует назначать. ...В Минздраве отсутствует порядок перераспределения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что приводит к длительному времени их выполнения, а в дальнейшем даже к истечению сроков годности препаратов. (Мониторинг за обеспечением медучреждений лекарственными препаратами предусмотрен в Положении о Департаменте, однако за конкретным подразделением такой функции не было закреплено. — Ред.) В одной статье невозможно описать все нарушения, зафиксированные Счетной палатой. Ясно одно: во главе угла стоят вовсе не интересы пациентов. Профильное министерство остается приверженцем пиар-монолога: фраза “на запрос Счетной палаты в отношении… Минздрав пояснения не дал” повторяется в документе буквально на каждой странице.
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.