Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рефери монополий

[15:14 09 июля 2012 года ] [ Эксперт, №26, 9 июля 2012 ]

Рафаэль Кузьмин, первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины, рассказал о конкуренции во время Евро-2012 и функциях органа обжалования

В дни футбольного чемпионата Европы у Антимонопольного комитета (АМК) Украины прибавилось работы: ему пришлось расследовать случаи несоблюдения конкуренции на рынке гостиничных услуг, а также следить за тем, чтобы таксисты и страховщики не взвинчивали цены. В частности, благодаря АМК пассажиры железнодорожного транспорта узнали, что им во время поездки должны приносить чай. Такая услуга включена в стоимость билетов, и теперь “Укрзалiзниця” обязана информировать об этом людей. Параллельно велось расследование на предмет завышения мобильными операторами тарифов на роуминг (дошло до того, что оператор “МТС Украина” заявил о возможном уходе с рынка, если комитет оштрафует компанию по максимуму). А в качестве органа обжалования в сфере госзакупок АМК рассмотрел за месяц сотни жалоб.

Комитет загружен работой: в кабинет первого заместителя председателя ведомства Рафаэля Кузьмина (двоюродного брата первого заместителя генпрокурора Украины Рената Кузьмина) даже во время интервью каждые пять минут заходят коллеги с просьбами оперативно решить тот или иной вопрос. Работать, по словам Кузьмина, приходится быстро — сотрудники в последнее время часто задерживаются на службе до десяти вечера.

— В период проведения футбольного чемпионата Евро-2012 многие украинские предприятия повысили цены. Мы заметили, что больше других зарабатывают на фанатах отельеры, рестораторы, таксисты. Как АМК реагирует на такие случаи?

— Еще до начала чемпионата прошла информация о том, что отечественные гостиницы в принимающих Евро-2012 городах установили необоснованно высокие цены на проживание. Мы начали расследование.

— И что показали результаты?

— Сотрудники комитета изучили, как формировались цены. Дело в том, что почти все номера в преддверии чемпионата были отремонтированы под евростандарт, что, безусловно, повлияло на цену. Однако главное даже не это. Решающим стал ответ на такой вопрос: превышают ли украинские цены на гостиничные услуги цены в Польше, России и в Европе?

— И оказалось, что да? Во всяком случае, на это указывают гости нашей страны.

— Нет. В Украине номера всех категорий стоят дешевле, чем в Польше, а номера люкс одинаковые по стоимости.

— Каким образом вы исследовали рынок?

— Мы сравнивали цены в гостиницах Киева, Львова, Донецка, Харькова с ценами в равнозначных регионах. Например, оказалось, что стоимость проживания в Донецке почти такая же, как и в соседней Днепропетровской области. Гостиничные услуги во Львове не дороже, чем в Одессе. Поэтому нельзя утверждать, что цены в украинских отелях необоснованно выросли в связи с Евро-2012.

— Вы проанализировали, как формируется цена в тех гостиницах, которые не проводили ремонт, но повышали цены вдогонку за фешенебельными отелями?

— Этим занимаются территориальные отделения АМК, и вывод будет сделан после Евро-2012. В некоторых регионах есть завышения.

— Многие агентства недвижимости к Евро-2012 подняли цены на квартиры как минимум в два раза. Как вы реагируете на эти случаи?

— Во-первых, нам нужна информация о том, в каком районе это происходит, в каком доме. К нам пока не поступает информация о существовании домов с непомерно высокими ценами на аренду квартир. Кроме того, сиюминутное повышение цен на любые услуги — это не наша сфера деятельности.

— А чья?

— Понимаете, это рынок. Как вы его проконтролируете?

— Какой, согласно вашему расследованию, в Украине самый дорогой отель?

— Пятизвездочные отели в Киеве: Intercontinental, Premier Palace, Hyatt Regency Kyiv. Во Львове — Citadel Inn. К слову, на цены в этой львовской гостинице были жалобы.

 

В булочную — на такси

— Исследовал ли комитет рынок таксомоторных услуг? Жители и гости столицы жалуются на то, что во время Евро-2012 минимальный тариф в Киеве составлял 65, а цена за километр — 11 гривен, хотя обычно это 15—25 и 2,50—3 гривни соответственно.

— Рост цен могла предотвратить только конкуренция. Антимонопольный комитет проводил мероприятия, чтобы не допустить сговора таксистов. Успех в этом деле зависел от действий администрации аэропортов, которые заключают с фирмами договоры о предоставлении услуг такси либо разрешают или запрещают таксистам парковаться. Когда администрация аэропорта выбирает одну фирму, то у той есть все возможности повысить цены, благодаря чему исчезает конкуренция. Мы вмешались в этот процесс, и аэропорт “Киев” (“Жуляны”) расторг договор с такой фирмой и разрешил парковаться всем фирмам такси, имеющим лицензию. Так удалось сбить повышение цен на услуги такси.

— Вы знаете, как формируется цена на нелегальном рынке такси? “Если сравнить роуминговые тарифы на мобильную связь, то получается, что украинец почему-то платит больше, чем россиянин”

— Это не входит в сферу нашей компетенции. Для борьбы с теневой деятельностью есть специальные правоохранительные органы. Тем не менее в рамках расследования, которое длится уже четыре месяца, АМК вместе с правоохранительными органами такой картель выявил. Из-за тайны следствия я не могу огласить названия компаний-заговорщиков, к тому же нарушения уже устранены. Сейчас решается вопрос о наложении штрафа.

— О какой сумме штрафа идет речь?

— Этим занимается Киевское городское территориальное отделение, но его сотрудникам я посоветовал вынести вопрос на рассмотрение административной коллегии нашего комитета. Тогда мы можем наложить максимальный штраф — до десяти процентов годового оборота на каждого нарушителя.

— Полгода назад АМК предупредил участников страхового рынка о том, чтобы те не спекулировали на теме Евро-2012 и не завышали цены на страховые полисы. Каковы результаты?

— По нашим данным, этот рынок конкурентный. Проблема заключалась в том, что таможенные посты не должны были сотрудничать только с одной страховой компанией. Зампредседателя АМК Лариса Колесник на заседании круглого стола обсудила эти вопросы со всеми участниками. Таможенники нас поддержали, и доступ к предоставлению страховых услуг получили все страховщики.

 

Мобильщики “подвинутся”

— Недавно Верховная Рада проголосовала за законопроект, который лишает Антимонопольный комитет полномочий по определению монополистов на рынке телекоммуникационных услуг за счет передачи этих функций Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации. Закон сейчас находится на подписи у президента. По вашему мнению, стоит ли его подписывать?

— Думаю, да.

— Вы выступаете за сокращение полномочий комитета?

— Функции и полномочия регулятора заключаются в том, чтобы при выдаче лицензии и формировании тарифа иметь полную информацию об участниках рынка. Получается так, что АМК, например, определяет монопольное положение субъекта хозяйственной деятельности за 2011 год, а тарифы надо устанавливать на 2012-й. Как прошлый период влияет на нынешний? Существует временной разрыв. Лучше всего рыночную долю того или иного участника знает регулятор. Поэтому у него должны быть и полномочия.

— Премьер-министр Николай Азаров поручил АМК разобраться с завышением цен операторами мобильной связи. Когда закон вступит в силу, кто будет выполнять поручение — Антимонопольный комитет или Нацкомиссия?

— Нет, не комиссия. Мы разбираемся с этим уже четыре месяца. Выяснилось, что у одного из операторов украинец платит за роуминг больше, чем россиянин.

— Мы сейчас говорим об МТС?

— Я не буду называть компанию.

— К слову, какой у вас оператор? У нас — МТС…

— И у меня! (улыбается). У жены — “Киевстар”. Так вот если сравнить роуминговые тарифы на мобильную связь, то получается, что украинец почему-то платит больше, чем россиянин.

— Насколько больше?

— Это не секрет. Россияне платят восемь с половиной гривни, украинцы — от восьми до двенадцати. Мы на эту ситуацию однозначно повлияем. Более того, приложим все усилия, чтобы выровнять тарифы на роуминг между украинцами, европейцами и россиянами.

— Расследование длится уже четыре месяца. Сколько вам еще нужно времени, чтобы его завершить?

— Уже всё, мы на финише.

— Такое формирование цены операторами, судя по предварительному расследованию, обоснованно или это попытка завысить прибыль?

— Логика такова: есть инвестиция в нашу страну, есть факт развития технологий и модернизации этих услуг. Сказать, что в целом Украина рассматривается мобильными операторами как страна, из населения которой нужно выдавить побольше денег, мы не можем. Рынок олигопольный. Правила игры мы все знаем: один участник рынка повышает/снижает цены — другой реагирует. Сказать о какой-то спекулятивной составляющей я не могу.

— Вмешивается ли в расследование Нацкомиссия?

— Регулятор нам помогает, предоставляет всю необходимую информацию.

— Кто из операторов лучше всего сотрудничает с АМК, предоставляют ли они информацию, необходимую для расследования?

— “Киевстар”, МТС и другие операторы мобильной связи предоставили полную достоверную информацию. Вопрос в другом: в квалификации нарушений и в осознании ими этого нарушения. Если они не поймут, что тарифы должны быть одинаковы для всех, и не постараются уравновесить их, мы будем вынуждены применить жесткие санкции.

— А операторы идут на уступки?

— Идут. С ними работают и регулятор, и правительство.

 

Инспекция контроля

— Правительство возобновило деятельность ликвидированной в марте прошлого года Государственной инспекции по контролю над ценами. Не приведет ли это к дублированию функций с АМК?

— Нет. Инспекция по ценам занимается регулированием цен на социально важные продукты — хлеб, масло и другие. У нашего комитета более глобальная задача: он занимается исследованием состояния конкуренции на общегосударственном и региональных рынках. Кроме того, работники ценовой инспекции будут мониторить информацию о структуре себестоимости социальных продуктов и, обнаружив нарушения, подадут их в АМК. Если передать функции Госценинспекции Антимонопольному комитету, то придется увеличивать штат и финансирование. Своими силами мы не сможем выполнять эти полномочия, ведь в территориальных отделениях у нас в среднем работает от 15 до 23 сотрудников.

— Вам какой сценарий больше нравится: чтобы инспекция стояла особняком или находилась в структуре АМК?

— Всё познается в сравнении. В других странах такого органа, как инспекция по контролю над ценами, нет, однако такие функции есть. Часть из них лежит на министерствах, часть на регуляторах. В некоторых странах, например в США, эти полномочия закреплены за конкурентными ведомствами. Японская комиссия по честным сделкам в свое время выполняла такие функции, как согласование и регулирование цен на рынках кустарного производства. Но когда на этих рынках появились крупные игроки, комиссия ушла от регулирования.

— А кто контролировал цены на этих рынках во время отсутствия госкомиссии?

— Правительство и областные госадминистрации.

— Этот контроль был эффективным?

— Честно — да. Почти на каждом заседании Кабмина Николай Азаров поднимал вопросы о повышении цен на разные продукты питания и призывал местное руководство сдерживать рост цен на них. Как правило, это давало эффект.

— Сейчас в парламенте зарегистрирован проект поправок к Закону “О защите экономической конкуренции” (№9508), который даст АМК право получать объяснения физических и юридических лиц, требовать предоставление информации, изымать документы, проводить проверки. С чем связана необходимость расширения ваших полномочий?

— Все эти полномочия и сейчас закреплены за АМК законами “Об Антимонопольном комитете Украины” и “О защите экономической конкуренции”. В законопроекте №9508 идет речь об упорядочении этих полномочий, прежде всего, с целью наиболее полной защиты прав ответчика, об организации и систематизации этих полномочий.

— Почему тогда этот закон “завис” в парламенте?

— Там его воспринимают как попытку расширить полномочия, хотя мы неоднократно пытались убедить правительство и народных депутатов в том, что это не так. Мы можем говорить о расширении полномочий только в случае введения уголовной ответственности за злоупотребление монопольным положением и картельные сговоры. Она предусмотрена, например, в США и Японии. Если эта ответственность будет введена, АМК вместе с оперативными подразделениями должен иметь право выявлять и расследовать нарушения. Это целый комплекс мер. Без наличия уголовной ответственности все изменения законодательства нельзя трактовать как расширение полномочий. У комитета достаточно полномочий.

 

Соблазн госзакупок

— Закон “Об осуществлении государственных закупок” фактически лишил Министерство экономического развития и торговли права контролировать процесс проведения госзакупок. После того как он заработал, бОльшая часть полномочий в этой сфере, в первую очередь функция обжалования, переместилась в Антимонопольный комитет. Что изменилось в работе АМК с вступлением закона в силу?

— Нагрузка усилилась, количество жалоб увеличилось, количество заседаний и рассмотренных дел тоже выросло. Естественно, это требует увеличения штата, однако сейчас ввиду административной реформы мы не можем говорить об этом. Пока комитет старается выдержать повышенную нагрузку.

— Согласно закону о госзакупках, обжалование сделки по товарам стоит пять тысяч гривен, работ и услуг — 15 тысяч. Сколько на процедуре закупок зарабатывает государство?

— За пять месяцев этого года поступило 1,4 миллиона гривен.

— А если в количествах жалоб — это сколько?

— 274. Из них было оплачено 266.

— Теоретически эти деньги могли бы стать базой для увеличения штата АМК?

— Нет. Одна из задач админреформы состоит в том, чтобы подобные суммы не оседали на счетах госорганов, а шли в госбюджет.

— Многие участники тендеров жалуются, что закон сместил центр коррупции из Министерства экономического развития и торговли в Антимонопольный комитет. К примеру, если жалоба поступает в день принятия решения об осуществлении госзакупки, АМК автоматически приостанавливает процедуру госзакупки.

— Всё зависит от того, когда происходит вскрытие конвертов с документацией по тендерной процедуре. Если в одиннадцать часов, а жалоба поступила в десять, то мы принимаем ее во внимание, однако тендер не приостанавливаем. А если жалоба пришла за день-два до момента вскрытия, и у нас есть время поставить заказчика в известность, то приостанавливаем.

— Допускаете ли вы такой факт, что недобросовестные предприятия могут использовать эту схему для срыва процедуры госзакупки в своих целях? Компания “Облтопливо”, например, за последние полтора года подала несколько десятков жалоб.

— Мы это допускаем, однако и жалобщик, и заказчик — участники процесса, и комитет не может их исключить. Компания “Облтопливо” оспаривала госзакупки угля в Одесской, Херсонской и Николаевской областях. Но ведь она — реальный участник, а не специально созданная под тендер фирма.

— Существует ли у АМК механизм выявления таких недобросовестных участников?

— Тендерная документация предполагает сведения о предыдущей деятельности, наличие договоров за прошлый период. Когда нам подает жалобу фирма-однодневка, у которой нет никакой предыдущей деятельности, мы эту жалобу отклоняем. В нашей стране каждый имеет право обжаловать тендер: и участник, и неучастник.

— С момента вступления в силу закона о госзакупках парламент неоднократно его корректировал. Так, из-под действия закона выводились госзакупки в различных сферах (газ, почтовые марки, комплектующие для самолетов и вертолетов, зеленые инвестиции, Евро-2012). Оппозиция обвиняет правительство в попытке выхолостить закон и создать возможности для коррупционных схем. Что об этом думаете вы?

— Возьмем, например, тендер на закупку оборудования, которое обеспечивает безопасность работы атомной электростанции. Вот для чего, скажите, нам проводить тендер, если обеспечивать ядерную безопасность — обязанность государства. На мой взгляд, такие сегменты надо выводить из-под тендеров.

— Так что получается, и закупки под Евро-2012 тоже стоило проводить без конкурсов?

— Положа руку на сердце, то не нужно было. Но если бы мы их не вывели, вряд ли удалось бы успешно принять гостей и построить инфраструктуру. Если бы в эти процессы включились недобросовестные участники, то процесс подготовки к чемпионату, да еще с процедурой судебного обжалования, растянулся бы на годы. Я считаю, что правильно поступили.

— Скажите, намерен ли Антимонопольный комитет по факту проведения Евро-2012 проверять, что было продано, как проводились госзакупки?

— Будем исследовать, проверять. И не раз. Я уверен, что и другие органы подключатся в соответствии со своими полномочиями. Антимонопольный комитет будет проверять по части защиты и соблюдения конкурентного законодательства.

— Впереди у нас Евробаскет-2015. Допускаете ли вы, что имея опыт Евро-2012, правительство поддастся соблазну вывести из-под закона госзакупки под чемпионат по баскетболу?

— Для Украины принять и провести чемпионат Европы по футболу — резонансное событие. В отличие от Италии или Испании, у нас не было инфраструктуры для принятия тысяч болельщиков. Предыдущая власть с ее чрезмерной распущенностью вряд ли обеспечила бы проведение мероприятия на таком уровне. Нужна была концентрация воли и усилий. С этой задачей мы справились. Евробаскет — мероприятие меньшего масштаба, чем Евро-2012. Во-первых, болельщиков приедет меньше, во-вторых, инфраструктура не такая тяжелая — нужно три-четыре баскетбольных помещения.

— Будет ли Антимонопольный комитет инициировать правки в закон о госзакупках?

— Да, мы постоянно работаем над его совершенствованием. Есть такие сегменты, отрасли естественных монополий, которые нужно выводить из-под действия закона об осуществлении государственных закупок. Например, это ядерная безопасность, обеспечение больниц определенными медикаментами и некоторыми видами продуктов питания. Тут государство должно оперативно действовать, и пусть потом само перед собой отвечает, по какой цене оно купило эти товары. Есть Контрольно-ревизионное управление, прокуратура, милиция, которые могут привлечь недобросовестного чиновника к уголовной ответственности. Для всей экономики тендерные процедуры надо развивать, но есть такие участки, где конкурсы не нужны.

— А есть те, в которых нужны, но их вывели из-под тендеров, а теперь нужно ввести обратно?

— Те же закупки под Евро-2012. Строительство дорог, стадионов, мостов должно проходить путем проведения конкурсов.

— Намерено ли правительство возвращать госзакупки в этих сферах под действие закона?

— Это произойдет естественным путем.

Галина КАЛАЧОВА, Светлана КРЮКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.