Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Россия ищет новых союзников в газовой войне с Украиной

[08:49 02 марта 2016 года ] [ Апостроф, 1 марта 2016 ]

“Газпром” собирается присодиниться к проекту “Посейдон”, чтобы обойти Украину с юга.

Россия, потратившая на реализацию “Южного потока” миллиарды евро, которые после запрета проекта Еврокомиссией, в буквальном смысле “вылетели в трубу”, продолжает поиск путей обхода украинской ГТС по южному направлению. Новая идея “Газпрома” состоит в подключении к замороженному ранее итало-греческому проекту “Посейдон”, который одобрен Еврокомиссией. С этой целью 24 февраля российский “Газпром” подписал меморандум с итальянской Edison SpA и греческой DEPA SA. Впрочем, эксперты полагают, что разрешение на часть проекта не означает, что он получит одобрение, когда к нему подключится Россия. Неясно также, удастся ли Кремлю договориться с третьими странами, чтобы соединить с “Посейдоном” российскую трубу, и сможет ли “Газпром” найти деньги на реализацию проекта.

Новый старый газопровод

24 февраля в Риме председатель правления российского ПАО “Газпром” Алексей Миллер, главный исполнительный директор итальянской Edison SpA Марк Бенайун и главный исполнительный директор греческой DEPA SA Теодорос Китсакос подписали “Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию” с целью организации южного маршрута поставок российского природного газа в Европу.

Все три подписанта меморандума намеренно подчеркивают, что базой для нового маршрута станет законсервированный проект ITGI Poseidon, одобренный ранее Евросоюзом.

“Соглашение отражает заинтересованность сторон в маршруте поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию. Для этого стороны намерены использовать в максимально возможном объеме результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon”, — сказано в сообщении пресс-службы “Газпрома”.

“Потенциальный проект нового маршрута поставок, реализация которого будет осуществлена при полном соблюдении законодательства ЕС, повысит надежность газоснабжения Италии, а также упрочит ее роль в качестве крупного газового хаба Южной Европы, что соответствует целям Национально энергетической стратегии”, — отметил, комментируя подписание документа, главный исполнительный директор Edison SpA Марк Бенайун.

“Возрождение проекта ITGI Poseidon усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов”, — подчеркнул главный исполнительный директор DEPA SA Теодорос Китсакос.

Цели России в реализации этого проекта очевидны — обойтись без украинской ГТС при транзите российского газа в страны ЕС. С этой же целью задумывались ранее “Южный поток” и “Турецкий поток”. Планировалось, что их мощность составит 63 млрд куб. м/год каждый. Напомним, что реализацию проекта “Южный поток” Россия вынуждена была прекратить в декабре 2014 года из-за противодействия Еврокомиссии. Переговоры по “Турецкому потоку” были приостановлены в конце 2015 года в результате резкого ухудшения отношений между Россией и Турцией после истории со сбитым российским бомбардировщиком Су-24.

Хотя эти “потоки” не были построены, они дорого обошлись России. По оценкам экспертов, общие расходы на строительство “Южного потока” на территории России (южный коридор) составили €13 млрд. А если учесть предварительные работы на территории ЕС, то и во все €17 млрд. К тому же отказ от строительства привел к новым расходам для россиян. “Газпрому” пришлось выплатить около $1 млрд Eni, Wintershall и EdF за принадлежащие им 50% South Stream Transport. А в декабре 2015 года компания Saipem (Италия) подала иск к “Газпрому” на €759 млн за неоплату выполненных работ.

Несмотря на финансовые потери, Россия не оставляет попытки обойти украинскую ГТС с юга. О серьезности намерений Кремля может свидетельствовать выбор новых союзников. Оба партнера “Газпрома” по нынешнему меморандуму — серьезные игроки на газовом рынке своих стран. Итальянская Edison SpA входит в состав EDF (Électricité de France — крупнейшая государственная энергогенерирующая компания Франции и крупнейшая в мире компания-оператор атомных электростанций) и занимается закупкой, разведкой, добычей и реализацией углеводородов, а также производством и сбытом электроэнергии. и. В 2015 году Edison импортировала 12,7 млрд куб. м газа, 21% от общего объема импорта газа в Италии. Греческая DEPA Group занимается оптовыми закупками, торговлей и поставками природного газа промышленным потребителям и частным лицам. Государству принадлежит 65% акций, 35% — греческой нефтеперерабатывающей компании Hellenic Petroleum S.A.

Газовый “Посейдон”

Проект ITGI (Interconnector Turkey — Greece — Italy) планировался в рамках проекта “Южный газовый коридор” из Турции через Грецию в Италию. “Его забраковали в 2009 году, проекте “Посейдон”, — пояснил партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — Никто его возрождать не собирался, поскольку он стал ненужным из-за продвижения проекта TAP (Турция — Албания — Южная Италия через Грецию)”.

Poseidon — проект строительства морской части этого газопровода, который должен был пройти по дну Ионического моря и соединить газотранспортные системы Греции и Италии. Участниками итало-греческой части ITGI на паритетных началах являлись Edison и DEPA (без Газпрома), которые занимаются проектом с 2003 года. В рамках проекта планировалось проложить трубу мощностью 8 млрд куб м в год и длиной 807 км. Из них 217 км — под водой. Труба должна была пройти от Комотини (северная Греция) до Апулии (Италия). А в самом Комотини ITGI должен был присоединится к газопроводу Греция-Турция. В результате планировалось создать единую систему по поставке каспийского и ближневосточного газа в Южную Европу.

“Этот проект всегда был лишь частью больших проектов — “Южного” или “Турецкого” потоков. В меморандуме четко сказано о “третьих странах”, которые должны принимать в нем участие — это или Болгария, или Турция. С Турцией все ясно пока. Для болгар ЕС может сделать исключение — при условии достижения глобального компромисса России и ЕС”, — отметил “Апострофу” член набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Эксперты полагают, что главным недостатком проекта ITGI было отсутствие для него газа. Дело в том, что Азербайджан, чей газ теоретически мог поставляться для этого проекта, отдал предпочтение газопроводу TAP. Это маршрут из Турции в Италию через Грецию и Албанию, реализация которого сейчас находится на стадии подготовки.

Таким образом, возрождение проекта ITGI имело бы смысл для его участников, а также для для России, если по нему будет транспортироваться российский газ. Который, скорее всего, перенаправят из украинской ГТС после 2019-го года. При этом для связки потребителя и продавца придется также проложить газопровод по дну Черного моря.

Нажмите для увеличения

Есть ли деньги и возможности

Когда в 2002 подписывалось соглашение о строительстве итало-греческой части газопровода (проект Poseidon), он предусматривал строительство нитки от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость этого проекта оценивалась в 2008 году в €1 млрд, строительство морского участка — €350 млн. При этом стоимость участка Турция-Греция названа не была.

Ряд экспертов сомневаются в том, что на сегодняшний день “Газпром” сможет найти средства на осуществление масштабной стройки. “Газпром” на этот год не выделил ни одной копейки ни на “Турецкий”, ни на “Южный” потоки. “Газпром” ничего не делает, только бумаги подписывает”, — считает Михаил Крутихин

При этом, полагают эксперты, на стоимость проекта существенное влияние может оказать пропускная способность газопровода. “Если стоимость не будет превышать стоимость “Турецкого потока”, то консорциум в рамках проекта, конечно, может привлечь такую сумму, — считает советник главы правления Международного центра перспективных исследований Вадим Перебийнос. — Решение “Газпрома” о прекращении транзита газа через Украину после 2019 года может стимулировать европейских и других кредиторов. Для “Газпрома” же вопрос сохранения европейского рынка является стратегическим, несмотря на экономические риски”.

Юрий Корольчук поясняет: “Даже если измерить деньгами, то это незатратный проект — условно 300 км. Со всем-всем это повлечет 2 млрд. евро максимум. Но “Газпром” пока не рассматривает это как инвестицию”.

Также непросто участникам проекта будет привлечь кредитные ресурсы. “Сейчас у “Газпрома” нет на него денег, а западные подрядчики побоятся заключать с “Газпромом” соглашение под угрозой введения против него санкций, — считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Заключение этого меморандума позволит Edison и DEPA получить скидки на российский газ, а российские подрядчики смогут продолжить строительство южного коридора — газопроводы-подводы на российской территории до берега Черного моря, которые сейчас заморожены из-за приостановки “Южного потока” и неопределенности с “Турецким потоком”, полагает эксперт.

На реалистичность проекта влияют также позиция ЕС, которая может фактически запретить его реализацию, как это случилось с “Южным потоком”, а также фактор неопределенности с выбором страны-транзитера (в меморандуме названы абстрактные “третьи страны”), через которую российский газ будет поставляться до Греции.

По словам главы “Газпрома” Алексея Миллера, до конца 2016 года будет проводиться оценка целесообразности реализации проекта, но для его начала “обязательно потребуется официальная позиция Еврокомиссии по поддержке этого маршрута”. Ранее Владимир Путин также ставил условием реализации проектов поставок российского газа в Европу позицию европейских властей, когда маршрут “является приоритетным, и Еврокомиссия будет его поддерживать”.

Следует отметить, что на данный момент ITGI как раз входит в список таких приоритетных проектов (Project of Common Interes, PCI). Также важно, что на ITGI распространяется действие Третьего энергопакета ЕС сроком на 25 лет (норма касается возможности доступа к трубопроводу сторонних компаний). Впрочем, это разрешение все же не учитывает, что к проекту присоединится российская труба.

Нерешенным остается и вопрос, как соединить российский газопровод с территорией Греции, которая не имеет выхода к Черному морю. Сделать это можно, проложив участок либо через территорию Болгарии или Румынии (члены ЕС), либо через территорию Турции. При этом, учитывая напряженные российско-турецкие отношения, участие Турции в проекте маловероятно, считают эксперты.

“Совершенно не ясно в этом меморандуме, через какие такие “третьи страны” в Грецию попадет российский газ из Черного моря, — говорит Михаил Крутихин. — Они давно в карту заглядывали? Надо тянуть в Грецию через Турцию, через Болгарию, через Румынию? Через кого они потянут эту трубу? Без какого-то представления о том, о чем они собственно заключили меморандум — это абсолютно пустая бумажка”.

Отметим, что развитие Южного газового коридора является для ЕС приоритетным, поэтому в случае согласования формальностей по новому проекту, он может составить конкуренцию для Трансадриатического (ТАP) и Трансанатолийского (TANAP) газопроводов, которые уже включены в список приоритетных проектов ЕС (PCI). Болгарский вариант для участников проекта выглядит привлекательным с учетом того, что Болгария и Греция уже подписали соглашение о строительстве газопровода IGB (совместный проект государственной Bulgarian Energy Holding и IGI Poseidon, который планируется завершить в 2018 году). Строительство 182-километрового газопровода оценивается в €220 млн евро, €45 млн из которых предоставит ЕС. Первоначальная годовая мощность газопровода составит 3 млрд кубометров газа, но она может быть увеличена до 5,5 млрд кубометров, когда газопровод соединят с TAP, который пойдет из Прикаспия в Западную Европу.

Однако присоединение России к IGB, считают эксперты, это фактически возрождение “Южного потока”, который бесславно закончился как раз после отказа ЕС и, в частности Болгарии, его поддержать.

Поэтому, учитывая вышеизложенные факторы, пока вряд ли можно говорить каком-либо реальном будущем этого газотранспортного проекта. Впрочем, подписание нового меморандума между российской, итальянской и греческой компаниями вполне можно воспринимать, как некое политическое заявление.

“Это ответ Италии и Греции Евросоюзу, где их сейчас “оскорбляют”. Итальянцам не понравилось то, что ЕС дает зеленый свет “Северному потоку”, а перед тем закрыл “Южный поток”, — считает Корольчук. — Греки участвуют, потому что страны ЕС их игнорируют с миграционными проблемами”.

Для россиян же важно дальнейшее укрепление влияния в странах на юге Европы — Болгарии, Греции, Италии. И, конечно же, важнейшая цель России — усилить позицию на переговорах с Украиной и ЕС относительно транзита через украинскую ГТС после 2019 года, предъявив аргументы в пользу его несостоятельности.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.