Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рейтинг эффективности ритейлеров-2015

[10:55 20 января 2016 года ] [ Forbes-Украина, 19 января 2016 ]

Грядущий антирекорд: 2016 год станет испытанием для новых бизнес-моделей ритейлеров.

Forbes представляет первый рейтинг эффективности ритейлеров. Традиционно мы анализировали выручку игроков, но для рейтингования участников использовали выручку, которую они получают с 1 кв. м торговой площади.

Прошлый год оказался очень тяжелым для всех ритейлеров. Основная причина — резкое падение спроса. Украинцы стали покупать меньше товаров и ориентироваться на более дешевые.

Так, по данным Государственной службы статистики, за январь—ноябрь 2015‑го объем розничного товарооборота сократился до 918,38 млрд гривен, что на 21,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В натуральном выражении снижение выглядит более впечатляющим. Никакой сведенной статистики нет, но игроки непродовольственной розницы говорят о падении продаж на 30—40% в зависимости от товаров и игрока рынка.

Свою роль в ухудшении ситуации сыграли и курсовые скачки. Если продовольственная розница постаралась минимизировать импортную зависимость за счет переориентации на украинские товары и развития собственных торговых марок, то у ритейлеров, работающих в непродовольственном сегменте, этой возможности в большинстве случаев не было. Естественно, при такой неблагоприятной рыночной ситуации никакого агрессивного развития быть не могло. 2016‑й же грозит поставить антирекорд по количеству открытых торговых точек.

Многие игроки в 2015 году оптимизировали сети: малоприбыльные торговые точки закрывались, а формат магазинов пересматривался в сторону уменьшения арендуемых площадей. 2015‑й также стал годом мультиформатности. Даже те игроки, которые раньше сомневались, приняли решение об освоении интернет‑площадок. Например, компания “Ультра” (бренды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) и группа компаний MTI. Этот формат коммуникации с покупателями активно осваивают и магазины по продаже бытовой техники и электроники “Алло” и “Эльдорадо”.

Что ожидает игроков в 2016 году? Оптимистического сценария не существует. Выживут лишь те, кто смогут максимально адаптировать стратегию развития бизнеса к кризису.

# Ритейлер Компания Выручка за первое полугодие
2015-го, млн грн
Оценка эффективности 1 кв. м
торговой площади, тыс. грн
1 Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун “АТБ-маркет” 17 967,90 63—65
2 Владимир Цой, Сергей Башлаков,  наследники Олега Дона MTI 1780,5 60—62
3 Ринат Ахметов “Украинский Ритейл” 2010,0 57—59
4 Руслан Шостак, Валерий Киптык Varus, ЕVA 4704,9 50—52
5 Владимир Костельман, Роман Чигирь, Олег Сотников Fozzy Group 19 232,30 41—43
6 Григорий и Дмитрий Деревицкие “Алло” 1049,2 38—40
7 Жерар Мюлье “Auchan Украина” 4031,3 37—39
8 Святослав Нечитайло “Эко-маркет” 2448,5 34—36
9 Давид Тетруашвили “Брокард-Украина” 760,8 30—32
10 Концерн REWE Group “Billa Украина” 938,9 28—31
11 A.S. Watson Group Watsons 1242,7 27—29
12 Михаил Весельский “Евротэк” 1423,8 26—28
13 Виктор Полищук “Эльдорадо” 3333,6 25—27
14 Роман Лунин “Ритейл Групп” 3094,7 24—26
15 Раймондас Туменас Novus 1962,6 22—25

Как мы считали

Рейтинг самых успешных ритейлеров — ранжированный список собственников украинских торговых сетей. При расчете учитывалась общая и торговая площади сети. Итоговые места в списке распределены с учетом эффективности квадратного метра торговой площади (отношение выручки к площади сети). В случае если компания управляет несколькими брендами торговых сетей, показатели суммировались. При оценке эффективности выручка торговых сетей от онлайн-продаж не учитывалась. При подсчете использовалась информация, полученная от компаний, консалтинговых агентств, а также на основании данных из открытых источников информации.

 

Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков, Виктор Карачун
Продовольственная сеть “АТБ”
Выручка за первое полугодие 2015: 17,97 млрд гривен

Весной народные депутаты заподозрили “АТБ”  — крупнейшую продовольственную сеть Украины — в финансировании террористов, и предложили ее национализировать. Владельцам “АТБ” стоимость актива обещали компенсировать. Соответствующий законопроект авторства 15 народных депутатов (от Радикальной партии, “Батькивщины”, Блока Петра Порошенко, “Самопомощи”, “Народного фронта”, “Свободы” и внефракционного Владимира Парасюка) был даже зарегистрирован в Верховной раде. В ответ сеть пообещала отстаивать свои права в судах. Испугались нардепы угроз “АТБ” или нет  — неизвестно, однако документ, вопреки сопротивлению Парасюка, был отозван по инициативе Олега Ляшко. На Донбассе сеть потеряла 152 магазина, а всего убыток от военных действий она оценивает в 7 млрд гривен.

Владимир Цой, Сергей Башлаков, наследники Олега Дона
MTI (Оптовая и розничная торговля одеждой, обувью и пр.)
Выручка за первое полугодие 2015: 1,78 млрд гривен
Прошедший год компания MTI в сегменте обувного ритейла посвятила осваиванию интернет‑площадок. Товар, заказанный онлайн, можно забрать в любом магазине, а в самих торговых точках появится возможность разместить онлайн‑­заказ на недостающую модель. Для ритейлеров сейчас внедрение мультиканальности — это возможность поддержать падающий спрос. Свои позиции MTI усилила и по другим направлениям. Один из собственников компании Сергей Башлаков стал депутатом Киевсовета. Он является заместителем главы депутатской фракции “Объединение “Самопомощь” и замглавы постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики.
Ринат Ахметов
Сеть фрешмаркетов “Брусничка”
Выручка за первое полугодие 2015: 2,01 млрд гривен

Последний год оказался тяжелым для сети фрешмаркетов “Брусничка”, принадлежащей Ринату Ахметову. Весной девять нардепов зарегистрировали законопроект, который обвинил сеть в пособничестве терроризму, и предложили национализировать все магазины. Документ в парламенте не рассмотрели, но управляющая компания “Украинский ритейл” закрыла 54 маркета на Донбассе, а с июня полностью остановила развитие сети. Спустя несколько месяцев глава СБУ Василий Грицак обвинил сеть в минимизации налогов на 500 млн гривен и сообщил об обысках, проведенных в структурах “Бруснички”. В самой сети факт обысков опровергли, а СБУ больше заявлений не делала.

Руслан Шостак, Валерий Киптык

Varus, EVA
Выручка за первое полугодие 2015: 4,70 млрд гривен

В 2014 году двери распахнули 23 продовольственных магазина Varus, 13 из которых находятся в столичном регионе. В 2015‑м сеть пополнилась только двумя новыми супермаркетами. С одной стороны, это связано с большим количеством открытий в 2014‑м, когда план был перевыполнен вдвое, а с другой — с общим кризисом и значительно возросшими инвестициями в открытие объекта и, соответственно, меняющимся сроком окупаемости магазина. Вторая сеть партнеров — EVA, работающая в формате дрогери, развивалась более динамично. За 2014 год открылось 75 новых точек, а в 2015-м планировали пополнить сеть еще сотней магазинов. В зоне АТО партнеры потеряли 30 магазинов EVA и один Varus.

Владимир Костельман, Роман Чигирь, Олег Сотников
Fozzy Group
Выручка за первое полугодие 2015: 19,23 млрд гривен
Fozzy Group, в состав которой входят магазины “Сiльпо”, “Фора”, Le Silpo и Fozzy C&C — закрытая группа, она проигнорировала не один запрос Forbes. Известно, что Fozzy Group потеряла около десяти торговых точек в Крыму в 2014 году. Однако в 2015‑м компания восполнила потери за счет открытия около 20 магазинов “Сільпо” на месте торговых точек “Амстор”. К концу года Fozzy Group запустила продажи специального тарифа мобильной связи Yezzz! для гостей торговой сети “Сільпо”. Мобильный сервис интегрирован с программой лояльности сети “Власный Рахунок” (свыше 10 млн человек). Услуга работает на базе оператора “МТС Украина”.
Григорий и Дмитрий Деревицкие
Сеть портативной электроники “Алло”
Выручка за первое полугодие 2015: 1,05 млрд гривен
Основная задача компании на 2016‑й — создать синергию сайта и розничного магазина. С этой целью еще в прошлом году она начала изменять формат торговых точек в пользу шоу‑румов. Кроме того, компания зарегистрировала товарный знак “Алло Банк”, под которым будет развивать финансовые услуги: кредитного брокера, онлайн‑переводов/платежей и страхования. В декабре интернет‑магазин allo.ua стал первым украинским онлайн‑игроком, запустившим оплату покупок криптовалютой  — биткоинами.
Жерар Мюлье
Сеть гипермаркетов Auchan
Выручка за первое полугодие 2015: 4,03 млрд гривен
Сеть “Auchan Украина” включает 10 торговых точек, которые работают в Киеве, Львове, Одессе, Кривом Роге и Запорожье. В 2015 году компания пошла на неожиданный шаг и открыла во Львове магазин площадью менее 5000 кв. м. Это намного меньше традиционных торговых точек французского ритейлера, а стоимость запуска составила 100 млн гривен. Например, площадь магазина во львовском ТРЦ King Cross Leopolis — 13 000 кв. м. Таким образом компания частично компенсирует потерю донецкого гипермаркета (в 2014 году сеть также передала магазин в Крыму российской Auchan) и не закончила 2015‑й без открытий. Ранее планировалось, что в 2015 году заработает новый Auchan в составе столичного торгово‑развлекательного центра Respublika, открытие которого перенесли на неопределенный срок.
Святослав Нечитайло
Продовольственная сеть “Эко-маркет”
Выручка за первое полугодие 2015: 2,45 млрд гривен
По информации Forbes, в 2015 году продовольственная сеть “Эко‑маркет” приобрела своего конкурента — сеть магазинов “Бiмаркет”, которая включает 18 торговых точек. В “Эко‑маркете” эту информацию комментируют расплывчато: “ООО “Эко” рассматривает предложения относительно предоставления “Бiмаркету” в пользование своего торгового знака для товаров и услуг “Эко‑маркет”. Если такая информация подтвердится, мы выпустим официальное сообщение”. Сейчас сеть “Эко‑маркет” объединяет 104 торговые точки, две из которых открылись в 2015 году, а четыре  — в 2014‑м. На Донбассе сеть потеряла 10 магазинов, а в Крыму — один.
Давид Тетруашвили
“Брокард Украина”
Выручка за первое полугодие 2015: 0,76 млрд гривен

Курсовые скачки компания “Брокард‑Украина”, которая управляет магазинами под торговыми знаками Brocard, Bonjour, “Л’Этуаль” и М.А.С, пережила стоически. Несмотря на сложности, компания не отказалась от новогодних скидок. Правда, конкуренты обвиняют ее в манипулировании акциями во время проведения “черной пятницы”. Сеть “Л’Этуаль” завышала стоимость определенных видов товаров, вместо того чтобы снижать цены. В кризисные времена компания выбрала стратегию развития в более устойчивом премиальном сегменте. Магазины Brocard премиального формата открыли в столичных торговых центрах “Универмаг “Украина”, “Мандарин Плаза”, ТЦ “Глобус” и во львовском торговом центре Forum Lviv. В октябре 2015 года был открыт магазин М.А.C. в первой очереди ТРЦ Dream Town.

Концерн REWE Group
Продовольственная сеть Billa
Выручка за первое полугодие 2015: 0,94 млрд гривен
В ноябре 2015‑го представители концерна REWE заявили о намерении удвоить сеть до 2020 года. Только эти планы касаются не Украины, а Российской Федерации. Сейчас продовольственная сеть Billa объединяет в РФ 100 розничных точек, которые расположены в Москве и области. В Украине за 2015 год компания не открыла ни одного нового супермаркета. В 2014‑м сеть хотя и развивалась, но в полной мере планы не реализовала: открылись четыре новых супермаркета, хотя изначально планировалось 11. В целом 2015 год выдался для Billa печальным: летом умер основатель сети Карл Влашек. В 1996‑м он продал свое детище германской группе Rewe за $1 млрд.
A.S. Watson Group
Сеть дрогери Watsons
Выручка за первое полугодие 2015: 1,24 млрд гривен
В 2015 году сеть открыла 400‑й магазин, он начал работать в львовском ТРЦ King Cross Leopolis. Магазин стал первой торговой точкой нового формата. В нем будут представлены зоны для покупателей, где планируют тестировать товары, а также проводить мастер‑­классы. В 2016‑м участники рынка ждут от компании старта интернет‑площадки. Если онлайн‑продажи будут запущены, Watsons станет первым игроком на рынке товаров для дома и красоты, который освоит интернет.
Михаил Весельский
“Евротэк”
Выручка за первое полугодие 2015: 1,42 млрд гривен

Первое полугодие для “Евротэка”, управляющего продовольственными сетями “Фреш”, “Арсен”, “Квартал” и “Союз”, прошло достаточно спокойно, зато под конец года рынок потрясла новость о покупке компанией крупной продовольственной сети “Барвинок”. Ранее собственником сети был инвестиционный фонд Abris Capital Partners. Официально стороны сделку не комментируют, эксперты ее стоимость оценивают в 10—12 млн евро. Для “Евротэка” приобретение сети “Барвинок”, объединявшей 51 магазин, означает увеличение торговых точек до 115 и вхождение в пятерку крупнейших продовольственных ритейлеров Украины. Часть вырученных “Барвинком” от сделки средств должна пойти на погашение его долгов перед дистрибьюторами. Сейчас на сеть подано более 20 исков с требованием вернуть долги в размере от 150 000 до 700 000 гривен.

Виктор Полищук

Сеть бытовой техники и электроники “Эльдорадо”

Выручка за первое полугодие 2015: 3,33 млрд гривен

 

 

В начале года на рынке активно обсуждали возможное слияние конкурентов — “Эльдорадо” и “Фокстрота”. Но обе стороны опровергали потенциальные переговоры. Пока же ритейлер “Эльдорадо” сосредоточился на мелких игроках и намерен открыть до девяти магазинов на месте торговых точек небольшой сети по продаже бытовой техники и электроники Vicotec. Площадь каждого из магазинов, расположенных в районных центрах, составляет около 300 кв. м. Сумму покупки эксперты оценивают в $1000—1200 за 1 кв. м, так как в подобных сделках обычно оплачивается лишь торговое оборудование и товарные остатки.

 

Роман Лунин
Холдинг “Ритейл Групп”
Выручка за первое полугодие 2015: 3,09 млрд гривен

В конце 2014‑го холдинг “Ритейл Групп”, в состав которого входят продовольственные сети “Велика Кишеня”, “Велмарт”, ВК SELECT, “ВК Експрес” и молдавская Green Hills Market, заявил о намерениях развиваться по франчайзинговой модели. Проект должен был реализовываться на базе магазинов у дома “ВК “Экспресс”. На тот момент насыщенность рынка подобным форматом, по оценке “Ритейл Групп”, составляла только 30%. Глава наблюдательного совета холдинга Роман Лунин пообещал открыть в течение пяти лет 200—300 магазинов, если модель будет успешной. Однако за год не было открыто ни одного франчайзингового “ВК Экспресс”. Компания ссылается на нестабильную финансовую ситуацию в стране. В результате франчайзинговый проект заморожен на неопределенное время.

 

Раймонд Туменас
Продовольственная сеть Novus
Выручка за первое полугодие 2015: 1,96 млрд гривен

Продовольственная сеть с литовскими корнями Novus в 2015 году открыла новое для себя направление франчайзинга. По этой схеме уже работают два ее новых магазина в Николаеве. Ранее в этих помещениях находились точки локальной торговой сети “Пятый Океан”. “Смены собственности на указанные площадки не произошло, просто владелец “Пятого Океана” решил развивать франшизу совместно с Novus”,  — поясняет директор департамента маркетинга ООО “Новус Украина” Дмитрий Москвичев. На подготовку франчайзингового направления компания потратила полтора года. Сегодня сеть объединяет 35 объектов.

 

 

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.