Как следует из заявлений причастных лиц, запланированная реформа имеет отнюдь не общегосударственный, а вполне конкретный интерес: усилить возможности новой власти в судах.
До конца апреля рабочая группа по судебной реформе, созданная президентом Виктором Януковичем 24 марта, должна наработать единый согласованный проект концепции судебно-правовой реформы и закона о судоустройстве. Такие задачи вчера на заседании рабочей группы озвучил ее руководитель, министр юстиции Александр Лавринович. Он также попросил членов группы предоставить до 29 марта предложения по реформированию судебной системы.
В то же время у знающих людей остается много вопросов как по поводу работы новосозданного органа, так и касательно возможных результатов его работы. В любом случае, мало у кого ныне вызывает сомнения стратегическое намерение регионалов, которое те даже не пытаются скрывать: максимально усилить свое присутствие и влияние в судах и других юридических сферах.
В этом контексте особое внимание привлекает изначальная расстановка людей, чьи мнения и решения в отношении судебно-правовой реформы будут в конечном итоге наиболее значимыми. В частности, повторим, во главе рабочей группы стоит регионал Александр Лавринович, в то время как секретарем этого органа назначена еще один представитель Партии регионов, первый замглавы администрации президента Елена Лукаш. При этом реформа никоим образом не сможет обойти парламент, а там кресло главы профильного комитета Рады по правосудию занимает Сергей Кивалов (Партия регионов). Последнее особенно важно, если учесть, что господину Кивалову в последние годы удалось завоевать поддержку подавляющего большинства членов своего комитета. Еще один принципиальный нюанс состоит в том, что “доводиться до кондиции” судебно-правовая реформа будет именно в парламентском комитете. Примечательно, что масштабные изменения в законы о статусе судей и о судоустройстве (законопроекты №№0916 и 0917), поданные в парламент еще президентом Виктором Ющенко в декабре 2006 г., претерпели существенные, если не концептуальные трансформации именно в комитете. Летом 2008 г. там, в частности, были одобрены около 400 поправок в упомянутые законопроекты, которые, по оценкам многих специалистов, превратили их в принципиально иные документы. Напомним, с 2008 г. законопроекты №№0916 и 0917 были ресурсом команды Сергея Кивалова по лишению полномочий своих главных оппонентов — Верховного суда (ВСУ) и его председателя Василия Онопенко.
Таким образом, логично предположить, что в конечном итоге будет не так важно, какой продукт создаст президентская рабочая группа по судебной реформе. Намного критичнее вопрос — что из всего этого получится в недрах парламента.
В своих выступлениях и Виктор Янукович, и Александр Лавринович высказывали некоторые мысли, созвучные с идеями Сергея Кивалова последних лет. В частности, речь о том, чтобы забрать у ВСУ кассационные полномочия. “Целесообразно пересмотреть структуру ВСУ, где хоз- и админдела рассматриваются соответствующими палатами, несмотря на функционирование ВХСУ и ВАСУ. Скажите, пожалуйста, нам нужна вторая кассация? Тогда зачем, условно говоря, две палаты держать в ВСУ”,— сказал господин Янукович. А Александр Лавринович предложил создать единые суды первой инстанции, которым будут подсудны все дела, где стороной выступают граждане. “Апелляционная инстанция станет последней для преимущественного большинства судебных решений и тоже может стать единой для всех видов дел. Это должно существенно облегчить задачу ВСУ по обеспечению единства судебной практики. Высшие специализированные суды должны стать настоящей и единой кассационной инстанцией”,— сказал министр юстиции.
В ВСУ на данный момент пытаются сохранять спокойствие и готовят свои предложения к концепции и законопроекту. Представители высшего судебного органа отмечают, что все высказанное на вчерашнем заседании рабочей группы — не более чем мнения отдельных лиц, которые не обязательно будут зафиксированы в будущих документах.
Примечательно, что Виктор Янукович призвал членов рабочей группы активно сотрудничать с Венецианской комиссией в рамках судебно-правовой реформы. Ранее “i” сообщали, что в своем последнем заключении по поводу законопроектов №№0916 и 0917 эксперты Венецианской комиссии отмечали необходимость изменений непосредственно Конституции. По их мнению, именно положения Основного закона препятствуют созданию независимой судебной системы. В первую очередь — речь о необходимости исключения или существенного ограничения участия политиков (Рады и президента) в процедурах избрания, назначения и увольнения судей, а также создания судов.
Андрей УМАНЕЦ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.