Ранее в блоге президента были опубликованы его рассуждения о катастрофе в Мексиканском заливе и предложение о создании глобального фонда борьбы с последствиями нефтяных разливов.
Если предложение о создании глобального фонда представляется несколько утопичным и небесспорным, то идея создания международных правовых механизмов, регулирующих добычу углеводородов на шельфе, крайне своевременна. Катастрофа в Мексиканском заливе никоим образом не является исключением в практике добычи углеводородов на шельфе. Так, в 2009 г. авария на буровой установке “Монтара” привела к разливу нефти, на локализацию которого ушло 73 дня.
Мексиканский залив — место сосредоточения лучших в мире инженеров и инфраструктуры для ликвидации последствий аварий, включая флот, авиацию, контрольное оборудование и необходимые производственные мощности. И даже здесь оказалось исключительно трудно реагировать на произошедшую катастрофу. Для России, активно намеревающейся осваивать ресурсы углеводородов на арктическом шельфе, катастрофа в Мексиканском заливе служит грозным предупреждением. Существующие технологии не позволяют быстро и эффективно бороться с разливами на шельфе, при этом глубина является усложняющим фактором, особенно в холодных водах, как в Арктике. Работу оборудования и персонала будут затруднять холодная и экстремальная погода, короткий световой день, ледовые условия, удаленность от базовой инфраструктуры. Если последствия загрязнения Мексиканского залива будут сказываться десятки лет, то в арктических водах на разложение нефти ушли бы сотни лет.
Во многих случаях главной проблемой является не финансирование, а наличие технологий и инфраструктуры для ликвидации разливов. Именно поэтому идея финансовых механизмов вроде глобального фонда по крайней мере должна сопровождаться принятием согласованных единых правил разведки и добычи углеводородов.
Главной причиной катастрофы в Мексиканском заливе является существующая система саморегуляции в нефтегазовом секторе. Ни один из международных институтов не осуществляет регулирования данного сектора и не устанавливает международных стандартов. Неэффективно работают национальные механизмы регулирования и применения системы оценки рисков.
В условиях саморегуляции, высокой цены и устойчивого спроса компании нефтегазового сектора постепенно стали принимать к осуществлению проекты, не обеспеченные средствами предотвращения и ликвидации аварий. Такие проекты в принципе не должны быть разрешены к реализации.
Наблюдается прямая аналогия с финансовым кризисом 2008 г., когда главной проблемой являлось не отсутствие ликвидности у финансовых институтов, а недопустимо рискованные кредитные операции, которые они осуществляли в условиях большого спроса, большой прибыли и саморегуляции сектора. Основной причиной кризиса стало именно несовершенство регуляторных институтов в условиях глобализации.
Ряд стран уже приняли превентивные меры после катастрофы в Мексиканском заливе. США отложили все новое бурение до полной оценки причин и последствий катастрофы, которую осуществляет сенатская комиссия. Канада потребовала провести дополнительное внеочередное обследование скважин на предмет безопасности. Норвегия по примеру США приостановила выдачу разрешений на новое бурение на шельфе.
Учитывая, что основные компании, ведущие разработку шельфа, являются транснациональными, а также учитывая международный характер последствий происходящих разливов, имеет смысл проработать вопрос создания региональных международных регуляторов (например, для Арктики, Персидского залива, Карибского бассейна, Гвинейского залива и т. д.). Эти механизмы должны обеспечить:
— оценку воздействия на окружающую среду на всех стадиях от разведки до консервации;
— упреждающее создание инфраструктуры ликвидации последствий разливов и систем подготовки персонала и быстрого реагирования;
— тщательную оценку рисков, включая возможные аварийные ситуации;
— пространственное планирование, обеспечивающее гарантированную защиту биологических ресурсов;
— передачу технологий по ликвидации последствий аварий развивающимся странам, если могут пострадать их акватории.
На саммите “двадцатки” не удалось договориться о создании рабочей группы по разработке международных правовых механизмов, но и прямой оппозиции российскому предложению не было, а это само по себе революция, учитывая огромные лоббистские возможности нефтегазовых гигантов. Необходимо продолжить работу по продвижению данного предложения, подкрепляя свою позицию личным примером. Таким примером могло бы стать скорейшее принятие подготовленного законопроекта о защите морской среды от нефтяного загрязнения и объявление временного моратория на разведку и добычу углеводородов на арктическом шельфе до получения подтверждения безопасности предлагаемых к использованию технологий и адекватности средств ликвидации возможных аварий, создаваемых до начала работ.
Игорь ЧЕСТИН, директор WWF России, Грег БОРН, директор WWF Австралии, бывший управляющий по бурению BP
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.