Вопрос о том, что делать с ватными соотечественниками, которые когда тайком, а когда и вполне открыто помогают Путину и его оккупантам, актуален в Украине уже как минимум три года.
Общественное мнение в этом вопросе кидается в крайности от “все оставшиеся на оккупированных территориях предатели, жалости к которым быть не может” до “люди на оккупированных территориях такие же украинцы, как и мы, только обманутые, и все, что нужно, — это лишь понять их, простить и помочь”. Кое-кого, конечно, и понять и простить можно, но есть категория граждан, запятнанных настолько, что дискуссия здесь возможна лишь о твердости покрытия нар, места расположения параши и характера полосочек на их арестантской робе.
Однако, как это парадоксально ни звучит, даже в отношении подобных товарищей принцип неотвратимости наказания в украинских реалиях скорее не работает, нежели работает. Достаточно вспомнить таких выдающихся деятелей, как Арсен Клинчаев, Сергей Кравченко, Валерий Голенко, которым, несмотря на откровенную поддержку сепаратистов, удалось достаточно легко избежать в Украине наказания, невзирая на все возмущения патриотической общественности.
Тем временем в Верховной Раде уже больше месяца зарегистрирован законопроект “О запрете коллаборационизма”, который, собственно, и направлен на то, чтобы проблем с доказательной базой для посадки пособников ЛДНР не возникало в принципе. Автором этого документа является народный депутат Игорь Лапин из “Народного фронта”. Эта политсила, как известно, активно позиционирует себя как “партию войны”, и подобная законодательная инициатива должна лишний раз такой статус за “фронтовиками” закрепить.
Так что немудрено, что законопроект о коллаборационизме явно нравится многим патриотам-националистам, но в то же время для многих во власти слишком уж радикален. К примеру, губернатор Донетчины Павел Жебривский выступил категорически против него, дескать, документ “противоречит тому направлению, которое определил президент Украины и которое поддерживает большинство в Верховной Раде”. По словам Жебривского, в нашем Уголовном кодексе и без коллаборационизма хватает статей для сепаратистов, а все население, оставшееся на Донбассе, пугать ни в коем случае не нужно, чтобы не отдалять их еще дальше от Украины.
В чем же суть столь неоднозначно воспринимаемого документа? Сам законопроект добавляет в Уголовный кодекс ст. 111-1 “Коллаборационизм”, предполагающую за него довольно суровое наказание — от 12 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Отдельно, однако, отмечено, что лица, совершившие коллаборантские деяния под физическим принуждением и пытками, от уголовной ответственности освобождаются.
Но самое интересное как раз в том, что именно законопроект предлагает считать коллаборационизмом. Перечень таких деяний не слишком велик: участие в митингах в поддержку оккупационных властей, участие в “референдумах” и “выборах”, проводимых оккупантами, публичные призывы к поддержке оккупантов, получение и использование оккупационных документов, ведение хозяйственной деятельности с оккупантами и “любые другие формы сотрудничество с российскими оккупационными властями”.
То есть, если закон будет признан в предложенном виде, коллаборантом без больших юридических проблем можно будет признать любого гражданина, проживавшего на оккупированной территории.
Так что реакция неприятия от Жебривского более чем понятна. Если охоту на сепаратистов вести согласно букве предложенного закона, то коллаборантами можно признавать на оккупированных территориях всех подряд, что не слишком вяжется с демократическими стандартами и правами человека.
Но не будем спешить с выводами. Пункт об освобождении от наказания для тех, кого силой заставили сотрудничать с оккупантами, дает широкое поле для маневров. То есть в случае принятия закона правоохранители получат инструмент, который позволит им отправить за решетку любого жителя ОРДЛО и точно так же любого оправдать. Получается идеальный инструмент для произвола и злоупотреблений, равно как и для эффективной зачистки оккупированных территорий от любителей “русского мира”. Все зависит от того, кто, как и с какой целью этот инструмент будет использовать.
Разумеется, если такой закон будет принят, европейские правозащитники вроде ребят из Amnesty International будут, мягко говоря, не в восторге и старые истории о “секретных тюрьмах СБУ” засияют новыми яркими красками. Так что в существующем виде документ явно через Верховную Раду не пройдет, но в деле борьбы с сепаратизмом некий подобный инструментарий мог бы сослужить Украине и добрую службу.
В конце концов, в ситуации гибридной войны, когда страна переполнена вражескими “гибридными” агентами, борьба с такой агентурой методами нормальной мирной юриспруденции обречена на неэффективность, что мы по большому счету наблюдаем уже третий год. Жесткое же законодательство, позволяющее без лишней юридической казуистики сажать всех связанных с оккупантами, позволяло бы заметно приструнить разного рода “вату”. Даже парочка громких процессов над откровенными сепаратистами, которые сели бы на 12 лет за крики на митинге “Путин, введи войска”, заставила бы огромное число нашей “ваты” где-нибудь в Мариуполе или Славянске лишний раз подумать, стоит ли ходить на какую-нибудь сходку с сепаратистским душком, например, ко Дню Победы или на какой-нибудь очередной кремлевский флешмоб вроде распевания советских песен на вокзалах. А многие из тех, кто до сих пор не боится агитировать за “русский мир” в Украине, поспешил бы побыстрее эмигрировать на “каноническую территорию” этого самого “русского мира”.