Не слышно ни о громких увольнениях военных чиновников, ни о каких-либо правительственных решениях, позволяющих судить о том, что в этой сфере будет наведен хотя бы элементарный порядок.
Как ни странно, но инспекторы во главе с заместителем министра обороны П.Мехедом не обнаружили существенных проблем с обеспечением личного состава бронежилетами и касками, питанием, деньгами и иными материальными ресурсами. Оказывается, наши военнослужащие уже давно полностью всем обеспечены. Ну а вот сотни волонтеров, развозящих по воинским частям и блокпостам медикаменты, питание, бронежилеты, форму и каски, — просто вражеские агенты, стремящиеся опорочить “качественно организованное логистическое обеспечение” военнослужащих в зоне АТО.
П.Мехед, которого, кстати, предлагали на Майдане назначить министром обороны, сообщил руководителю правительства о том, что положительно оценивает систему материально-технического и медицинского обеспечения участников боевых действий. Расходятся между собой не только реальность и данные секретного заключения Мехеда, но и, например, данные по обеспечению бронежилетами МО и ГПУ: при необходимых 28 тысячах, на начало июля, по данным ГПУ, в армию “ушли” около 5 тысяч бронежилетов, а по данным замминистра Лищинского — без малого 8 тысяч…
Однако поступающая из зоны АТО информация свидетельствует о том, что чиновники Минобороны не спешат заниматься организацией нормальной логистики.
С приходом нового верховного главнокомандующего П.Порошенко, призывавшего жить по-новому, военное ведомство продолжает жить по-старому. А это, Петр Алексеевич, не “папередники”, это уже просчеты Вашей администрации. Кадровая политика в Минобороны — зона ответственности президента.
А кадры кто?
А кто сегодня обеспечивает работу тыла? Кто совершает “подвиги” с материально-техническим снабжением? У этих “героев” есть фамилии и имена.
Отправившись на передовую, пиар-министр обороны Гелетей забыл, а может и не знал, что его первый заместитель Б.Буца “сильно болеет”. И его больничный был открыт в связи с письмом бывшего исполняющего обязанности главы администрации президента С.Пашинского на имя А.Турчинова, в котором он открыто обвинил Б.Буцу во всех проблемах армии. (Текст письма см. на сайте ZN.UA).
Очевидно, С.Пашинский забыл, что Б.Буцу на эту должность назначал Кабинет министров во главе с А.Яценюком не без участия А.Турчинова, с которым это назначение должно было быть согласовано как с Верховным главнокомандующим. А посему за проблемы в армии должны солидарно ответить и эти должностные лица.
С.Пашинский утверждает, что именно первый замминистра обороны заблокировал приобретение для армии военного имущества за деньги благотворителей. А за короткий период фактического пребывания Б.Буцы на руководящих должностях в Минобороны им “были организованы коррупционные схемы в вопросах разработки, закупки вооружений, военной техники и боеприпасов, реализации и утилизации излишнего военного имущества”.
Инициированная Кабинетом министров проверка деятельности Б.Буцы, проведенная Нацгосслужбой, уже завершилась. Но о ее результатах предпочитают не говорить. Судя по тому, что Кабмин до сих пор не принял решение об увольнении чиновника, итоги проверки неутешительны для С.Пашинского, и Б.Буца может выйти сухим из воды.
В своем письме С.Пашинский упоминает о руководителях структурных подразделений Минобороны, которые также преуспели в “создании коррупционных схем” — И.Одноралове, А.Коратаеве и М.Гольдарбе.
К сожалению, мне не удалось найти в вышеупомянутого документе хотя бы одного документального подтверждения коррупционных деяний всех трех персонажей. Вероятно, С.Пашинский владеет более подробной информацией. Но вот эпизод из жизни М.Гольдарба вполне может быть рассмотрен правоохранительными органами более пристально.
В кадровом аппарате Минобороны хранится приказ №321 от 27 сентября 2013 года бывшего министра обороны П.Лебедева, которым солдату запаса Гольдарбу Максиму Юрьевичу — директору департамента внутреннего аудита и финансового контроля Минобороны — присвоено воинское звание… “полковник”. (Копию документа см. на сайте ZN.UA.)
Готовил и подписывал этот приказ генерал-майор С.Борисюк — директор департамента кадровой политики Минобороны. Источники в Минобороны сообщают, что С.Борисюк уже, как и Б.Буца, внезапно “приболел”.
В истории Украины были подобные прецеденты (например, история с первым зампредом СБУ Сацюком), однако большинство из них заканчивались уголовным производством по поводу незаконного получения званий и денежных средств.
Может, в Минобороны есть юристы, которые дадут правовую оценку данной ситуации? Думаю, вряд ли! В этом ведомстве на должности директора департамента правового обеспечения по-прежнему трудится полковник юстиции Д.Демьяненко — основная юридическая броня бывших министров обороны Д.Саламатина и П.Лебедева.
И по другим департаментам военного ведомства картина не менее удручающая. Президент даже лично потребовал от министра обороны уволить двух директоров департаментов этого ведомства, не справившихся с проведением закупок вооружений и амуниции. Но ситуацию это не спасет, поскольку в этих местах коррупционеры вырастают как грибы — и уничтожать надо всю грибницу до последнего корешка, а не сбивать ногами шляпки.
По прошествии нескольких месяцев “разродилась” заявлением Генпрокуратура, отметив, что изучает ситуацию с бездействием в сфере закупок руководителей структурных подразделений Минобороны, повлекшим гибель военнослужащих.
Однако прокурорам надо обратить внимание не только на само Минобороны с его кадрами, но и на ту структуру, которая формирует кадровую политику в этой сфере — администрацию президента, которая должна нести ответственность за провал кадровой политики в оборонной сфере.
А вот с доводами Инспекции по вопросам контроля деятельности военных формирований президентской администрации невозможно не согласиться. Инспекторы считают, что именно Кабинет министров не обеспечил организацию эффективной системы материально-технического обеспечения, своевременную закупку оружия, боевой техники, средств защиты, вещевого имущества, питания. Все это описано в совершенно секретном документе за №06-14-124Т от 23.06.2014 года, который, похоже, является тайной даже для президента. А вот для премьера точно не секретны два момента: во-первых, то, что за материальное обеспечение армии по Конституции отвечает правительство, во-вторых, из закрытых писем на имя премьера министров обороны Тенюха и Коваля абсолютно ясно, что правительство “проотвечалось”. Кроме того, напомню: только лишь 2 июля Кабмин Яценюка утвердил порядок использования средств, пересланных гражданами в пользу армии; только того же 2 июля Кабмин утвердил оборонный заказ, а тендерные процедуры упростил посредством парламента лишь в середине мая. Хотя война началась в марте…
Чье хлебало солдат объедало?
Радует, что в новостных репортажах П.Порошенко торжественно посещает чистенькие палатки с аккуратными столиками и стеклянной посудой. Но, к сожалению, потемкинская реальность, создаваемая военными командирами и кабминовскими чиновниками для руководителя страны, очень сильно отличается от действительности.
В то время как еду на блокпостах солдаты готовят себе сами, а волонтеры хоть как-то снабжают их продуктами, Кабинет министров устроил дебаты о неэффективности существующей системы обеспечения питания военнослужащих на принципах аутсорсинга.
Дело дошло до того, что премьер-министр в середине июня сего года поручил Госфининспекции вместе с Генеральной прокуратурой провести проверку соблюдения законодательства во время проведения процедур закупки услуг по питанию солдат.
Правительство прозрело, когда оказалось, что “на манеже все те же” — ООО “Укрпродакорд ОР”, “Авика”, “Адмет-груп” и ЧП “Артек-Союз”. Практически обо всех этих коммерсантах на страницах еженедельника уже писалось неоднократно. Мною полностью раскрыты все схемы разворовывания бюджетных средств, а правоохранительными органами открывались уголовные производства. Названы конкретные предприятия, через которые конвертировались миллионные сумы. И что? Да ничего! Как всегда, никто не наказан.
Напомню, что только в 2012 году из госбюджета с помощью таких теневых схем было похищено 288 млн грн.
Кстати, инспекторы из администрации президента даже удивились, что услуги по питанию армии оказывают те же компании, которые в предыдущие годы выводили в теневой сектор колоссальные суммы. А если еще и более глубоко изучить генезис этих структур, то окажется, что корни у них тянутся еще к 2008 году, когда Минобороны закупало у них драгоценную колбасу и почти золотые яйца.
Только через предприятие ООО “ОПТУКРПРОМ-ВР” в 20012-2013 годах Минобороны “прокачало” почти 252 млн грн. Контрагенты этого предприятия ООО “Белат” и “Риторио” перечислили часть из указанных средств ООО “Компьютер ТЕСВ”, “Санрин”, “БЮ-100”. А теперь самое важное. Мне кажется, что для правоохранительных органов будет несложно установить, что это за компании и какие “продукты” они поставляли своим контрагентам.
Еще один секрет полишинеля представители администрации президента изложили все в том же секретном документе, отметив, что система аутсорсинга в том виде, в котором она реализована в армии, не в состоянии обеспечить качественное питание личного состава, особенно в полевых условиях на блокпостах. Судя по докладу инспекторов, в войсках вообще отсутствует полевое холодильное оборудование для хранения свежего мяса, рыбы и других продуктов.
Лично мне не составило труда обнаружить это оборудование в вооруженных силах. Единственная проблема, что находится оно… в перечне излишнего военного имущества, предназначенного для реализации, который Минобороны в июле (!) отправило на согласование в министерства и ведомства. (Выдержки из документа см. на сайте ZN.UA.)
Но и это еще не все!
Особым цинизмом является то, что в этот перечень включено не только оборудование для организации питания солдат в полевых условиях, но и емкости для хранения и транспортирования воды, проблемы с обеспечением которой известны всем не понаслышке.
В этом же перечне, кроме полевых холодильников, мне удалось обнаружить и полевые кухни, и модульные кухни-столовые, и полевые пекарни, и даже целые хлебокомбинаты. И все это имущество так называемой второй категории, то есть, вполне пригодное к использованию. И Генштаб Куцина этот перечень согласовывал…
Может, чиновники Минобороны не знают, что 18 июня сего года их ведомство направило письмо Кабинету министров за №220/4252 (документ см. на сайте ZN.UA), где сообщается, что с учетом опыта продовольственного обеспечения в ходе АТО вооруженные силы необходимо обеспечить современными образцами технических средств приготовления пищи, транспортирования и хранения продовольствия и воды в полевых условиях, в частности, модульных столовых, холодильников-рефрижераторов, хлебопекарней малой мощности и т.д.
Как квалифицировать такую деятельность команды минобороновских тружеников, работающих над “эффективной” системой материально-технического обеспечения армии? Что это? Халатность, саботаж, диверсия или паранойя?
В указанном выше письме констатируется, что существующая в армии система обеспечения солдат питанием вполне устраивает Минобороны. Не устраивает лишь низкая стоимость солдатского пайка и отсутствие долгосрочных контрактов. Вероятно, трактовать это надо так, что сумма откатов не очень большая, да и коммерсанты не спешат платить эти откаты при такой чехарде министров.
И как сочетается все вышеизложенные противоречия и проблемы с пятым пунктом протокола совещания под руководством премьер-министра от 12 июня сего года, где Минобороны и Минюсту поручено провести анализ договорных отношений с субъектами хозяйствования относительно предоставления услуг по питанию и инициировать разрыв договоров, не отвечающих интересам государства? (Документ см. на сайте ZN.UA.)
А кто определит, отвечают эти договоры интересам государства, и инициирует их расторжение? Заместитель министра обороны А.Лищинский, который по функционалу отвечает за все материально-техническое снабжение в военном ведомстве? Вряд ли! Минобороны свою позицию изложило — у них все хорошо, а Минюсту это и вовсе незачем. Может, прокуратура всерьез займется “кормильцами”, или опять просто заработает денег?
В своем недавнем интервью Верховный главнокомандующий П.Порошенко заявил, что волонтеры являются символом поддержки армии и оказывают колоссальную помощь военнослужащим на передовой.
А вообще, Петр Алексеевич, волонтерское движение показывает бездействие военных чиновников и их неспособность организовать соответствующую военную логистику. В самом Минобороны даже не пытаются найти тех, кто отвечает за такое плачевное состояние дел в этой сфере.
Министерство, информируя правительство о проведенном служебном расследовании относительно неудовлетворительного материального обеспечения военнослужащих, принимающих участие в АТО, указывает, что значительное количество должностных лиц, которое влияло на процессы обеспечения армии, находится теперь в зоне АТО, и это не позволяет объективно и в полном объеме провести расследование и определить меру их вины. А посему, констатирует Минобороны в письме Кабмину, решение о привлечении к ответственности военных чиновников будет принято после окончания боевых действий и возвращения подразделений в пункты постоянной дислокации.
А зачем ждать окончания боевых действий? Надо дружно двинуться в военкоматы, где помимо штатных дармоедов, бегающих за малолетними пацанами для того, чтобы их, необученных, в качестве пушечного мяса отправить воевать, находится еще почти шестнадцать тысяч таких же мобилизованных бездельников, которых государство помимо всего прочего обеспечивает бесплатным питанием. Можете сопоставить это количество с количеством участников в АТО? Поверьте, цифры не будут очень разниться.
Еще одну замечательную схему практикуют наши военкомы, когда обеспечивают военнослужащих военным имуществом со складов. В ведомостях указывают стоимость имущества второй категории, а на самом деле выдают имущество четвертой категории, оценочная стоимость которого намного ниже. Куда идет разница? Кто и на каком этапе наживается на этой схеме — необходимо тщательно исследовать. Равно как и то, куда ушло качественное имущество… Но эта задача для правоохранительных органов.
Опасаюсь пристальнее взглянуть на подготовку армии к отопительному сезону, ведь в Минобороны можно обнаружить весьма интересный документ, инициированный все тем же А.Лищинским в самый разгар закупки топлива для котельных в воинских частях. Документ отнимает право у частей закупать топливо самостоятельно и обеспечивает централизацию этих закупок. А как еще иначе проконтролировать эти денежные потоки? В большинстве подобных ситуаций высокопоставленные военные чиновники воздевают глаза к небу, намекая на высокие инстанции, санкционировавшие подобные откатные схемы. Хотя, может, это исключение, и Лищинский за счет опта хочет снизить цену?
Почему никто не задаст вопрос военным чиновникам, по каким причинам на счетах Минобороны сегодня находится более 4 миллиардов гривен неиспользованных средств? И это в то время, когда большинство мобилизованных военнослужащих самостоятельно обеспечивают себя всем необходимым, в том числе бронежилетами и касками.
Вероятнее всего потому, что тяжело контролировать все процедуры закупок одновременно, иначе вдруг что-то пролетит мимо кассы.
По самым скромным подсчетам, количество амуниции, купленной военнослужащими самостоятельно или переданной благотворительными и волонтерскими организации, раза в два превышает то, что было закуплено силовыми ведомствами для обеспечения войск. Я сознательно опускаю конкретные цифры, дабы не подвергать опасности наших воинов, но состояние с обеспечением Минобороны средствами защиты военнослужащих критическое, а с учетом следующего этапа мобилизации ужасающее.
Одного не могу понять. Если у нас бронежилеты производит одна-две компании, то зачем мы содержим весь “Укроборонпром”, который давно уже мог наладить выпуск отечественных бронежилетов и кевларовых касок? Средства для этого нужны не ахти какие, а материалы и технологии у нас в стране давно разработаны, в том числе в Академии наук. Мало того. Украинская наука и промышленность исторически занимают ведущее положение в области материаловедения. Разработки отечественных ученых на основе карбида бора и карбида кремния позволяют создавать изделия для защиты личного состава и бронетехники, не уступающие лучшим мировым образцам, но с себестоимостью почти в два раза ниже, чем на мировом рынке. Разработки украинских ученых использовались для обеспечения войск НАТО, в том числе в Афганистане. Но не нами и не у нас…
Рога и копыта
или “Укроборонпром”?
Я сознательно упомянул Государственный концерн “Укроборонпром”. Эта контора уже давно перестала быть тем самым субъектом управления государственной собственностью в ОПК, коей ей предписывалось. А с учетом последних кадровых назначений офис на Дегтяревской можно заколачивать досками. Особенно радует, что руководителями структурных подразделений становится молодая поросль, ранее отметившаяся на организациях продаж медикаментов и презервативов, а также в прошлом обслуживавшая клиентов в дорогих отелях (в ранге администратора).
Такая же кадровая чехарда началась и на предприятиях, входящих в концерн. При этом трясут руководителей предприятий успешных. Технология поиска кормушек новоиспеченными управленцами из концерна не нова. Она повторяется каждый раз. А если бы два-три предприятия “Укроборонпрома” не принимали участия в выполнении оборонного заказа, то о роли концерна в обеспечении обороноспособности страны можно было бы вообще не упоминать.
Даже в условиях обострения ситуации на востоке страны новое руководство концерна продолжает линию своих предшественников — организацию тотальной распродажи имущественных комплексов предприятий-участников. С этой целью руководители концерна околачивают пороги министерств и ведомств для организации вывода предприятий из списка стратегических. Тогда можно спокойно провести дерибан их имущества. Естественно, что четвертому за полгода руководителю “Укроборонпрома”
Р.Романову некогда заниматься вопросами организации производства и поставок вооружений украинской армии, когда на повестке дня стоит распродажа излишнего имущества и земельных участков предприятий.
А еще генеральный директор концерна забыл, что выполнение поставок оружия в Ирак и Таиланд сорвано, не говоря уже о том, что ни одного шага не сделано для диверсификации рынков сбыта с учетом прекращения экспорта товаров военного и двойного назначения в Россию.
Не менее интересной проблемой для руководства концерна “Укроборонпром” должно было стать письмо Счетной палаты №02-1582 от 28.07.2014 года, где указано, что Минобороны при содействии госконцерна организовало коррупционную схему комиссионной распродажи военного имущества через посреднические структуры, а госбюджет недополучил соответствующие отчисления. Схема, по данным Счетной палаты, стартовала в 2012 году и работает до сих пор.
Кроме того, через предприятия концерна коммерческим структурам продавались боеспособная техника и оружие, вертолеты, зенитно-ракетные комплексы, стрелковое оружие и боеприпасы, которые затем перепродавались за рубеж, но уже по другим ценам. Где оседает дельта? Понятно, не в госбюджете!
Особым цинизмом попахивает ситуация с обнаруженной в порту “Октябрьск” бесхозной партией патронов. Оказывается, что с 2000 года в порту валяется пятьдесят миллионов патронов, которые “никому не принадлежат”. В Минобороны вообще отсутствуют какие либо учетные данные в отношении этих боеприпасов, хотя в порту известно, что поступили они из воинской части А1358 (с.Цвитоха). Не числится и дебиторская задолженность по результату передачи боеприпасов на реализацию. Об этом всем Минобороны проинформировало Кабинет министров в своем письме от 23.06.2014 года. И ничего! Вот так просто миллионы боеприпасов пылятся на портовых складах, а никто не знает, кто их владелец. Может, эти патроны не нужны ни МВД, ни Национальной гвардии, ни другим силовикам? БТРы, арестованные житомирским следователем в незапамятные времена, тоже никому не нужны? Они ведь в том же порту ржавеют! А как же постоянные обращения от этих структур к Минобороны с просьбами передать боеприпасы, оружие и боевую технику для обеспечения военнослужащих? (Документ см. на сайте ZN.UA).
Кстати, о боевой технике хотелось бы упомянуть отдельно. Точнее — о вертолетах.
А нужен ли стране
такой Литвин?
Меня до глубины души тронула позиция главы Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны (!) В.Литвина, который очень озаботился судьбой частного акционерного общества “Авиакомпания “Украинские вертолеты”, у которой в аренде находятся армейские вертолеты, используемые в миротворческих миссиях ООН.
Как пишет В.Литвин А.Турчинову в своем письме от 01.04.2014 года, эта компания не может вернуть по требованию Минобороны и Генерального штаба украинским вооруженным силам 16 вертолетов, поскольку это повлечет для компании и для государства негативные последствия (текст письма см. на сайте ZN.UA).
Далее В.Литвин указывает, что компания “Украинские вертолеты” ежемесячно перечисляет за аренду 5,5 млн грн платежей. А самое страшное при этом то, что для возвращения вертолетов в боевое состояние необходимо потратить почти 16 млн грн на каждую единицу техники. Уж очень сильно печется глава Комитета об экономии бюджетных денег. Вероятно, В.Литвин не в курсе тех потерь, которые понесла авиация в зоне АТО? Может быть, он не знает, что Минобороны и Национальная гвардия собираются дополнительно закупать вертолеты? По цене двух можно привести в боеспособное состояние 16 “литвиновских” вертолетов…
Однако, прознав о том, что в отношении руководителей “Украинских вертолетов” возбуждено уголовное дело, В.Литвин написал в июле сего года письмо главе правительства А.Яценюку, где указал, что, оказывается, на сегодня уже отпала потребность в возвращении 16 вертолетов в армию (текст письма на сайте ZN.UA). И кто из сотрудников МО сказал такое Владимиру Михайловичу? ГПУ не интересовалась?
К чему такая активность руководителя профильного комитета Верховной Рады в защите интересов частной авиакомпании в ущерб интересам собственной армии? Может, необходимо глубже изучить историю этого вопроса?
Можно себе представить, что будет дальше с армией и военнослужащими в зоне АТО, если большинство чиновников и политиков всех уровней с такой легкостью будут относиться к вопросам обеспечения вооруженных сил! У войны нет отпусков, черновиков и дублей. Соберитесь, господа ответственные! Иначе “разберут”…
Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ
Что скажете, Аноним?
[11:11 05 ноября]
[07:00 05 ноября]
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
16:30 05 ноября
16:10 05 ноября
16:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.