“Коммерсанту” стали известны детали планов Руслана Байсарова по разработке одного из крупнейших в России Элегестского угольного месторождения. К 2016 году подконтрольная бизнесмену Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) хочет довести уровень добычи до 5 млн тонн угля в год, затем — до 15 млн тонн. Общий объем вложений с учетом железной дороги, морского терминала и электростанции в Туве составит $9 млрд. ТЭПК надеется на кредиты ВЭБа и Сбербанка, сама готова финансировать до 25%. При текущих ценах на уголь проект может окупиться за 20 лет, но потребление угля в России падает, и ТЭПК будет сильно зависеть от экспортных рынков.
Сегодня Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова получит лицензию на разработку Элегестского угольного месторождения с запасами около 1 млрд тонн коксующегося угля (ТЭПК была единственным претендентом на конкурсе 26 апреля). Как рассказал “Коммерсанту” сам бизнесмен, ТЭПК намерена добывать на месторождении более 15 млн тонн угля в год, на этот объем компания будет постепенно выходить с 2017 года по завершении строительства железной дороги Элегест—Кызыл—Курагино. По условиям лицензии, выход на проектную мощность должен состояться в течение шести с половиной лет, то есть к ноябрю 2019 года.
Элегест может стать вторым крупнейшим проектом по добыче коксующегося угля в России после разработки “Мечелом” Эльги, где к 2018 году планируется добывать 18 млн тонн угля в год. Разработка Элегеста должна начаться уже в 2013 году (планируется добыть 200-300 тыс. тонн угля), к 2016 году ТЭПК рассчитывает выйти на добычу 5 млн тонн угля, которые будет перевозить автотранспортом. В проектирование и строительство ГОКа ТЭПК планирует вложить 45 млрд руб. Инвестиции в железную дорогу Элегест—Кызыл—Курагино (410 км, должна соединить месторождение с Транссибом) оцениваются в 195 млрд руб., ее пропускная способность составит до 27 млн тонн в год. Соглашение о строительстве ветки ТЭПК подписала в феврале с Минтрансом, правительствами Тувы и Красноярского края. Руслан Байсаров говорит, что ветка позволит перевозить также уголь с разрабатываемых в Туве месторождений “Северстали” и Evraz (мощности их проектов после 2018 года — 7 млн и 7,5 млн тонн угля в год соответственно). Раньше компании рассматривали возможность консорциума для строительства железной дороги, однако в конце 2012 года отказались от этой идеи.
По словам господина Байсарова, в строительство ГОКа и железной дороги ТЭПК сама намерена вложить 25% средств и привлечь кредиты под госгарантии. Предварительные переговоры проведены с ВЭБом и Сбербанком, детальные начнутся в августе. В Сбербанке и ВЭБе отказались от комментариев, но источник, близкий к госкорпорации, подтвердил факт переговоров. Для строительства порта и ТЭС также будут привлекаться заемные деньги, но пока нет определенности, в каких пропорциях и у каких банков, пояснил “Коммерсанту” представитель господина Байсарова.
Руслан Байсаров говорит, что ТЭПК будет экспортировать уголь в Южную Корею, Китай и Японию, а в перспективе — в Индию. По словам бизнесмена, уже прошли переговоры с рядом китайских и южнокорейских потребителей. Господин Байсаров участвовал в российской делегации, посетившей Китай в апреле, добавил собеседник “Коммерсанта”, знакомый с ее составом. Для экспорта угля ТЭПК за 15 млрд руб. построит к 2017 году терминал в порту Ванино мощностью перевалки 15 млн тонн угля в год (первая очередь на 3,5 млн тонн будет запущена в 2015 году).
Кроме того, “для обеспечения функционирования месторождения и ГОКа, а также снабжения теплом населения Тувы” ТЭПК построит в республике угольную ТЭС мощностью 200 МВт, рассказал господин Байсаров. Вложения оцениваются в 9 млрд руб., ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год. Годовые потребности станции в угле составят 200 тыс. тонн, поставлять его будет сама ТЭПК, так как в запасах Элегеста есть 15 млн тонн энергетических углей. Местные власти не раз просили крупных инвесторов, приходящих в республику, построить новую станцию вместо единственной в столице старой и проблемной Кызылской ТЭЦ. Участники рынка рассказывали “Коммерсанту” в марте, что тувинские власти инициировали внеплановые проверки Росприроднадзором выполнения условий лицензионных соглашений у работающих в республике структур Evraz, “Северстали” и En+, чтобы подтолкнуть компании к постройке ТЭС. Теперь решать энергетические проблемы Тувы будет ТЭПК.
Общие вложения ТЭПК в Элегестский проект, таким образом, составят около $9 млрд, которые компания планирует окупить за 15 лет. Олег Петропавловский из БКС считает более реалистичным срок окупаемости 20 лет, если оценивать проект исходя из текущих цен на уголь. В Туве качественный уголь, который требует минимального обогащения, отмечает аналитик, поэтому себестоимость добычи низкая. Так, “Северсталь” прогнозирует ее на участке Центральный Улуг-Хемского бассейна на уровне $20 за тонну. Получается, себестоимость продаж угля на условиях CFR в Китай у ТЭПК может составить $115, если везти уголь к Транссибу автотранспортом, и $70, когда будет построена железная дорога. Это 30% рентабельности даже в первом случае, ведь сейчас цены подобных контрактов достигают $150 за тонну, говорит господин Петропавловский. Но, добавляет он, ТЭПК будет полностью зависеть от высококонкурентных экспортных рынков, ведь потребление коксующегося угля в России будет, скорее всего, падать за счет перехода на новые технологии, позволяющие снизить расход кокса на четверть.
Анатолий ДЖУМАЙЛО
Что скажете, Аноним?
[13:45 27 декабря]
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
17:00 27 декабря
15:20 27 декабря
15:10 27 декабря
15:00 27 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.