Несмотря на заявление России о выходе из “зерновой инициативы”, суда с зерном продолжают выходить из портов Одессы. Россия больше не нужна?
31 октября 12 судов с 354 500 т агропродукции отправились из портов “Одесса”, “Черноморск” и “Южный” в страны Африки, Азии и Европы. Это произошло через день после того, как Россия заявила, что останавливает участие в “зерновом соглашении ”.
Причина выхода России из соглашения: якобы из-за “теракта” в Севастопольской бухте 29 октября. В Минобороны РФ заявили, что один из морских беспилотников, атаковавших корабли в Севастополе, якобы был запущен с судна, шедшего по “зерновому коридору”.
При этом еще 7 сентября президент РФ Владимир Путин заявил, что соглашение оказалось обманом. В сентябре Россия начала усложнять проход судов по “зерновому коридору”. Торговые суда, перевозящие украинское зерно, вблизи Босфорского пролива проверяет инспекционная группа, в которую входят представители Украины, ООН, Турции и России.
В октябре судно ждало проверку в Босфорском проливе в среднем 15—16 суток, тогда как в первой половине сентября этот показатель был чуть более двух суток, пишет Андрей Клименко, руководитель Мониторинговой группы по санкциям и свободе судоходства.
“Зерновое соглашение” предусматривает, что военные корабли и самолеты не имеют права приближаться к морскому гуманитарному коридору, по которому идут корабли с зерном, ближе чем на 10 миль, объясняет Клименко. Также стороны не могут атаковать суда и порты, задействованные в сделке. “Фактически Россия обеспечивала безопасность зернового коридора фактом невмешательства”, — говорит он.
Соглашение приносит Украине четверть всей экспортной выручки — около $1 млрд в месяц. В сентябре по морю было экспортировано 3,8 млн т зерна, или 55% всего экспортируемого зерна, свидетельствуют данные Мининфраструктуры.
Зарабатывает Турция. Стоимость прохода через Босфор приносит ей около $50 000—70 000 за каждое судно грузоподъемностью 25 000—75 000 тонн, говорит директор компании BPG Shipping Геннадий Иванов. Кроме того, “зерновой коридор” позволяет загрузить флот турецких судовладельцев. Фрахт судов для перевозки зерна из Украины на 80—100% выше, чем из “мирных” портов Черного моря, говорит он.
Что Украина экспортирует по “зерновому коридору”
Сможет ли “зерновой коридор” работать без участия России
Существует два возможных сценария. Оба зависят от действий Турции.
-
Украина продолжит максимально использовать “зерновой коридор” и дополнит его другими товарами, например металлургией. При таком сценарии Турция должна защитить “зерновой коридор” своим военно-морским флотом, который сильнее российского, говорит Клименко. Он уверен, что Россия не пойдет на конфронтацию с Турцией.
-
Если судовладельцы не получат новых гарантий безопасности, месячный объем украинского морского экспорта упадет в четыре раза — до 1 млн т, прогнозирует основатель логистической компании The Charterers Олег Солодухов. При этом стоимость фрахта вырастет на 30%. “Большинство судовладельцев не захочет рисковать и идти в черноморские украинские порты”, — говорит он.
Сигналы продления “зернового соглашения”
Рынок сдержанно реагирует на возможный разрыв “зернового соглашения”. 31 октября фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже подскочили более чем на 5%, а кукуруза подорожала более чем на 2%, сообщает Reuters. Декабрьские фьючерсы на продовольственную пшеницу на французской бирже МАТИФ повысились примерно на 3%, или на €10/т, добавляет вице-президент по экономическому образованию Киевской школы экономики Олег Нивьевский.
Страховая компания Ascot 31 октября сообщила, что оставляет в силе действующие недельные страховые полисы на перевозку зерна из украинских портов, говорит менеджер по развитию брокерской компании Maxigrain Елена Нероба. Правда, новые страховые контракты компания пока не подписывает.
31 октября инспекторы от Турции и ООН ускорили проверку судов вблизи Босфорского пролива. Сегодня было проверено 40 судов, что в четыре раза больше, чем в предыдущие дни. Однако проверяются только те корабли, которые уходят из Украины.
“Турция и ООН решили пока не проверять пустые суда, которые идут в Украину, — говорит она. — Поэтому их пока не пропускают через Босфор”.